В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Арабо-израильский узел затянут еще туже

Минувший 2008-й год ознаменовался беспрецедентными усилиями международного сообщества по продвижению арабо- израильского урегулирования, однако, он так и не стал "годом прорыва" -- проведенная Израилем в новогодние дни военная операция в секторе Газа практически перечеркнула все, что было достигнуто с момента возобновления палестино- израильского мирного процесса.

Сохранились все известные "подводные камни" и сложности на пути к ближневосточному окончательному урегулированию, существовавшие и до конференции в Аннаполисе /ноябрь 2007 года/. Кроме того, прибавился кризис власти в Израиле, а "проблема ХАМАС", которая прежде выводилась "за скобки" переговоров, на данном этапе превратилась в один из главных факторов региональной и даже мировой политики.

Несмотря на серьезные потери, понесенные исламистами в результате израильских ударов, движение ХАМАС в определенной мере даже повысило свою значимость в глазах мирового сообщества и, особенно, западных политиков. Столкнувшись с общественным давлением в своих странах, требующим оказать всемерную помощь жителям Газы и снять с нее блокаду, представители западных стран и международных организаций не могут игнорировать тот факт, что масштабная помощь невозможна без, хотя бы, минимальной координации с ХАМАС, сохраняющим власть в секторе. Показательно, в этой связи, что, например, Франция уже не исключает возможности контактов с палестинским правительством национального единства, если в него войдут представители ХАМАС. Кроме того, боевые действия серьезно ослабили и внутренние позиции умеренных палестинских сил, прежде всего, главы Палестинской национальной администрации /ПНА/ Махмуда Аббаса и возглавляемого им движения ФАТХ.

Поэтому, хотя сложившаяся сейчас в регионе ситуация и отличается крайней неопределенностью и запутанностью, несомненно, что в ближайшие месяцы "фактор ХАМАС" будет определяющим в плане дальнейшего развития ситуации – как внутри палестинского общества, так и во взаимоотношениях с Израилем. По мнению международных экспертов, именно по этой проблеме и предстоит в первую очередь определиться новой администрации Белого дома во главе с президентом Бараком Обамой.

Как пишет в связи с этим The New York Times, пока "Обама не раскрыл карты, а только призвал к тому, чтобы палестинская администрация сыграла роль в восстановлении Газы". Но уже в самое ближайшее время эксперты и политики хотели бы услышать от Вашингтона, "продолжит ли он политику изоляции ХАМАС, или попытается создать надежное единое палестинское правительство, которое смогло бы вести переговоры и вступить в межгосударственные отношения с Израилем для создания палестинского государства".

"Это -- момент очень трудного выбора, где нет доминирующего подхода с очевидными преимуществами, – приводит газета мнение президента тель-авивского политологического Института Рейта Гиди Гринштейн. – Обаму толкают на создание правительства палестинского национального единства, переговоры и всестороннее урегулирование". Однако аналитик "опасается, как бы такое решение не оказалось ошибочным в момент слабости, политического и конституционного кризиса палестинской стороны".

Пока межпалестинские переговоры о национальном примирении находятся на стадии консультаций и взаимных упреков, а также попыток выдвигать предварительные условия. Например, ХАМАС требует от Аббаса полного замораживания контактов с Израилем, как технических, так и политических. Более того, исламисты требуют, чтобы впредь подобные переговоры велись только с "позиции сопротивления оккупации". Они выдвинули и ряд других требований, в том числе о немедленном освобождении своих сторонников, арестованных на Западном берегу реки Иордан. При этом, результатом создания такого правительства национального единства должно стать назначение даты президентских и парламентских выборов, по результатам которых, как опасаются многие эксперты, может вновь победить ХАМАС.

Этот сценарий совершенно не согласуется однако с текущей политикой Израиля, который в начале 2006 года объявил политический и экономический бойкот не только ХАМАС, но и любому правительству, в котором будут присутствовать представители исламистов. И на данном этапе израильские лидеры отнюдь не собираются ее менять. "Пока ХАМАС остается у власти, ситуация в Газе не нормализуется, – сказала в связи с этим глава МИД Ципи Ливни. – Это – не законное правительство, и Израиль не будет работать с ним или признавать его". "Пока ХАМАС контролирует сектор Газа, но не признает право Израиля на существование и не отвергает террор, я не представляю, чтобы ситуация в их экономике была такой же, как на Западном берегу реки Иордан – месте, где мы работаем вместе с /палестинским/ правительством в плане помощи их экономике и по другим вопросам", – подчеркнула Ливни.

Тем более, Израилю будет нелегко менять свою позицию даже под международным давлением, если таковое будет иметь место. Ведь с 2006 года, когда ХАМАС предлагало Израилю не вести политические переговоры, а ограничиться пограничными и хозяйственными контактами на фоне многолетнего перемирия, движение претерпело серьезную радикализацию. Соответственно, израильским властям просто будет нечем объяснить согражданам, почему они отвергали ХАМАС, предлагавшее реальное многолетнее перемирие, но вдруг смягчают свое отношение к исламистам, не скрывающим теперь своего намерения вооружаться.

При этом, последняя военная операция, которая стала кульминационным моментом почти трехлетней блокады, заметно прибавила агрессивности не только ХАМАС, но и другим палестинским группировкам – Народному и Демократическому фронтам освобождения Палестины, "Комитетам народного сопротивления", "Исламскому джихаду" и даже "Бригадам мучеников Аль-Аксы" – военному крылу ФАТХ. На этом фоне ХАМАС просто не может демонстрировать умеренные взгляды, например, признать право Израиля на существование или отказаться от силовых методов сопротивления. Такой вариант лишил бы хамасовцев "политического лица" и права называться лидерами сопротивления, а, значит, и возможности какого- либо контроля над ситуацией.

Практически, проводимая Израилем и, с его подачи, Западом политика изоляции ХАМАС завязала еще один узел в и без того крайне запутанном "ближневосточном клубке". При этом, ситуация, по сути, копирует и саму проблему окончательного урегулирования: "красные линии" сторон лежат вне компромиссного поля. Другими словами, даже минимальные требования одной стороны являются чрезмерными для другой. И это определяется даже не самими политиками, а общественным мнением, поскольку ситуация в области лидерства сейчас такова, что деятелей, которые были бы способны переломить инерцию мышления своих избирателей, нет.

Не наблюдается и такого внешнего воздействия, под влиянием которого "болезненные уступки" стали бы восприниматься и израильтянами и палестинцами как "меньшее из двух зол", а сохранение статус-кво могло бы ассоциироваться с нестерпимым положением. Пока все выглядит, как раз, наоборот -- в международном сообществе не наблюдается ни единодушия, ни долговременных стимулов, или ресурсов и возможностей для организации подобного воздействия.

Не вселяют особых надежд на радикальные изменения и предстоящие 10 февраля в Израиле парламентские выборы. В упрощенном виде здесь можно выделить три подхода к процессу урегулирования. Левый лагерь, представленный в парламенте партиями "Авода" и МЕРЕЦ, делает акцент на скорейшем достижении мира, а совместную работу над укреплением безопасности предлагает проводить постепенно, в рабочем порядке. Но этот вариант сейчас не имеет практических перспектив, так как у левых, судя по опросам, нет даже теоретической возможности сформировать правительство. Правые же во главе с "Ликудом", наоборот, говорят о примате безопасности, делая ее обеспечение главным условием для возобновления политического процесса.

Правящая сейчас центристская "Кадима" пытается совместить оба эти направления. "Наша платформа сочетает в себе все основополагающие принципы: избирателю не нужно выбирать между "миром" левых и "безопасностью" правых", – сказала в одном из предвыборных интервью лидер "Кадимы" Ципи Ливни, возглавляющая также группу по переговорам с палестинцами. При этом, она заявила, что "ни о каких далеко идущих уступках речь пока не заходила". "Например, мы еще даже не обсуждали будущий статус Иерусалима, что подтвердили и палестинцы, и американцы, – отметила Ливни. – Я веду переговоры с тем, чтобы защитить наши интересы, а не для того, чтобы дарить палестинцам незаслуженные подарки за наш счет. И именно поэтому я не стану заключать никаких договоренностей о границах, пока не пойму, что противоположная сторона готова взять на себя ответственность за ее неприкосновенность, а за работой пограничных переходов будет установлен неусыпный контроль".

Ливни также подтвердила, что не намерена мириться с властью ХАМАС в секторе Газа, а тем более – с распространением его влияния на Западный берег реки Иордан, и основными требованиями к этому радикальному движению остаются три условия: признание как права Израиля на существование, так и подписанных ранее договоренностей, а также отказ от методов террора. Лидер "Кадимы" особо подчеркивает, что "Израиль исключительно добровольно встал на путь мирного процесса с прагматически мыслящими лидерами палестинского общества, а взамен мировое сообщество оказывает неослабевающее давление на ХАМАС и не вмешивается в наши переговоры с палестинцами, позволяя Израилю вести их по собственному усмотрению". "В условиях отсутствия диалога с палестинцами мы снова окажемся в изоляции, и нас опять начнут "прессовать" различными "мирными инициативами", будь то саудовская, французская или американская, – сказала Ливни. – И, в конце концов, вынудят сделать то, что нам, определенно, не понравится".

"Сейчас мировое сообщество полностью принимает тот факт, что переговоры носят исключительно двусторонний характер, что они ведутся тайно и не ограничены какими-либо сроками, – подчеркнула она. – Когда мы не ждем у моря погоды и берем инициативу в свои руки, мы тем самым не только гарантируем свое будущее, но и привлекаем на свою сторону мировое сообщество".

Иначе смотрит на перспективы ближневосточного урегулирования основной соперник Ливни – лидер "Ликуд" Биньямин Нетаньяху. "У Израиля есть три варианта, – сказал он в интервью французской "Фигаро". – Либо повторить прежние ошибки и уйти с Западного берега, как того хочет "Кадима", либо ничего не делать, но лучше было бы способствовать появлению надежного партнера и поддерживать умеренные силы среди палестинцев, а для этого необходимо создать условия для быстрого экономического роста". "Именно экономическое процветание делает возможным политическое урегулирование, и все попытки построения пирамиды мира с вершины, а не с фундамента – абсурдны", – считает он.

Нетаньяху также добавил, что Иерусалим должен оставаться неделимой столицей Израиля под израильским контролем, а святым местам следует присвоить специальный статус, гарантирующий доступ к ним для представителей всех религий. Он не ожидает и особого давления на Израиль со стороны США после прихода Барака Обамы в Белый дом, тем более, что достижение мира с палестинцами останется одной из провозглашенных задач израильского правительства, если его возглавит Нетаньяху.

В отношении переговоров с Сирией, несмотря на ожидание смены американской политики, Нетаньяху настроен более осторожно, что, в принципе, совпадает с позицией Ципи Ливни. "Президент /Башар/ Асад, похоже, не хочет разрывать отношения с Ираном, и Сирия ведет двойную игру, – сказал он. Ведя переговоры с Западом и Израилем, она продолжает поставлять оружие "Хезболлах", давать убежище руководству ХАМАС и сотрудничать с международным терроризмом в Ираке".

Единую позицию сохраняют израильские политики и по отношению к ядерной программе Тегерана. Нетаньяху, правда, не исключает при этом возможность переговоров США с Ираном, так как "важен не метод, а результаты". Но, подчеркивает он, "абсолютно необходимо остановить иранскую ядерную программу, так как ядерный Иран угрожает Израилю, а также поддерживает все исламистские террористические движения". "Никто не может сидеть, сложа руки, в условиях, когда радикальные организации имеют доступ к режиму, способному снабжать их оружием массового уничтожения", – подчеркнул лидер "Ликуд".

Пока "Ликуд" лидирует в опросах, которые прочат ему 30 мандатов в 120-местном кнессете /парламенте/, а "Кадима" получает 22 места, но окончательную расстановку сил в кнессете 18-го созыва не берется предсказывать ни один обозреватель. Соответственно, не известно, какой будет правящая коалиция, кто возглавит новое правительство Израиля, и какую внешнеполитическую тактику он изберет. Понятно лишь, что ни Нетаньяху, ни Ливни при существующих тенденциях не готовы иметь дело с ХАМАС, а без него, в свою очередь, любые палестино-израильские переговоры переходят в исключительно "виртуальное" измерение.

И, как считают ряд наблюдателей, если проблема не получит реальных решений, то за "ширмой" бесконечных и бесплодных переговоров ситуация на местах будет только усугубляться, создавая предпосылки для новых взрывов насилия.

Подтверждением этого мнения может послужить недавняя статья Алуфа Бена – ведущего политического обозревателя газеты "Гаарец". "В ходе мирного процесса была создана масса юридических документов, в которых подробно указывались все детали отношений между еврейским и палестинским государствами, и есть только одна проблема – эти бумаги ничего не стоят при столкновении с реальностью", – пишет он. По мнению обозревателя, "бумажное" палестинское государство так и не образовалось, и все попытки строить государство "сверху вниз" обречены на провал". "Государство "Хамастан" в Газе образовалось "снизу вверх", без переговоров и соглашений они создали режим, предоставляющий социальные услуги населению и охраняющий общественный порядок, хотя он вряд ли покажется кому-то красивым и упорядоченным, – отмечает Алуф Бен. – Нынешнее прекращение огня, которое гарантирует продолжение власти ХАМАС в секторе, представляет собой еще один вид палестинской независимости – хотя и в тяжелых условиях разрухи, экономической блокады и враждебности со стороны соседей – и нам нужно привыкнуть к тому, что именно так выглядит "маленькая независимая Палестина".

Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. Израиль   (131)