В среду лидеры Китая и России поменялись ролями со своими западными коллегами, диктовавшими мировую экономическую повестку, и отчитали их за те политические провалы, которые, по их словам, привели к глобальному финансовому кризису.
Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) и его российский коллега Владимир Путин воспользовались трибуной Всемирного экономического форума в Давосе для заявления о том, что две восходящие державы должны играть более весомую роль в новом экономическом порядке.
Путин поднял на смех американских делегатов, говоривших на прошлогодней встрече в Давосе о "фундаментальной устойчивости и безоблачных перспективах экономики США". Он заявил, что "гордость Уолл-стрит – инвестиционные банки – практически перестали существовать".
Премьер Вэнь выступил с язвительными комментариями по поводу "несоответствующей макроэкономической политики" ряда неназванных стран и "неприемлемой модели развития, которая характеризуется длительными периодами низких накоплений и высокого уровня потребления".
Он обрушился с критикой на финансовые институты за их "слепую погоню за прибылью" и отсутствие у них "самодисциплины".
Самоуверенные выступления этих руководителей резко контрастировали с мрачным настроем, царившим на ежегодной встрече политических, финансовых и общественных лидеров мира. "Это Давос под флагом России", – заявил во вторник репортерам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Эти речи прозвучали на фоне той критики, с которой высокопоставленный советник российского президента Дмитрия Медведева выступил в адрес новой администрации США по поводу масштабов мер ее чрезвычайной экономической помощи и прогнозируемого дефицита бюджета. Он заявил, что такими действиями США поглотят ликвидные средства других мировых рынков.
"Обескураживает заявление [Барака] Обамы о том, что он намерен в предстоящие годы сохранить дефицит в размере 1 триллиона долларов. Для нас это означает, что вся свободная ликвидность в мире будет утекать в американские казначейские облигации", – заявил Игорь Юргенс, возглавляющий аналитический центр, дающий советы и рекомендации Медведеву.
Юргенс сравнил такой курс с протекционистской политикой 30-х годов, проводившейся по принципу "доведи до нищеты своего соседа". "Конечно, [Обама] надеется, что китайцы и русские будут покупать казначейские ценные бумаги США. Это довольно эгоистичная позиция, и по сути дела, это протекционизм", – сказал он.
Премьер Вэнь также высказал слова озабоченности по поводу протекционизма, призвав к созданию "нового мирового экономического порядка – справедливого, беспристрастного, здравого и стабильного".
У Китая имеются "уверенность в себе, условия и возможности для поддержания устойчивого и быстрого экономического роста, а также для того, чтобы и дальше вносить свой вклад в развитие мировой экономики", сказал Вэнь Цзябао.
Он добавил, что Китаю будет трудно достичь прогнозных показателей роста ВВП в 8 процентов на 2009 год, однако "это достижимо при условии упорной работы".
Вэнь не упомянул высказывания нового министра финансов США Тимоти Гейтнера (Timothy Geithner), который обвинил Китай в манипулировании своей валютой в целях подъема экономики страны.
Вместе с тем, он сказал, что конфронтационные взаимоотношения с Соединенными Штатами "превратят обе страны в проигравших". Высказывания Юргенса же высветили те проблемы, с которыми сталкивается российская экономика, пытающаяся справиться с глобальным финансовым кризисом.
России грозит первая за десять лет рецессия. Она израсходовала уже треть своих валютных резервов для поддержания слабеющего рубля, который начал падать из-за резкого снижения цен на сырьевые товары и начала глобального кредитного кризиса.
Источник: "ИноСМИ"