Мартин Индик (род. в 1951 году) — посол Соединенных Штатов Америки в Израиле во времена Билла Клинтона, автор только что вышедшей книги «Безвинная заграница» (Innocent Abroad), повествующей о ближневосточной политике США. Индик считается советником нового президента.
«Шпигель»: Господин Индик, Барак Обама отказывается комментировать агрессию израильских войск в секторе Газа. Не кажется ли вам это ошибкой?
Индик: До своей инаугурации 20 января он, конечно, мог говорить, а вот действовать — нет. Потому молчание — признак мудрости.
«Шпигель»: Какой ближневосточной политики вы ожидаете от него?
Индик: Он будет обращаться к обеим сторонам. Америка является ближайшим союзником Израиля и будет оставаться им впредь. Однако у Обамы есть все предпосылки, чтобы получить большее влияние в арабском мире, чем было у его предшественника. Отец-кениец, детство, проведенное в мусульманской Индонезии, второе имя Хусейн, восхождение на высоты политического олимпа вопреки отсутствию собственного капитала или громкой фамилии — в глазах арабов все это в его пользу.
«Шпигель»: Однако до сих пор Обама не получил кредита доверия ни от ХАМАСа, ни от «Хизбаллы».
Индик: Их послание миру на протяжении многих лет гласит: добьемся справедливости и достойной жизни для арабских народов путем противления, насилия и презрения к Западу. Они хотят с самого начала заклеймить Обаму, назвав его «вторым Бушем». Поэтому сразу же после вступления в должность он возьмет инициативу по палестинскому вопросу в свои руки — в частности, чтобы показать, что он — не «Буш номер 2».
«Шпигель»: Может быть, он — новый Билл Клинтон, который стремился примирить конфликтующие стороны и потерпел на этом поприще неудачу?
Индик: Президент Клинтон обладал очень большой способностью к сочувствию и потому был популярен у обеих конфликтующих сторон. Ему удалось сделать так, чтобы ему поверили, что он понимает страдания народов, в том числе арабских. В этом отношении Обама на него очень похож.
«Шпигель»: Как бы то ни было, судя по всему, мира в этом регионе не будет еще долго. Многие на Западе устали от конфликтов на Ближнем Востоке. В том числе американцы?
Индик: Америка не может просто взять и уйти из кризисного очага по трем причинам. Во-первых, в этом регионе мира добывается нефть, обеспечивающая функционирование экономики наших стран. Во-вторых, американцы чувствуют свою ответственность за выживание и благополучие Государства Израиль. И, наконец, мы обязались гарантировать безопасность наших арабских союзников.
«Шпигель»: Вы надеетесь, что Обама продемонстрирует новый подход?
Индик: Нам, американцам, присуща чудесная, но подчас пугающая наивность — вера в то, что на нас возложена миссия преобразовать мир по нашему подобию. Но мы не просто верим, что должны это сделать. Мы еще и уверены, что нам это по силам. В этом Клинтон и Буш были очень похожи: оба ощущали свое призвание свыше переделать Ближний Восток, изменить его в политическом и экономическом отношении. Один из них хотел достичь этого посредством мира, другой — посредством войны. Но их обоих объединяла та же наивность. Сегодня нам нужно быть не такими наивными и притом более скромными. Я твердо убежден, что Обама это осознал.
«Шпигель»: И как эта новая скромность будет выражаться на практике?
Индик: Полное переустройство какого-либо региона — это утопия, и Америка больше не может заявлять: мы справимся с этим самостоятельно. А если ты хочешь или вынужден сотрудничать с другими, то принимать все решения в одиночку уже не выйдет.
«Шпигель»: Другими словами, Америка ждет от Европы помощи и интересуется ее мнением?
Индик: Во всех внешнеполитических инициативах Обамы европейцы будут играть определенную роль — большую, чем во времена Билла Клинтона.
«Шпигель»: Что вызывает у вас такую уверенность?
Индик: Этого требует исходное положение дел. Иран претендует на доминирующее положение на Ближнем Востоке, американские военнослужащие вовлечены в две войны — в Ираке и Афганистане, а наша способность убеждать союзников и противников собственным примером в свете политического наследия Буша основательно уменьшилась.
«Шпигель»: Иными словами, времена расцвета США остались в прошлом?
Индик: Наше влияние в этом регионе ослабло. Америка зависит от своих друзей и должна вовлекать их в процесс. При этом я имею в виду не только Европу, но и Россию, а также Китай.
«Шпигель»: Это и есть та цена, которую придется заплатить Обаме?
Индик: Если Ближний Восток обладает приоритетом, в чем лично я убежден, то США следует в большей степени учитывать интересы своих потенциальных союзников в других регионах мира, чем они делали это до сих пор.
«Шпигель»: Другими словами, нужно идти на уступки?
Индик: Слово «уступки» мне не нравится. Но мы должны помнить то, чего никогда не понимал Буш-младший: нельзя получить все и сразу. Обаме нужно как можно быстрее провести переговоры за закрытыми дверями с российским руководством и попробовать достичь некоего компромисса интересов. Если хочешь получить поддержку Москвы на Ближнем Востоке, то нужно быть готовым и к пересмотру прежней стратегии расширения НАТО на восток, а также планов создания противоракетного щита у российских границ. Получение от России помощи в ситуации с Ираном и появление такого противоракетного щита несовместимы.
Источник: "Профиль"