Политические отношения между Россией и Германией "по- прежнему стабильны и очень активны". Об этом заявил в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в ФРГ Владимир Котенев. "У нас существует мощный разветвленный механизм консультаций по всем важнейшим вопросам международной жизни", – подчеркнул дипломат. Москва и Берлин "сверяют часы" по всем важнейшим темам, анализируют и сопоставляют свои подходы и по многим вопросам выступают с единых или близких позиций. Ниже следует это интервью.
- Минувший 2008 год был високосным, то есть, по различным поверьям, неблагодарным и трудным. Почувствовалось ли это в российско-германских отношениях?
– Действительно, год был по-своему непростым. Отношения между нашими странами проходили проверку на прочность, так же как и отношения России со многими другими соседями – близкими и более далекими партнерами. Год характеризовался тем, что мы вступили в него сразу после парламентских выборов в России, а затем в стране были проведены президентские выборы.
После парламентских выборов в РФ в Германии была слышна гипертрофированная критика того, как проходили их подготовка и проведение. Однако эта волна достаточно быстро сошла на "нет", в том числе после соответствующих разъяснений на политическом уровне. Поэтому президентские выборы в РФ комментировались в ФРГ уже на другой ноте, и в целом в Федеративной республике решение российских избирателей было воспринято позитивно.
- Не забудем про конфликт на Кавказе ...
– Нападение Грузии на Южную Осетию, уничтожение российских миротворцев – все это стало серьезным испытанием для российско-германских отношений. Это был очень сложный момент в современной истории России. Как было сказано, решение о вводе российских войск в Южную Осетию и начале операции по принуждению к миру далось российскому руководству непросто, затем последовало признание Южной Осетии и Абхазии, которое также стало непростым шагом, однако вынужденным и абсолютно необходимым.
Естественно, как член западных альянсов и организаций Германия по целому ряду вопросов высказывалась солидарно со своими партнерами по НАТО и по Евросоюзу. Тем не менее, Берлин занимал не ожесточенную линию, стремился к тому, чтобы не разъединять стороны, а, наоборот, попытаться утихомирить страсти и найти приемлемый выход из тяжелой ситуации.
Истоки проблем необходимо проследить до саммита НАТО в Бухаресте, когда американская сторона предприняла массированное давление на своих союзников с целью скорейшего принятия Грузии и Украины в НАТО, и немецкая позиция оказалась в этом смысле ключевой. Это же относится и к решениям, принимавшимся после кавказского конфликта в ЕС. Так, некоторые страны требовали введения санкций против России, но немцы вместе с французским председательством смогли провести разумную линию.
Важным сигналом явился и визит в августе канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Сочи, где она провела переговоры с Дмитрием Медведевым. Затем она приняла участие в российско- германских межгосударственных консультациях на высшем уровне в Санкт-Петербурге 2 октября, которые прошли успешно. Были достигнуты важные договоренности о дальнейшем наращивании сотрудничества. Параллельно, прошло заседание российско-германского общественного форума "Петербургский диалог", в котором также участвовали руководители наших стран. Кстати, именно на заседании "Петербургского диалога" российская сторона в целом ряде секций представила неопровержимые доказательства агрессии Грузии против Южной Осетии, зверств грузинских солдат. Эта и другие подобные важные встречи во многом способствовали перелому в умонастроениях немцев, изменению их оценки августовских событий на Кавказе.
- Как бы Вы охарактеризовали политические отношения между Москвой и Берлином?
– Они по-прежнему стабильны и очень активны. У нас существует мощный разветвленный механизм консультаций по всем важнейшим вопросам международной жизни, и здесь мы не только взаимодействуем с нашими немецкими партнерами на европейских или мировых площадках, а сотрудничаем именно на двусторонней регулярной основе.
Случается, что двусторонние консультации проходят не только несколько раз в месяц, но даже несколько раз в неделю – и в Москве, и в Берлине. Идет сверка часов по всем важнейшим темам, если угодно, всей повестки ООН. Мы анализируем и сопоставляем свои подходы и по многим вопросам выступаем с единых или близких позиций.
- Как обстоит дело с торгово-экономическими связями, особенно в нынешние кризисные времена?
– Торгово-экономические связи с каждым годом нарастают. Германия – ведущая страна Евросоюза, на который приходится более половины товарооборота России. Но среди входящих в ЕС государств ФРГ занимает особое место, и самый крупный (причем с большим отрывом) товарооборот у нас именно с Германией. С каждым годом он увеличивается. Мы говорим сейчас, если следовать немецкой статистике, о суммах в более чем 60 млрд. евро.
Речь идет о колоссальных связях, за которыми стоят не просто поставки энергоносителей и других ресурсов, но и широкое сотрудничество в экономической сфере, реализация масштабных проектов, строительство крупнейших заводов в России. Например, Калуга за счет строительства производства "Фольксвагена" стала одним из ведущих автокластеров и будет развиваться в направлении производства автокомпонентов.
В орбиту сотрудничества вовлекаются все новые компании, и, что отрадно, все большее количество малых и средних предприятий. А это – основа германской экономики, гарант не только ее успеха, но и устойчивости, в том числе перед лицом кризиса, который, видимо, еще только набирает темпы. Как предполагают сами немцы, его пик придется, скорее всего, на второй-третий квартал 2009 года. Хотя сейчас мало кто берется всерьез оценивать, что будет, когда произойдет и чем закончится.
В ноябре в Штутгарте состоялись неординарные российско- германская конференция по малому и среднему предпринимательству и презентация Сибири, которые были не только полезными и эффективными, но и принесли серьезные результаты. Один из главных сделанных на них выводов: выходить из кризиса нужно не изолированно, а вместе.
- Насколько эффективно взаимодействие двух стран в сфере энергетики и что можно сказать о перспективах энергетического диалога?
– Энергетика – крупная составляющая экономического блока, поскольку речь идет в том числе о поставках энергоресурсов. Сейчас многое делается для того, чтобы снимать озабоченности, тиражируемые в СМИ ФРГ. Нам понятно беспокойство людей в Германии в связи с поставками газа на Украину и через Украину в Европу. Ситуация в чем-то напоминает ту, что уже наблюдалась три года назад, когда здесь, в Германии, поднялся информационный шквал и раздувались страхи. Но сейчас обстановка складывается по- иному. Целенаправленно и грамотно работают в этом смысле российские политики, руководство "Газпрома", которые заранее предупредили партнеров о возникновении сложностей с Украиной. Достаточно эффективно заработал Восточный комитет немецкой экономики (ВКНМ). Его новый управляющий Райнер Линднер, специалист по странам СНГ, четко и аргументированно объясняет, что никакой трагедии не произойдет, и что долгосрочные договоры прежде всего между "Газпромом" и крупнейшими концернами ФРГ о поставках газа будут в срок и полностью выполняться. Отрадно, что у нас есть такие партнеры, которые помогают грамотно разъяснять населению положение дел, а не нагнетать страхи у людей, которые и без того обеспокоены нарастающим кризисом в Германии.
- Что нового слышно о масштабном европейском газовом проекте "Норд стрим", где ключевая роль принадлежит России и Германии?
– Программа "Северный поток" осуществляется, хотя пока есть и трудности, связанные прежде всего с нашими скандинавскими соседями, которые, как нам кажется, зачастую предъявляют завышенные требования экологического порядка.
- Но сотрудничество в энергетике этим не ограничивается ...
– В соответствии с принятыми на межгосударственных консультациях в Санкт-Петербурге решениями в части энергоэффективности специалисты крупнейших энергетических концернов, регионов и профильных министерств вплотную подходят к созданию концепции, разработке пилотных проектов, направленных на улучшение работы российских ТЭЦ, энергораспределительных сетей, модернизацию строений, жилья и т.д. Реализация этой программы не только поможет сберечь большие объемы газа, нефти и угля, но и запустит модернизацию промышленности и экономики в целом. Важную роль здесь играет МИД ФРГ и его руководитель Франк-Вальтер Штайнмайер, который лично уделяет этим вопросам повышенное внимание.
- Каково место Посольства РФ в ФРГ, других российских диппредставительств в Германии в развитии двусторонних отношений?
– Наши дипмиссии сопровождают основное количество проектов во всех областях сотрудничества. В связи с кавказским кризисом Посольство плотно занималось вопросами информационного характера, а это на сегодняшний день – одна из ключевых задач. Современное Посольство, если хотите, это – не только аналитический центр, но и справочное бюро, сервисное агентство, место проведения конгрессов и концертов, деловых встреч и переговоров, словом – витрина России в стране аккредитации. Огромный объем работы приходится и на Генеральные консульства.
С января 2008 года в полном формате заработало официально открывшееся еще в 2007 году Генконсульство во Франкфурте-на-Майне. Это – важный для нас город. Франкфурт – крупнейшая финансовая метрополия на европейском континенте, важнейший транспортный узел на базе громадного международного аэропорта, через который транзитом проходит большое количество российских граждан, официальных делегаций.
Кроме того, в регионе проживает большое количество соотечественников. А это означает выдачу тысяч паспортов, пенсионных справок, нотариальных документов, за каждым из которых стоят человеческие судьбы.
Таким образом, российских Генеральных консульств в Германии теперь пять – больше, чем в какой-либо другой стране мира. Хотел бы особо отметить, что в Германии работает очень сильный состав российских дипломатов, которые предельно ответственно подходят к своей работе.
- Не сомневаюсь, что соотечественники в Германии по достоинству оценивают такую заботу.
– Отличительной особенностью 2008 года стало то, что серьезно заработала программа по работе с соотечественниками. Образован координационный совет соотечественников, проведено большое количество мероприятий – и вовсе не "для галочки". Мы видим, что людям это просто необходимо. Выделяемые средства используются в культурно- просветительских целях, для подведения организационных основ под группы, клубы, объединения соотечественников, которые, можно сказать, теперь вздохнули свободнее. Германия – уникальная в этом смысле страна, поскольку, по нашим данным, здесь проживает более полумиллиона российских граждан и, по некоторым оценкам, примерно три миллиона бывших советских граждан, большинство из которых по- прежнему проявляет интерес к России, к русской культуре, к русскому языку. В этом смысле очень важна миссия представительства Россотрудничества – Российского дома науки и культуры в Берлине, который является крупнейшим в мире культурным центром РФ за рубежом.
- Отличительной чертой российско-германского сотрудничества всегда была культурная составляющая ...
– Да, это – весьма значительная часть жизни народов обеих стран. Интерес к культуре увеличивается, о чем свидетельствуют события, в том числе последнего времени, подтверждающие, насколько интенсивно идут эти процессы. Например, только за две недели в декабре в нашем Посольстве были проведены: вечер "Русская зима в Берлине" на базе международного Центра по проведению фестивалей при Правительстве Москвы, выступление Новосибирского камерного хора, который выступил также в других немецких городах. В германской столице прошел фестиваль театрального искусства Санкт-Петербурга. Произошел в хорошем смысле "культурный штурм", ставший заметным событием в жизни народов наших стран.
Нельзя не упомянуть и ряд других знаковых событий, таких, как возврат из России перемещенных в результате Второй мировой войны средневековых витражей в церковь Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. Факт передачи последних витражей храму Святой Марии вызвал огромный интерес не только в Германии, комментарии прошли практически по всей Европе. Кроме того, в Берлине было проведено мероприятие в связи с 50-летием передачи ГДР Советским Союзом полутора миллионов объектов культуры и искусства. Несмотря на сложную атмосферу вокруг этой темы, наши партнеры и друзья достойно организовали это мероприятие.
- Как Вы оцениваете роль "четвертой власти" в контексте взаимоотношений между Москвой и Берлином?
– Неоднозначно. Нужно, с одной стороны, прямо говорить о пропагандистской войне Запада против России в связи с августовскими событиями на Кавказе, которая имела свои фронты, естественно, и в Германии. Немецкие СМИ, на мой взгляд, во многом "американизированы", поскольку для них важную роль играют американские информационные источники, а сами масс-медиа США служат в какой-то мере примером для подражания. С другой стороны, следует отметить, что были попытки достаточно объективных комментариев. Например, корреспондентка немецкой радиостанции ВДР в составе первого канала германского общественно-правового телевидения (АРД) Кристине Нагель в первые дни конфликта "поставляла" на радио взвешенные оценки, однако, вскоре ее репортажи необъяснимым образом прекратились. Противоположный пример – с тем же каналом АРД. Руководитель его российского корпункта Томас Рот, который брал в Сочи интервью у Председателя Правительства РФ Владимира Путина, фактически допустил вместе с редакцией цензуру телематериала. Это вызвало целую волну негодования у немецких граждан. Нельзя не отметить и то, что некоторые СМИ были готовы "услышать" и другое мнение, поэтому меня неоднократно приглашали выступать на телевидении – как в информационных блоках, так и в ток-шоу, и это было очень важно.
В целом, за минувший год мне довелось дать почти два десятка телеинтервью в прямом эфире, не говоря уже о материалах для радио и для печатных изданий.
Что касается российских СМИ, можно, на мой взгляд, выделить роль информагенств. Другие журналисты, как видится, по объему подачи информации, явно уступают немецким коллегам. Правда, на то есть и объективные причины. Если брать российские телевизионные каналы, которые имеют в ФРГ три корпункта, то у них явно недостаточно сил и средств, они часто получают редакционные задания работать в сопредельных странах, много времени проводят вне страны.
Если заниматься Германией более серьезно, то выяснится, что и здесь – а не только у нас в России – есть серьезные общественные проблемы, о которых небезынтересно узнать россиянам. Поэтому итоги некоторых опросов в обеих странах, по которым Россия предстает преимущественно в негативном, а Германия – в основном в позитивном свете – во многом результат работы СМИ.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.