Кукол снимут с нитки длинной
И засыпав нафталином
В виде тряпок сложат в сундуках
Из песни группы "Машина Времени" – "Балаган с марионетками"
Президент Буш перед уходом сделал много ритуальных телефонных звонков. Он попрощался с мировыми лидерами, которых считает своими личными друзьями или страны которых считает важными партнерами Америки. Он выразил им "благодарность за доброжелательность, которой они одарили его" и управляемую им страну. Он позвонил не только лидерам мировых держав, или политикам стран, соседствующих с США, но также в Данию, Грецию и т.п. Всего около двух десятков звонков.
Но в Польшу не позвонил; никому в Польше. Ни Квасьневскому или Миллеру, которые одарили его не только "доброжелательностью", но также и тысячами польских солдат в Ираке. Ни одному из братьев Качиньских, которые одарили его безответной любовью и доверием. Ни министру Вашчиковскому, который помогал американцам, как мог, в их переговорах с польским правительством по ПРО. Не позвонил он и никому из нынешнего правительства Речи Посполитой, заключившего с американцами предварительный договор об установке ПРО, которая все-таки должна стать элементом обороны США на нашей территории.
Я по этому случаю не стану жечь звездно-полосатый флаг или бросать ботинком в сторону посольства США. Но трудно не заметить, что это горький урок, еще один холодный душ для всех последователей веры в то, что Польша должна стать для Америки вторым Израилем, второй Великобританией или второй Мексикой. Достаточно, чтобы мы блокировали европейскую интеграцию, затрудняя, таким образом, создание сильного политического субъекта, с которым США пришлось бы делиться властью над миром. Достаточно, чтобы мы прибегали на каждый свист из Вашингтона, и тогда мы станем американским авианосцем, со всеми преимуществами такой ситуации.
А вот и нет. Квасьневский бегал на каждый свист из Вашингтона, а Лех Качиньский до сих пор блокирует европейскую интеграцию, отказываясь ратифицировать Лиссабонский трактат, ведет антиевропейскую пропаганду, даже если ответственность за это сваливает потом на Яцека Курского. Таким образом, как Квасьневский, так и Качиньский, не только выполнили, но и перевыполнили наши обязательства перед США, заплатив за это позицией Польши в Европе. Между тем Буш даже не знает, что такие политики существуют. Он позвонил Путину, а не Леху Качиньскому, несмотря на то, что Лех Качиньский до сих пор верит, что Америка – это империя добра, а Россия – империя зла, как все мы верили в это в 80-е годы. И вот – Господь Бог прощается с Господином Люцифером теплым личным звонком, высоко над головами людей, верящих в то, что политику делают на языке Апокалипсиса св. Иоанна.
Так, может, игра в Евросоюз, игра в как можно более глубокую и как можно более скорую интеграцию и есть для Польши единственная геополитическая игра, к которой следует относиться серьезно? В лучшем случае, если команда Барака Обамы и Хиллари Клинтон, действительно, сможет возродить и усилить атлантическое единство Запада, польская игра в Европе не будет игрой против Америки. Но в двухсторонних отношениях с США, так же, как и в двухсторонних отношениях с Россией, без поддержки Брюсселя мы оказываемся не более реальны, чем привидение, чем мглистое облачко, через которое существа несколько более материальные пожимают друг другу руки и звонят по телефону.
Я пишу обо всем этом без тени "антипольского" злорадства, но как урок нашим братьям-сарматам. Может, когда-нибудь Польша будет сильнее, может, когда-нибудь, вместо того, чтобы грызться между собой, мы станем лучше сотрудничать друг с другом, а мир это заметит. Но пока что мы находимся в национальном и политическом детском садике, так что лучше переждать это время в ЕС, который реален, в котором можно в безопасности учиться вести польскую политику, от которого мы получили хоть и запоздавший на полвека, но все-таки все еще Польше необходимый План Маршалла. Лучше это, чем делать свои первые политические шаги в этом одичавшем мире под защитой мифа привилегированных двухсторонних польско-американских отношений. Мифа лживого от начала до конца.
Может, когда-нибудь вспыхнет какая-нибудь новая холодная война, и Америке потребуется народ дармовых наемников на границе какой-нибудь новой империи зла, а может, даже за линией фронта – тогда мы снова увидим грандиозные американские теле-шоу в поддержку страдающей Польши, транслируемые на весь мир. Американский президент будет звонить предводителю польского подполья или посылать ему шифрованные e-mail. А мы выйдем на улицу с именем какого-нибудь следующего американского президента на устах. Но по такому будущему для Польши, Европы и мира я вовсе не тоскую. Так давайте пока что учиться жить в ЕС и воспринимать Америку как симпатичного, но все же заморского союзника. У которого в телефонной книжке, может, даже есть и Александр Квасьневский или Лех Качиньский, но на пятидесятом месте, а не на втором или хотя бы пятнадцатом.
Цезарий Михальский (Cezary Michalski)
Источник: "ИноСМИ"