В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Отношения между странами Залива и США при президенте Б. Обаме: саудовский взгляд

6-7 января 2009 г. Институт дипломатических исследований Министерства иностранных дел Королевства Саудовская Аравия провел свой очередной (но в условиях сегодняшнего дня политически важный) коллоквиум, посвященный вопросам будущих отношений между государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и Соединенными Штатами после избрания Барака Обамы новым американским президентом. Акцент, поставленный в ходе подготовки этого коллоквиума и его проведения на обеспечении безопасности арабских стран региона Залива естественен, – Саудовская Аравия играет ведущую роль в рамках ССАГЗ.

Это событие важно, по крайней мере, с нескольких точек зрения. Во-первых, оно доказывает, что созданный в 2007 г. Институт дипломатических исследований (первоначально в качестве центра минимальной подготовки будущих саудовских дипломатов) усилиями руководства национального внешнеполитического ведомства все более трансформируется в его «мозговой центр», способный вырабатывать существенные рекомендации, касающиеся путей развития и саудовской внешней политики, и саудовской дипломатической службы. Во-вторых, как и все предыдущие коллоквиумы этого Института, его новая инициатива была организована при активном участии ведущих американских центров исследований международных отношений (контакты с этими центрами и их сотрудниками – одна из основных черт нынешней деятельности Института), министерства иностранных дел Саудовской Аравии и высших чиновников руководящих органов Совета сотрудничества. Впрочем, и сотрудничество Института и с западноевропейскими исследовательскими центрами – не менее существенно, что вовсе не означает, что Институт дипломатических исследований не стремится к развитию подобного же рода связей и со своими российскими аналогами (в частности, с Московским Государственным Институтом/Университетом международных отношений МИД Российской Федерации). Наконец, в-третьих, последний коллоквиум Института едва ли не в первую очередь был посвящен вопросам обеспечения безопасности в регионе Залива, в контексте которой Соединенные Штаты всегда играли ведущую роль, что, однако, ни в коей мере не исключало заинтересованности стран ССАГЗ (включая и саудовское королевство) в максимально возможной диверсификации тех внешних сил, которые могли бы стать (да и становятся) гарантами региональной безопасности. Более того, эта проблема серьезно осложнена в ситуации сегодняшнего дня, имея в виду нестабильность в Ираке, иранские региональные амбиции и вытекающие из них угрозы, как и далекое от того, чтобы быть урегулированным положение в зонах традиционных и новых конфликтов в масштабе арабо-мусульманского мира и Ближнего Востока.

Принципиально важно еще одно обстоятельство, – проводившийся под эгидой главы саудовского внешнеполитического ведомства принца Сауда Аль-Фейсала коллоквиум Института дипломатических исследований стал поводом для того, чтобы была высказана саудовская точка зрения как в связи с будущим двусторонних и многосторонних (имея в виду страны ССАГЗ) отношений с новой американской администрацией, так и проблемами безопасности региона Залива. Эта точка зрения была изложена в докладе С. Аль-Фейсала, представленном в первый день работы коллоквиума «государственным министром по вопросам внешних сношений» саудовского министерства иностранных дел Низаром Мадани.

Итак, в чем выражаются важнейшие препятствия, стоящие ныне на пути развития саудовско-американских отношений, как и в целом – отношений между странами Залива и их ведущим стратегическим партнером?

По мнению главы саудовского внешнеполитического ведомства, таким препятствием (или, как он отмечал, «наиболее серьезным негативным комплексом, воздействующим на развитие наших отношений с Соединенными Штатами») выступает «очевидное противоречие американской политики между ее стремлением к установлению мира (на Ближнем Востоке – Г.К.), с одной стороны, и безоговорочным и не ограниченным какими-либо условиями предоставлением Израилю всего, что он требует, даже если это и наносит ущерб усилиям, ведущим к установлению мира». Продолжая свою мысль, С. Аль-Фейсал далее подчеркивал: «События последних лет заставляют арабские страны Залива расширять сферы их сотрудничества и консультаций с Соединенными Штатами. Это связано с задачами преодоления серьезных и важных вызовов и угроз, среди которых направленный против всех нас преступный трансграничный терроризм, растущее морское пиратство, а также угроза нестабильности и роста напряженности в пределах всего пространства, окружающего регион Залива – от афгано-пакистано-индийского треугольника до палестино-ливано-сирийского треугольника, включая, разумеется, Ирак и Иран». Наконец, он резюмировал эти положения своего выступления: «Я хотел бы, чтобы приход новой администрации в Белый дом привел к рассмотрению и снижению уровня этих вызовов и угроз, но очевидные всем нам факты заставляют нас удваивать предпринимаемые нами усилия ради продолжения противостояния этим вызовам».

Продолжая свою речь, С. Аль-Фейсал отмечал: «Регион Залива – неотъемлемая часть арабского и исламского мира, как и региона Ближнего Востока. В течение истекших шестидесяти лет для безопасности и стабильности Залива и Ближнего Востока не было более опасного по своему развитию, последствиям и воздействию противостояния, чем арабо-израильская конфронтация. Более того, трагические события, происходящие в настоящее время в секторе Газа, убеждают даже последних сомневающихся в этой, не требующей дополнительных доказательств и подтверждений истине. Если мы говорим о причинах рост экстремизма и терроризма или об опасности распространения оружия массового поражения, как и о факторах нестабильности многих государств или о растраченных всуе попытках развития и модернизации, то мы, без сомнения, обнаружим, что любой очаг напряженности четко и ощутимо связан с провалом международного сообщества и, в частности, Соединенных Штатов в деле поиска справедливого и всеобъемлющего решения этой затянувшейся конфронтации. И, напротив, достижение мирного решения арабо-израильской конфронтации или даже возрождение надежды на серьезное приближение этого решения, конечно же, радикально изменит ситуацию с многочисленными очагами напряженности и кризисными точками во всем регионе».

Разумеется, говоря об арабо-израильском конфликте, С. Аль-Фейсал не мог не сослаться на «арабскую мирную инициативу». Но важен и тот контекст, в котором он ее упоминал: «Все знают, какими должны быть основные контуры достижения желанного мира. Эти контуры четко проступают в элементах арабской мирной инициативы, принятой не только всеми арабскими, но и исламскими государствами, участвовавшими в чрезвычайной сессии (саммита Организации Исламская конференция в декабре 2005 г. – Г.К.) в Мекке. Если всем известны контуры желанного мира, то всем известны и причины, по которым этот мира до сих пор не достигнут». Глава саудовского внешнеполитического ведомства утверждал, что «мир не был и не будет достигнут до тех пор, пока Израиль совершает убийства и обстрелы сынов палестинского народа, пока Израиль считает, что случалось неоднократно, что еще большее пролитие палестинской крови будет содействовать успеху тех или иных политических партий на предстоящих (в еврейском государстве – Г.К.) выборах». С другой же стороны, он подчеркивал, что «мир не был и не будет достигнут с помощью несерьезных и бесконечно длящихся переговоров, когда Израиль нарушает собственные обещания и данные им обязательства, когда он строит еще больше поселений и объездных дорог, меняя ситуацию на местности, что лишь делает невозможным создание независимого, жизнеспособного палестинского государства, регионы которого связаны между собой, как и делает невозможным достижение желанного мира».

Обращаясь к вновь избранному американскому президенту, С. Аль-Фейсал говорил: «Ваше избрание доказало уникальность и глубину опыта американской демократии. Оно подтвердило (правоту – Г.К.) вашего избирательного лозунга, обращенного к тем, кто требовал перемен: “Вместе мы сделаем это”. Мы же говорим Вашему Превосходительству: “Вместе мы осуществим необходимый прорыв в направлении окончательного мирного решения арабо-израильской конфронтации”. Все арабские страны готовы серьезно и ответственно работать ради этого».

И, все же, вторая тема коллоквиума – безопасность региона Залива.

С. Аль-Фейсал отмечал, что «кризисы и военное вмешательство в Афганистане и Ираке оказали прямое воздействие и содействовали изменению традиционного соотношения сил в регионе Залива в пользу Ирана». В свою очередь, подчеркивал он, «продолжавшаяся десятки лет ситуация недальновидности в отношении ядерной программы Израиля … стала серьезнейшей ошибкой, поощрившей Иран на последовательное развитие собственных ядерных возможностей и нынешнее использование им обвинений в “двойных стандартах”, позволяющих ему сегодня оправдывать свое нежелание следовать решениям международной законности». Конечно, продолжал далее глава саудовского внешнеполитического ведомства, «мы в арабских странах Залива испытываем лишь чувства уважения и братства по отношению к иранскому народу, к его великому цивилизационному наследию и высокой культуре, тесно связанной с арабо-исламской культурой». Но, подчеркивал он, «мы имеем и право настаивать на взаимном уважении, на недопустимости вмешательства во внутренние дела – основополагающем принципе добрососедства и развития отношений». По словам С. Аль-Фейсала, «мы имеем право четко выражать нашу законную тревогу, наши оправданные опасения в связи с таким развитием событий, которое может привести к распространению оружия массового поражения в регионе Залива, подвергнув его народы угрозам, связанным с безопасностью и экологией, … мы имеем право категорически отказывать попыткам монопольной гегемонии и влияния за счет наших государств, наших народов и наших интересов». Далее он добавлял: «Никто не имеет права выдвигать планы превращения наших государств и народов в шахматные фигуры, с помощью которых достигаются чужие компромиссы».

Иными словами, Саудовская Аравия, говоря от имени всех стран-членов Совета сотрудничества продолжает видеть в Соединенных Штатах ведущего гаранта обеспечения безопасности в регионе Залива и Ближнего Востока. Но она будет настойчиво требовать от своего стратегического союзника и его новой администрации действий, призванных содействовать построению в пределах этого региона такую систему безопасности, которая в наиболее адекватной мере отвечала бы ее национальным интересам, как и интересам стран ССАГЗ.

Г.Г. Косач
Источник: "Институт Ближнего Востока"






КОММЕНТАРИЙ

С точки зрения метаистории наиболее эффективным путем обеспечения безопасности на Ближнем Востоке был бы поиск решений, укрепляющий единство государств мусульманской метакультуры. Но одновременно этот путь является и самым непростым с дипломатической т.з. Нахождение единой позиции и приемлемых компромисов арабских государств залива, Ирана, Ирака и Турции, мог бы стать долгосрочной основой мира и безопасности всего региона. Только в этом случае возможно добиться мирного решения палестино-израильского конфликта, только консолидированная поддержка всех государств мусульманской метакультуры способна обеспечить образование независимого государства Палестина со столицей в Иерусалиме. Кроме этого, только при наличии подобной консолидированной позиции в отношении безопасности региона возможно и успешное совместное противостояние деструктивным силам радикального исламизма. Причем основой этого противостояния должны стать не внешние силовые действия, а единая религиозно-мировозренческая позиция, своими корнями уходящая в общую для этих государств историю и культуру.

Поиск подобного единства мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока совершенно не возможен на путях либерал-космополитического подхода, предлагающего, якобы "универсальные" решения для всех возможных случаев. Этот путь неизбежно будет вести лишь к расколу в самом мусульманском обществе на радикальную и "пролиберальную" части с неизбежным конфликтным противостоянием этих частей друг с другом. Но, как видим сегодня, арабский мир не готов к поиску самостоятельных решений, готов вновь положиться на добрую волю США. В этом случае для арабских государств велика верояность вновь оказаться "разменными фигурами" на глобальной шахматной доске.

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. США   (971)