Федеральная резервная система наотрез отказала в просьбе крупной службы финансовых новостей США обнародовать получателей экстренных кредитов на сумму более чем $ 2 трлн. за счет налогоплательщиков США и выявить активы, которые центральный банк принимает в качестве гарантии. Их адвокаты прибегают к странным аргументам, говоря, что они это делают для сохранения «коммерческой тайны». Является ли секретом то, что финансовая система США является де-факто банкротом? Последний шаг ФРС стал еще одним свидетельством растущей паники и отсутствия четкой стратегии в самых высших эшелонах финансовых институтов США. Беспрецедентное расширение монетарной базы Федеральной резервной системы за последние недели создает основу для будущей гиперинфляции в стиле Веймарской республики, которая случится, возможно, до 2010 года.
7 ноября в соответствии с Законом США о свободе информации (ЗОСИ) Bloomberg подал иск, затребовав получение детальной информации об условиях одиннадцати новых программ кредитования ФРС, созданных за время усугубляющегося финансового кризиса.
8 декабря ФРС отреагировала отказом, поскольку они являются внутренними документами, которые содержат «коммерческую тайну» и «коммерческую информацию». Центральный банк подтвердил, что было найдена 231 страница документов, которые касаются этого требования.
ФРС под управлением Бернанке в последние недели приступила к тому, чтобы взять на себя роль, которая являлась первоначальной целью Программы скупки проблемных активов (TARP) на $ 700 млрд. Минфина США. Разница между планом спасения неблагополучных финансовых учреждений ФРС и планом Минфина заключается в том, что кредиты центрального банка не имеют тех надзорных гарантий, которые Конгресс навязал через TARP. Возможно, это те «коммерческие тайны», которые несчастный председатель ФРС Бен Бернанке так ревниво охраняет от достояния общественности.
Грядет гиперинфляция?
Общее число таких экстренных кредитов ФРС к 6 ноября превысило $ 2 трлн. Они взлетели на ошеломляющие 138 % (или на $1.23 трлн.) в течение двенадцати недель после 14 сентября, когда управляющие центрального банка снизили залоговые стандарты для принятия ценных бумаг, которые не имели рейтинга ААА. Они сделали это, зная, что произойдет на следующий день после драматических потрясений в финансовой системе, потому что они, с полного согласия администрации Буша, решили позволить этому произойти.
15 сентября президент ФРС Бернанке, новый министр финансов Обамы Тим Гейтнер вместе с администрацией Буша пришли к соглашению позволить четвертому по величине инвестиционному банку Lehman Brothers стать банкротом. Это событие, как сейчас принято считать, стало причиной глобальной системной финансовой паники, так как стало не понятно, какие стандарты правительство США применяет для определения того, какие учреждения были «слишком большими, чтобы пасть», а какие нет. С тех пор министр финансов США изменил свою политику в отношении выхода из банковского кризиса на 180 градусов, из-за чего многие пришли к мнению, что Генри Полсон и вашингтонская администрация вместе с ФРС потеряли контроль.
В ответ на усугубляющийся кризис ФРС приняла решение расширить то, что технически называется монетарной базой и определяется как все банковские резервы плюс наличность, находящаяся в обращении, т.е. основу для возможных дальнейших крупных банковских кредитов в экономику. С момента дефолта Lehman Brothers, это денежное расширение резко выросло к концу октября с годовыми темпами роста в 38%, что было беспрецедентным за 95-летнюю историю Федеральной резервной системы с момента ее создания в 1913 году. Ранее высокие темпы роста, согласно данным Федеральной резервной системы США, составляли 28% в сентябре 1939 года, когда в США создавалась индустрия для разворачивающейся войны в Европе.
В первую неделю декабря это расширение монетарной базы подскочило на ошеломляющие 76% за каких-то три месяца. Она возросла от $ 836 млрд. с декабря 2007 года, когда кризис только начинался, до $ 1479 млрд. в декабре 2008 года, показав бурный рост на 76% за год. Кроме того, до сентября 2008 года, когда Lehman Brothers рухнул, ФРС проводила расширение монетарной базы фактически по без ускорения. Взлет на 76% произошел практически в течение последних трех месяцев, что означает годовой уровень расширения на более чем 300%.
Несмотря на это, банки по-прежнему не выдают кредитов, а это значит, что американская экономика находится в депрессии свободного падения в масштабах, невиданных с 1930-х годов. Банки не выдают кредитов в значительной степени потому, что, в соответствии с Базельскими соглашениями (Basle BIS lending rules), они должны откладывать 8% своего капитала от стоимости любых новых коммерческих кредитов. Однако банки не имеют ни малейшего представления, сколько из ипотечных и других проблемных активов, которыми они владеют, лопнут в ближайшие месяцы, вынудив их увеличить новые и значительные суммы капитала для того, чтобы оставаться платежеспособными. Гораздо «безопаснее» по этой причине сбросить свои токсичные издержки активов Федеральной резервной системе в обмен на приобретение бумаг Минфина, которые приносят проценты, и которые они сейчас держат. Банковское кредитование является рискованным предприятием во время депрессии.
Поэтому банки обменивают $ 2 трлн. предположительно этой токсичной макулатуры, состоящей из обеспеченных активами ценных бумаг в субстандартной (subprime) ипотеке, акциях и других высоко рискованных кредитах в обмен на наличность ФРС и американские казначейские облигации или иные ценные бумаги правительства, которые пока еще имеют рейтинг AAA, т.е. не подвержены риску. В результате Федеральная резервная система держит около $ 2 трлн. в основном негодных ценных бумаг, полученных из финансовой системы. Заемщики включают в свои ряды Lehman Brothers, Citigroup и JPMorgan Chase, крупнейший американский банк по своему размеру активов. Банки выступают против какого-либо разглашения информации, потому что это может подать сигнал «слабости» и стимулировать быструю распродажу или бегство вкладчиков.
Обостряет ситуацию то, что эта банковская модель используется в первую очередь американскими банками, начиная с конца 1970-х для сбора вкладов, а именно, для приобретения «депозитов оптом» за счет заимствования из других банков на межбанковском рынке овернайт (overniht – сделка на срок до начала следующего рабочего дня или с пятницы до понедельника, – прим. пер.). Крах доверия с момента краха Lehman Brothers настолько серьезен, что ни один банк нигде не осмеливается достаточно доверять какому-то другому банку, чтобы заимствовать. Поэтому остаются только традиционные розничные депозиты от частных и корпоративных сбережений или проверка счетов.
Замена оптовых депозитов розничными представляет собой процесс, который и в лучшие времена будет длиться не неделями, а годами. Понятно, что ФРС не хочет обсуждать этот вопрос. Очевидно, именно это является причиной их тупого отказа раскрыть характер своих активов на $ 2 триллиона, взятых из банков-членов ФРС и других финансовых институтов. Проще говоря, если ФРС раскроет общественности, какой именно «залог» они приняли от банков, общественность узнает потенциальные потери, которые может понести правительство.
Конгресс требует большей прозрачности со стороны Федеральной резервной системы США и Казначейства в их мерах по спасению кредитования. 10 декабря во время слушания Комитета по финансовым услугам в Конгрессе представитель демократов из Джорджии Дэвид Скотт сказал, что американцы «были обмануты» и пострадали от мошенничества.
Чихи и ураганы
Председатель ФРС Бен С. Бернанке и секретарь Казначейства Генри Полсон говорили в сентябре, что будут достигнуты соответствия с требованиями Конгресса по транспарентности в плане спасения банковской системы на $700 млрд. Закон о свободе информации обязывает федеральные учреждения обеспечивать доступ для прессы и общественности к правительственным документам.
В начале декабря агентство Конгресса по надзору GAO опубликовало свой первый обзор утвержденных займов по программе TARP. В обзоре отмечено, что в течение 30 дней с момента начала программы офис Генри Полсона раздал $150 миллиардов из средств налогоплательщиков финансовым учреждениям без какой-либо эффективной отчетности по их использованию. Похоже, что Казначейство Генри Полсона накинуло гигантский «покров» на все расходы денег налогоплательщиков.
Кроме того, есть и неприятности в бывшей всемирной финансовой Мекке: Конгресс США, действуя в основном по идеологическим соображениям, потряс финансовую систему, когда отказался выделить какие-то жалкие $ 14 млрд. чрезвычайного кредита Большой Тройке автопроизводителей General Motors, Chrysler и Ford.
Вполне вероятно, что Казначейство продлит чрезвычайный кредит для компании до 20 января или до тех пор, пока вновь избранный Конгресс не сможет рассмотреть новый план, т.к. перспектива цепной реакции банкротств этих трех гигантских компаний очень близка. Сейчас не говорят о том, что на эти три компании приходится 25% всех просроченных корпоративных облигаций США. Они входят в портфели частных пенсионных фондов, взаимных фондов, банков и т.д. Если включить сюда и поставщиков автозапчастей для Большой Тройки, то в настоящее время, согласно оценкам, существует риск цепной реакции дефолтов для корпоративных облигаций на $ 1 трлн. Такие банкротства могут привести к финансовой катастрофе, по сравнению с которой последствия банкротства Lehman Brothers покажутся невинным чиханием во время урагана.
Кроме того, панические действия ФРС с начала сентября, а именно, усиленное расширение монетарной базы, открывают перспективу гиперинфляции в стиле Зимбабве. Новые деньги не «стерилизуются» компенсирующими действиями ФРС, и этот весьма необычный шаг указывает на отчаяние. До сентября вливания денег из ФРС стерилизовались, что «нейтрализовывало» потенциальный эффект инфляции.
Определение Очень Великой депрессии
Это означает, что как только банки, наконец, начнут снова выдавать кредиты, возможно, через год или около того, то американская экономика будет наводнена ликвидностью в условиях дефляционной депрессии. В этот момент или, возможно, задолго до этого доллар рухнет, так как иностранные владельцы облигаций Казначейства США и других активов начнут сбегать. Это будет неприятно, поскольку в результате начнется резкое подорожание евро и отрицательное влияние на экспорт в Германию и другие страны, если только другие государства ЕС, а также недолларовые страны Россия, члены ОПЕК и, прежде всего, Китай не организуют новую зону стабилизации вне зоны доллара США.
Мир встретится с величайшими финансовыми и экономическими проблемами в истории в ближайшие месяцы. Приходящая администрация Обамы столкнется с выбором – или буквальная национализация кредитной системы для обеспечения потока кредитов в реальный сектор экономики в течение ближайших 5 до 10 лет, или экономический Армагеддон, в сравнении с которым 1930-е годы покажутся мягкой рецессией.
Если даже не рассматривать то, что, как представляется, до ноябрьских выборов было грубой политической манипуляцией нынешней администрации США с ключевыми экономическими данными в тщетной попытке приуменьшить масштабы прогрессирующего экономического кризиса, то цифры являются беспрецедентными. За первую неделю декабря количество первичных обращений безработных подскочило на самый высокий уровень за период с ноября 1982 года. Более четырех миллионов работников, по-прежнему, остаются без работы, что является наибольшим показателем со времен 1982 года, а в ноябре американские компании сокращали рабочие места самыми высокими темпами в течении последних 34 лет. Почти 1,9 млн. рабочих мест в США в 2008 году на сегодняшний день исчезло.
Я напомню для тех, у кого длинная память, что в 1982 году было то, что тогда называлось Рецессией Волкера. Пол Волкер, элемент семьи Рокфеллеров в «Чейз Манхэттен», был вызван из Нью-Йорка для применения своей «шоковой терапии» процентными ставками в экономике США для того, чтобы, как он выразился, «выдавить инфляцию из экономики». Он выдавил гораздо больше, поскольку экономика пошла на серьезный спад, а его политика высоких процентных ставок породила то, что позже назвали долговым кризисом «Третьего мира». Тот же самый Пол Волкер был только что назван Бараком Обамой в качестве назначенного председателя недавно созданного президентом Консультативного совета по экономическому подъему, что вряд ли является поводом для ликования.
Нынешний экономический крах на всей территории Соединенных Штатов обусловлен крахом рынка высоко рискованной субстандартной и Alt-A (кредитные риски между prime и subprime, характеризуются высокой доходностью для кредиторов при достаточно высоких кредитных рейтингах заёмщиков, – прим. пер.) ипотеки в $ 3 трлн. В докладе председателя ФРС Бернанке говорится, что все худшее должно закончиться к концу декабря. Ничто не может быть более далеко от истины, чем это утверждение, и он это хорошо знает. Тот же Бернанке в октябре 2005 года заявил, что «нет никакого жилищного пузыря, который может лопнуть». Вот так высоко качество прогнозирования этого принстонского экономиста. Повсеместно используемый индекс S&P Schiller-Case US National Home Price показал 17% годового падения в третьем квартале с тенденцией увеличения этой цифры. По некоторым оценкам, пройдет еще пять-семь лет, когда цены на жилую недвижимость в США достигнут самого низкого уровня. В 2009 году, когда вступят в действие процентные ставки на сумму около $ 1 трлн. по Alt-A ипотеке, число оставленных домов и выселений начнет беспрецедентный рост. Мало что из так называемых оживляющих ипотечных программ, предлагаемых на сегодняшний день, достигнет широкого большинства пострадавших. Этот процесс, в свою очередь, ускорится, когда миллионы американцев потеряют свои рабочие места в ближайшие месяцы.
Джон Уильямс в широко уважаемом докладе по теневой правительственной статистике недавно опубликовал определение депрессии, термин, который был умышленно удален из экономического лексикона после Второй мировой войны, как неповторимое событие. С тех пор все спады назвались «рецессиями». Уильямс объяснил мне, что несколько лет назад он запустил большой долгосрочный проект, опрашивая представителей соответствующих экономические властей США в Бюро Экономического Анализа Департамента Торговли и в Национальном бюро экономических исследований (NBER), а также многих экономистов из частного сектора, чтобы получить более точное определение терминов «рецессия», «депрессия» и «великая депрессия». Его попытка вылилась в гораздо большее, чем более точное определение этих терминов.
То, с чего он начал, было официальным определением рецессии NBER: два или более последовательных квартала сокращения реального ВВП или параметров заработной платы рабочих и промышленного производства. Депрессия — это рецессия, в которой сжатие экономики составляет более 10% от ВВП. Великая депрессия — это депрессия, в которой сжатие, согласно Уильямсу, превышает 25% ВВП.
В период с августа 1929 года и до окончания своего президентского срока Герберт Гувер наблюдал за 43-месячным сокращением американской экономики на 33%. Барак Обама, по-видимому, превзойдет Гувера и будет управлять страной во времена, которые историки могли бы, скорее всего, назвать Очень Великой Депрессией 2008-2014, несмотря даже на то, что он найдет новую касту финансовых консультантов до дня инаугурации 20 января. Требуется не вторично отработанные люди, типа президента Федеральной резервной системы Нью-Йорка Пола Волкера или Ларри Саммерса. Необходима радикально новая стратегия для того, чтобы ввести практически всю экономику Соединенных Штатов в определенную форму по реорганизации экстренного банкротства согласно Главе 11, когда банки смогут списать до 90% своих токсичных активов для того, чтобы сохранить реальную экономику для американского населения и остального мира. Бумажные деньги легко разорвать в клочья. Но так нельзя поступать с человеческими жизнями. В ходе этого процесса, может быть, Конгресс рассмотрит возможность возвращения ФРС федеральному правительству, как изначально было предписано в Конституции, и сделать весь этот процесс более удобным для всех. Если то, что я сказал, выглядит крайне резким, перечитайте эту статью еще раз через шесть месяцев.
Перевод: Наталья Лаваль (под редакцией Леонида Савина) специально для сайта "Война и Мир"
Источник: "Война и Мир"
Оригинал статьи: Уильям Ф. Энгдаль
КОММЕНТАРИЙ
Все вышеописанное в целом подтверждает прогнозы в отношении американской экономики, высказывавшиеся еще в 2007 году блогером avanturist, на сайте avanturist.org. Если попробовать перескать их коротко, то ситуация выглядит следующим образом. Экономика США столкнулась с самой тяжелой ситуацией в своей истории, существует реальная угроза полного коллапса экономики и погружения в экономический хаос. Чтобы избежать наихудших последствий в этой ситуации, США предпринимают шаги к тому, чтобы "поделиться" своими проблемами с как можно большим числом других участников глобальной экономической системы. Готовится к запуску процесс гиперинфляции доллара, призванный облегчить долговое бремя экономики США, но предварительно включается т.н. долларовый "пылесос" – ситуация, когда все имеющиеся свободые средства субъектов мировой финансовой деятельности устремляются в ценные бумаги США, номинированные в долларах, т.к. все остальные "пузыри" глобальной финансовой системы (недвижимость, нефть, металл, продукты и т.п.) оказываются лопнувшими, или же предварительно сдутыми, чем и провоцируется ажиотажный спрос на ценные бумаги и доллары США. Для наибольшей убедительности необходимости вложений в ценные бумаги США, обостряется политическая ситуация во взрывоопасных регионах: на Кавказе, Ближнем Востоке и Южной Азии. После того, как перепуганные инвесторы со всего мира и центральные банки государств основательно вкладываются в ценные бумаги США и происходит резкое сбрасывание доллара в гиперинфляцию, сопровождающееся коллапсом многих национальных экономик. Более подробно с текущими процессами можно ознакомиться на сайте avanturist.org.