|
Лидеры НДП Германии - платные агенты спецслужб
После неудавшегося покушения на жизнь начальника полиции баварского Пассау Алоиса Маннихля в ФРГ в очередной раз разгорелась дискуссия о перспективах запрета праворадикальной Национал-демократической партии Германии /НДПГ/, которую здесь сравнивают с гитлеровской НСДАП образца 1933 года. 13 декабря около своего дома 52-летнему полицейскому, который был известен как активный противник неонацистов, был нанесен удар ножом в грудь. Суд Пассау выдал ордер на арест двоих членов праворадикальной группировки "Свободные националисты Мюнхена", подозреваемых в пособничестве бритоголовому преступнику. За помощь в его поимке объявлено вознаграждение в размере 5 тыс евро.
С инициативой направления иска о запрете НДПГ в Конституционный суд /КС/ ФРГ выступил премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер. "Не должно быть сомнений в нашей готовности дать отпор правым радикалам всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами", – сказал он. Точку зрения Зеехофера разделяет его предшественник на посту главы баварского правительства Гюнтер Бекштайн, который был одним из инициаторов первого провалившегося судебного иска о запрете НДПГ.
Инициативу Баварии поддержали власти федеральной земли Рейнланд-Пфальц. Канцлер Ангела Меркель тоже допускает возможность обращения в КС с предложением запретить НДПГ. При этом она полагает, что конституционные судьи вряд ли поддержат иск. Меркель назвала попытку убийства шефа полиции Пассау "нападением на нас всех". Она призвала "решительно бороться" с правым экстремизмом и к гражданскому мужеству.
За конституционный запрет НДПГ высказался также министр иностранных дел ФРГ и вице-канцлер Франк-Вальтер Штайнмайер. "После преступления в Пассау появились новые основания для запрета НДПГ", – подчеркнул министр. При этом Штайнмайер, который выдвинут кандидатом от СДПГ в канцлеры на выборах 2009 года, призвал активизировать работу правоохранительных органов по пресечению противозаконной деятельности правых радикалов. "Полиции и Ведомству по охране конституции /контрразведка ФРГ/ следует со всей жесткостью преследовать за каждое высказывание или действие правоэкстремистского толка. В этой сфере необходимо повысить раскрываемость", – сказал Штайнмайер в интервью, опубликованном в немецкой газете "Бильд ам зонтаг".
"Трусливое преступление" в Пассау вызывает у министра "глубокую озабоченность". Он призвал оказать поддержку "такому мужественному полицейскому как Алоис Маннихль". "Здесь мы имеем дело не с правыми горлопанами или бритоголовыми громилами, – отметил вице-канцлер. – Здесь жестокие преступники совершили покушение на жизнь человека. Пугает, что правые радикалы сегодня уверовали в свою безнаказанность, что они без страха малюют свастику на захоронениях. В этой связи необходим надзор со стороны Ведомства по охране конституции и его земельных органов".
Штайнмайер предложил направить второй иск о запрете НДПГ в Конституционный суд ФРГ. Первую неудачную попытку запретить НДПГ в 2001 году предприняла "красно-зеленая" коалиция под руководством Герхарда Шредера. После трехлетнего разбирательства КС ФРГ отказался объявить германских неонацистов вне закона, так как в рядах НДПГ действуют агенты государственных спецслужб. Конституционные судьи установили, что иск о запрете НДПГ был основан на антиконституционных статьях и высказываниях партийных лидеров, которые были платными осведомителями Федерального ведомства по охране конституции /контрразведки ФРГ/, и их заподозрили в умышленной провокации с целью бросить тень на "добропорядочных" неонацистов. В частности, на службе Ведомства состояли один из основателей НДПГ Вольфганг Френц, заместитель руководителя тюрингского отделения НДПГ Тино Брандт, глава отделения НДПГ в земле Северный Рейн-Вестфалия Удо Хольтман и сотни других. По данным еженедельника "Шпигель", на спецслужбы в то время работал каждый седьмой партийный активист. В такой ситуации суд не смог выяснить, что является сущностью НДПГ, а что привнесено извне.
"В случае отзыва из НДПГ агентов немецких спецслужб эта организация рухнет как карточный домик", – заявил тогда Клаус Ханцог, который в то время был членом КС ФРГ. При этом судьи, обосновывая свой отказ от запрета НДПГ, отметили, что запрет политической организации противоречит духу демократии и конституции страны.
Глава МИД ФРГ выразил надежду, что на этот раз конституционные судьи оправдают надежды инициаторов иска. "Иначе правые экстремисты восторжествуют. А этого не должно произойти ни при каких обстоятельствах", – сказал Штайнмайер.
Возвращаясь к решению суда от 2003 года, председатель КС ФРГ Ханс-Юрген Папир заявил, что решение о прекращении процедуры запрета не означает признания судом конституционного характера НДПГ и допускает возможность подачи новых исков о запрете этой праворадикальной организации. Сами неонацисты не верят в перспективу запрета НДПГ, так как не доказана ее причастность к совершению каких-либо противозаконных деяний или призывам к нарушению законов.
Противники запрета неонацистов полагают, что эта мера не могла бы предотвратить покушение на главного полицейского Пассау. К тому же в случае запрета НДПГ ее место очень скоро займет новая аналогичная организация, полагают они. По их мнению, правому экстремизму следует противодействовать методами политического просвещения, которое призвано выдавить экстремистскую идеологию из сознания сторонников расовых теорий.
Партия "Союз-90/"зеленые" считает запрет неонацистов политически целесообразным, так как правые экстремисты представлены в ФРГ не только национал-демократами. По мнению "зеленых", решение о запрете НДПГ не поддержал бы Европейский суд по правам человека, который допускает запрет политической организации только в том случае, если она является агрессивно антиконституционной и реально представляет угрозу свободному демократическому обществу.
Между тем тоталитарные воззрения НДПГ просматриваются и в программе партии, и в выступлениях ее лидеров, которые, в частности, пропагандируют антисемитизм. Сторонники запрета убеждены, что неонацисты стремятся к смене в ФРГ демократического конституционного строя.
Газеты ФРГ дискутируют о перспективах запрета НДПГ. По мнению "Мюнхнер меркур", "настало время предотвратить процессы радикализации на "правом" фланге. Для этого наряду с показательными полицейскими акциями и требованиями повысить раскрываемость преступлений неонацистов следует усилить работу спецслужб в рядах НДПГ, которая с удовольствием превратила бы новый процесс по иску о запрете этой праворадикальной партии в выгодную для себя лотерею. Необходимо в долгосрочном плане осушить источники, которые увлажняют коричневое болото". Продолжая тему, "Вестдойче альгемайне цайтунг" пишет: "Противники запрета НДПГ утверждают, что в борьбе против правоэкстремистского образа мышления запреты бессильны. Возможно, это так. Но запрет положил бы конец неонацистской пропаганде, которая ведется на средства налогоплательщиков. Государство могло бы конфисковать имущество партии и всю ее недвижимость, а также прекратить эти невыносимые факельные шествия. Только ради всего этого стоит добиваться запрета НДПГ".
Комментируя ход дискуссии о новой процедуре запрета НДПГ, "Меркише альгемайне" пишет: "Летом 2000 года в Дюссельдорфе сработало взрывное устройство. От взрыва пострадала группа евреев – поздних переселенцев из России. Это преступление до сих пор не раскрыто. Гюнтер Бекштайн, который тогда был главой МВД Баварии, предложил запретить НДПГ. Его призыв, который с тех пор звучал не раз, тогда так и не был услышан. Доверия к правовому государству это не прибавляет. На этот раз баварский министр внутренних дел потребовал от КС ФРГ пересмотреть критерии, которые касаются запрета деятельности политических партий. Но судьи этого не сделают. В Карлсруэ никто не хочет провала. В итоге все остается по-старому".
"Враждебная конституции" НДПГ остается под надзором Федерального ведомства по охране конституции. По данным МВД ФРГ, в Германии действуют 146 правоэкстремистских организаций общей численностью 11 тыс человек. Берлинский кабинет исходит из того, что НДПГ является правоэкстремистской организацией, деятельность которой противоречит нормам конституции ФРГ и создает угрозу конституционному строю. Особую опасность в Берлине видят в усилении позиций неонацистов в федеральных землях Саксония, Бранденбург и Саар. В частности, в Саксонии осенью 2004 года на выборах в ландтаг /земельный парламент/ НДПГ набрала 9,3 проц голосов и оказалась почти на одном уровне с правящей СДПГ /9,8 проц голосов/.
Игорь Деев, Берлин
|