В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Британский след терактов в Мумбаи: кому выгодно?

29 ноября многие британские газеты вышли с заголовками, гласившими, что несколько человек из числа террористов, устроивших накануне кровавую бойню в Мумбаи, могли быть гражданами Великобритании пакистанского происхождения. Среди передовиц попадались и откровенно провокационные: «Мясники в Мумбаи оказались британцами», «Британские мусульмане стали оплотом глобального джихада» и т.д. Несмотря на то что веских доказательств подобной информации на тот момент не было, власти страны отнеслись к данным обстоятельствам весьма серьезно, пообещав провести самое тщательное расследование возможной причастности британских граждан к терактам в одном из крупнейших городов Индии. Для этого в Мумбаи была направлена группа детективов и специалистов лондонской полиции. Вместе с тем ведущие лица страны предостерегли общественность от скоропалительных заключений. Представляется, что сегодня, когда после завершения антитеррористических операций в Мумбаи прошло больше недели, настало время проанализировать эту ситуацию и сделать некоторые выводы.

Первой британской газетой, которая 28 ноября предала широкой огласке информацию о том, что среди террористов были британо-пакистанцы, стала лондонская «Ивнинг стэндард», опубликовавшая статью с громогласным заголовком «Террористы в Мумбаи “были британцами”». В выпущенном материале со ссылкой на Виласрао Душмукха — главу правительства этого индийского города — говорилось, что «среди восьми вооруженных террористов, захваченных индийскими коммандос, которые штурмовали здания с целью освободить заложников, были двое граждан Великобритании пакистанского происхождения». Неназванные источники поведали газете, что за атаками предположительно стоит «Аль-Каида», организующая в Пакистане тренировочные лагеря, куда только в уходящем году совершили поездку больше дюжины британских граждан пакистанского происхождения. Один из источников добавил: «Лагеря заполнены, и многие из тех, кто там находится, являются британскими гражданами».

Ажиотаж усилили комментарии Эрики Манн, члена Европейского парламента от Германии, проживавшей в отеле «Тадж-Махал» на момент начала атак. Она сказала представителям прессы, что слышала, будто среди участников террористических нападений были британские граждане: «Мы слышали от журналистов, с которыми остановились, что граждане Великобритании принимали участие в атаках и были убиты в отеле. Нам сказали, что они приплыли на лодке».

Британские власти начали расследование по факту этих сообщений, однако не торопились делать какие-либо конкретные заключения. Главы британских МВД и МИДа Джеки Смит и Дэвид Милибэнд заявили, что «пока нет никаких серьезных оснований полагать, что в террористические действия в Мумбаи были вовлечены граждане Великобритании». Премьер-министр страны Гордон Браун добавил: «Когда террористы совершают свои нападения в одной стране, они могут получать поддержку из другого государства или быть гражданами другой страны. Именно поэтому в расследовании этих атак так важно прямое взаимодействие между Индией и Британией».

Организации же, представляющие мусульманское сообщество страны, как, например, Мусульманский совет Великобритании, решительно и однозначно осудивший теракты в Индии, предпочли не комментировать печатные публикации до выяснения новых подробностей.

Вместе с тем, несмотря на большой резонанс в СМИ, многие из которых поспешили без оглядки растиражировать информацию о британцах-террористах, никаких подтверждений причастности граждан Соединенного Королевства к террору в Мумбаи не последовало. Одними из первых в достоверности сообщений «Ивнинг стэндард» усомнились в агентстве Рейтер. Источник в британской службе безопасности сказал агентству, что «репортаж скорее всего носил спекулятивный характер, хотя и мог содержать элементы правды». Кроме того, и Гордон Браун после разговора с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом более уверенно заявил прессе, что хотя расследования продолжаются, индийский коллега заверил его в отсутствии каких-либо свидетельств причастности британских граждан к нападениям. Главу государства поддержали и представители Форин-офиса, заявившие, что индийский министр, которому представители СМИ приписали высказывание об участии британцев в терактах, не говорил ничего подобного ни публично, ни в частных беседах.

Необходимо отметить, что материал, выпущенный «Ивнинг стэндард», имел под собой определенные основания, а не являлся дезинформацией в чистом виде. Статья могла быть основана на материале, который позднее просочился в прессу. 30 ноября в СМИ появилось сообщение, что в ходе антитеррористических операций в Мумбаи действительно был арестован по крайней мере один гражданин Соединенного Королевства. Однако им оказался актер, по иронии судьбы сыгравший в британском телевизионном документальном фильме Шехзада Танвира, одного из бомбистов-смертников, совершивших террористические акты в лондонском метро 7 июля 2005 г. Актер Джоуи Джетан сказал лондонской «Дейли телеграф», что его вместе с группой мужчин, похожих на арабов, продержали в индийской полиции 13 часов, прежде чем убедились, что он не имеет отношения к нападениям.

Тем не менее вопрос о том, стала ли статья в «Ивнинг стэндард» следствием заблуждения и дезинформации или была сознательной и хорошо продуманной провокацией, остается открытым. Дело в том, что газета уже была замечена в публикации материалов, бросающих тень на мусульманское сообщество страны. Произошло это во время избирательной кампании по выборам мэра Лондона весной текущего года, когда мусульмане организовали гражданские акции в поддержку переизбрания на этот пост кандидата от лейбористов Кэна Ливингстона. Эти акции получили название «Мусульмане за Кэна». Тогда «Стэндард», поддерживавшая кандидата от консерваторов Бориса Джонсона, обрушилась на эту группу с резкой критикой за то, что мусульмане якобы стремились привнести в политику элементы религии, а также пугала англичан «призраком» происходивших в стране терактов и беспорядков на религиозно-этнической почве. Как тогда, так и сегодня публикации этой газеты, касающиеся британских мусульман, не способствуют ничему, кроме нарастания отчуждения и взаимного недоверия между мусульманским меньшинством и коренным населением страны.

В Великобритании сегодня проживают порядка 750 тыс. человек пакистанского происхождения, они являются вторым по численности этническим меньшинством страны после индийского сообщества. Напрашивается очевидный вывод, что подобные материалы в прессе могли спровоцировать серьезный конфликт между двумя этими общинами, а при худшем сценарии поставить Соединенное Королевство на грань крупного внутреннего противостояния, результатами которого стали бы массовые беспорядки по всей стране. Выгодна ли дестабилизация внутренней обстановки в стране в преддверии выборов консерваторам, которых поддерживает «Стэндард»? Не хочется уподобляться британской прессе и делать скороспелые заключения, но нельзя отрицать, что некоторые закономерности подозрительно очевидны.

Что касается самого мусульманского сообщества Великобритании, большая часть которого осудила террор в Мумбаи и предпочла не комментировать слухи о причастности к нему британо-пакистанцев, то его представители на прошлой неделе выступили с призывом к Комиссии по жалобам в адрес прессы провести тщательное расследование публикации «опрометчивых и неточных материалов о происхождении террористов в британских СМИ, которые носили подстрекательский характер». С таким призывом выступил член городского совета в Бирмингеме Салма Якуб, которого поддержал депутат британского парламента Джордж Галлоуэй.

Как бы то ни было, а у медали, как всегда, есть и обратная сторона. То, что десятки британцев пакистанского происхождения были замечены в связях с исламистскими и фундаменталистскими группировками и проходили обучение в лагерях «Аль-Каиды» в Пакистане, остается достоверным и подтвержденным фактом. Четверо из них и вовсе в июле 2005 г. подорвали себя в Лондоне, убив при этом 52 человека. В Пакистане же были записаны видео лондонских бомбистов, фрагменты из которых обошли все телеканалы мира. Кроме того, представители мусульманского сообщества Соединенного Королевства совершали террористические акты и за пределами страны. Наиболее масштабным из них стал подрыв популярного кафе в Тель-Авиве, организованный студентами Лондонского королевского колледжа Омаром Шарифом и Азифом Ханифом. Характерно, что очень многие мусульмане Соединенного Королевства приобщаются к радикальному исламу и его методам в университетских городках страны, куда легко проникают и где учреждают свои отделения базирующиеся в том числе и в Пакистане исламистские движения и организации.

Все же большинство планов было вовремя раскрыто британскими и международными спецслужбами. К таким замыслам, в частности, относится история, которую через два дня после завершения контртеррористических операций в Мумбаи напечатала «Дейли телеграф». В статье говорилось, что в 2006 г. водопроводчик из восточного Лондона Кази Нурур Рахман планировал осуществить в британской столице нападения, по сценарию очень схожие с теми, что в итоге случились в индийском городе. Он был арестован во время контрольной закупки трех автоматов Узи и около 3 тыс. единиц боеприпасов. Сообщалось, что Рахман изначально хотел приобрести пять автоматов, ручные гранаты и максимальное количество пуль. Впоследствии выяснилось, что лондонец был связан с кашмирской группировкой «Лашкар и-Таиба», подозревавшейся в организации терактов в Мумбаи. Таким образом, нет нужды лишний раз говорить о том, что когда повод есть (а британские мусульмане пакистанского происхождения предоставляли его неоднократно), всегда найдется желающий им воспользоваться. Последний из них случился примерно за неделю до терактов в Мумбаи, когда появилось сообщение о том, что в результате ракетного удара США по территории Пакистана был уничтожен Рашид Рауф, еще один мусульманин, родившийся на территории Великобритании, который разработал раскрытый британскими спецслужбами план по захвату нескольких трансатлантических воздушных судов с целью их последующего подрыва. Подобно многим британцам, подозреваемым в терроризме, Рауф поддерживал тесные связи с Пакистаном и, по некоторой информации, проходил подготовку в лагерях на территории этого государства.

Очевидно, что до тех пор пока пакистанские власти, неспособные справиться с радикальными группировками на своей территории, будут давать повод усомниться в их приверженности задачам борьбы с терроризмом, всегда найдутся силы, которые этим поводом непременно воспользуются в своих деструктивных целях. Это же утверждение можно в равной степени отнести как к представителям пакистанской общины Великобритании, так и к властям страны, пытающимся сегодня искоренить все очаги радикального исламизма на территории своего государства. Пока же остается только радоваться, что опрометчивые публикации британской прессы не привели к еще одному, в потенциале гораздо более кровавому хаосу теперь уже в одном из европейских государств.


Ф.О. Плещунов
Источник: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. Британия   (153)
  2. Радикальный исламизм   (241)