В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Польские СМИ: год правления нового правительства, или жизнь по принципу "меньше сделаешь, меньше навредишь"

Выступления аналитиков и экспертов, подводящих итоги первого года пребывания у власти кабинета премьер-министра Дональда Туска, стали в эти дни главной темой польских СМИ. Сформированное в ноябре 2007 года после сенсационной победы на досрочных парламентских выборах умеренно правой партии "Гражданская платформа" /ГП/, правительство отмечает, таким образом, свой первый юбилей.

Хотя оценки первых двенадцати месяцев деятельности кабинета Туска, даваемые самой ГП и ее союзниками, с одной стороны, и оппозицией и независимыми экспертами – с другой, чаще всего совершенно не совпадают, некоторые факты кажутся неоспоримыми и признаются практически всеми силами, действующими на польской политической сцене.

Во-первых, не вызывает сомнения тот факт, что Дональд Туск бережно относится к коллегам по кабинету, делая ставку на сохранение единства среди своих соратников-министров. Это выгодно отличает его от предшественника на посту премьера Ярослава Качиньского, тасовавшего с 2005 по 2007 годы "министерскую колоду" едва ли не раз в месяц. После череды бесконечных интриг и скандалов, которые стали при брате-близнеце президента Польши нормой политической жизни, двенадцать месяцев Туска оказались в плане перестановок в кабинете временем стабильности – за весь этот период правительство не покинул ни один министр, а единственным человеком из близкого окружения премьер-министра, ушедшим в отставку, стала его пресс-секретарь Агнешка Лишка.

Во-вторых, Дональду Туску пока удавалось сдержать свое предвыборное обещание "управлять Польшей с улыбкой". В отличие от Ярослава Качиньского, широко развернувшего в польском обществе "охоту на ведьм" и планомерно выдавливавшего инакомыслящих со всех руководящих постов, Дональд Туск не интересуется вопросом, кто является "предателем национальных интересов" Польши, а судебные процессы против ряда лидеров социалистической Польши, типа суда над генералом Войцехом Ярузельским, тянутся, скорее, по инерции и не привлекают внимания правящей партии. Эти моменты в целом подтверждают выводы аналитиков, сделанные еще до прихода Дональда Туска к власти, о том, что руководимая им партия "Гражданская платформа" /ГП/ настроена на прагматическую деятельность и минимально идеологизирована в сравнении со своей предшественницей – партией братьев Качиньских "Закон и справедливость" /ЗиС/.

Независимые эксперты признают, что Дональд Туск, став главой польского правительства, любой ценой старается избегать конфликтов, даже если это вредит планам его правительства. Показательной в этом смысле является история отношений Туска с его политическим оппонентом – президентом Польши Лехом Качиньским, использующим практически любую возможность, чтобы "навредить" своему недругу. Глубокий разлом по линии "Туск – Качиньский" обозначился буквально в первые недели пребывания у власти кабинета, сформированного из представителей ГП и вступившей в коалицию с этой партией Польской крестьянской партии /ПКП/. За прошедший год президент не просто постоянно критиковал премьер-министра, но и активно мешал правительственным инициативам и политике, будь то экономика, законодательство или международные отношения. И хотя последнее столкновение из- за поездки президента на саммит ЕС в Брюссель в начале октября этого года, когда Дональд Туск отказался предоставить Леху Качиньскому правительственный авиалайнер, показало, что терпение вежливого и улыбающегося премьер- министра не бесконечно, от перевода конфликта в "острую фазу" Дональд Туск пока воздерживался.

Некоторые аналитики, правда, полагают, что "подножки", которые президент и сотрудники его канцелярии регулярно ставят правительству, на самом деле выгодны Дональду Туску, помогая ему объяснить президентским противодействием отсутствие реформ, обещанных польскому избирателю во время избирательной кампании ГП летом и осенью 2007 года. "Президент накладывает вето, а правительство не находит в парламенте нужной силы, чтобы преодолеть это вето... Появляется хороший повод объяснить обществу причину такой политики: хотим, но не можем", – комментирует положение известный польский политолог Марчин Ящак.

А с тем, что в области намеченного реформирования польской действительности у министров из кабинета Дональда Туска дела обстоят отнюдь не блестяще, согласны в Польше очень и очень многие. Это и есть третий момент в оценках работы нынешнего польского кабинета, авторы которых "солидарны" друг с другом. Сам Туск объясняет медленный ход, а то и отсутствие обещанных реформ, исповедуя теорию "маленьких шажков", – он советует не делать преждевременных выводов после всего лишь года пребывания у власти его кабинета. Ведь впереди у его команды еще целых четыре года.

Вот как оценивает тактику Дональда Туска популярный еженедельник "Политика": правительство делает "шаг вперед, полшага назад, а затем анализирует ситуацию. Год назад министр Барбара Кудрицка при полной поддержке премьера объявила о "великой реформе науки". Но планы встретили сильное сопротивление и сегодня к этому вопросу уже не возвращаются. Реформа министра Халль, реформа министра Копач, реформы министра Бони, то есть образование, здравоохранение и пенсии – в отношении каждой из них правительство глубоко уверено, что они нужны, но ведь обо всем можно подискутировать, всегда можно гибко изменить свое мнение..."

Далее журнал продолжает: "складывается впечатление, что для Туска главное пропагандистская сила и современный имидж его концепций, а не их конечная реализация. Премьер так ставит вопросы, чтобы победой можно было признать то, что ему выгодно. Нет готового, официально объявленного плана битвы. Реформы так неясно прописаны правительством не из-за ошибок в плане "пи-ар", но для того, чтобы в каждый момент можно было от чего-то отказаться, что-то разбавить водой, что-то ограничить или расширить, или просто перестать о чем- то говорить".

"Первые сто дней пребывания кабинета министров у власти – это обычно медовый месяц в отношениях нового правительства с общественностью и со СМИ. Кабинет Дональда Туска решил, что такая ситуация играет ему на руку и продлил себе этот период на целый год. Разумеется, у него были основания верить, что подобная политика окажется эффективной. Общество хотело спокойствия, СМИ в большинстве своем были позитивно настроены к правительству. К этому надо добавить благоприятное состояние экономики, полученное Туском, и вот правительство в самом начале решило сделать ставку на выжидание. Туск, очевидно, решил не делать вообще ничего, – комментировала итоги первого года пребывания у власти газета "Трибуна", – Хотя на пресс-конференциях депутаты ГП представляют цветные картинки успехов правительства, трудно найти хоть что-то, о чем можно было бы написать, что это сделало правительство и только оно".

К числу самых крупных и наименее успешных реформ, которые запланировал, но пока не сумел осуществить кабинет министров, относятся планы реформирования национального здравоохранения, национального образования и системы пенсионного обеспечения. Каждая из них столкнулась с активным общественным сопротивлением и в довершение попала под угрозу получить "вето" от Леха Качиньского в случае, если неоднозначный законопроект правительства все же будет одобрен в Сейме и в Сенате. Краткий смысл запланированных преобразований сводится к следующему: дети в Польше должны будут начинать учиться в школах с шести, а не с семи, как в настоящее время, лет; большинство крупных госпиталей, находящихся ныне в ведении государства, будут приватизированы; для оздоровления финансовой ситуации и уменьшения нагрузки на бюджет целые категории трудящихся /шахтеры, металлурги и железнодорожники/ потеряют право раннего выхода на пенсию. Наиболее активное противодействие вызвали планы правительства отменить ранний выход на пенсию, что привело в ноябре к открытому конфликту между правительством и крупнейшими профсоюзами Польши. После того, как в Варшаве прошла массовая демонстрация, а железнодорожники прямо намекнули на возможность проведения общенациональной забастовки, кабинет министров и здесь затаился в бездействии, тем более, что Лех Качиньский пообещал наложить "вето" на этот законопроект.

Легкость, с которой правительство Польши отказывается от собственных планов, спуская их "на тормозах" в случае активного общественного сопротивления, дала повод влиятельной газете "Газета выборча" так резюмировать положение: "первый год правления Дональда Туска разочаровал. Есть, правда, сферы, где поражение начинаний ГП менее заметно. Но там их последствия могут быть опасны, как, к примеру, в службе здравоохранения и национального просвещения".

Что касается главного политического оппонента ГП – партии братьев Качиньских "Закон и справедливость" – то ее лидер Ярослав Качиньский оценил результаты работы правительства Туска за прошедший год, как "смешные и опасные". "Если бы это правительство было только смешным! – сокрушался брат-близнец президента Польши. – Оно, к сожалению, очень опасно. Эти опасности видны в тех областях, которые относятся к нашему трудному прошлому и вот в данный момент – у нас кризис. От него не убежишь. Появляется вопрос, способен ли этот кабинет принять ту огромную ответственность, способен ли он на что-то, кроме пропаганды, поскольку тут он действует успешно. К сожалению, в других областях у кабинета кроме пропаганды ничего нет. Нет обещанного чуда, нет повышения зарплат, есть только большая компрометация".

Сам премьер-министр Польши, разумеется, придерживается принципиально иной точки зрения на итоги первого года правления своего кабинета. "Минувший год – это время серьезных успехов Польши на европейской и мировой арене, а ведь мы были всего в одном шаге от важной проблемы – ссоры Польши с главными действующими лицами международной политики. Это был год, когда поляки увидели правительство и парламентское большинство, которое с полной ответственностью, с решительностью и последовательностью с первого же дня после двухлетнего беспорядка стало приводить в порядок дела в Польше", заявил Дональд Туск, предупредив, что не следует "ожидать от меня фейерверков".

К числу выполненных кабинетом обещаний он отнес вывод польских войск из Ирака, программу строительства национальных дорог, организацию системы школьного питания для детей из бедных семей, а также продление отпусков после рождения ребенка. Правительству удается реализовать все то, что не удается "саботировать оппозиции", пояснил Дональд Туск на прошлой неделе на юбилейном заседании национального совета ГП. Главный вывод премьера в оценке деятельности своих министров сводится к следующему: "уже сейчас у нас есть достижения, к которым другие правительства стремились в течение всего срока своих полномочий, но так и не сумели их достичь".

Отдельному и весьма подробному анализу подверглась деятельность правительства на международной арене, где кабинет Туска, как он сам утверждает, стал придерживаться "нового стиля", который не столь конфронтационен, как действия Ярослава Качиньского. По мнению нынешнего премьера, это позволило Польше избежать открытой конфронтации с рядом ведущих государств Евросоюза и институтами самого Брюсселя.

"Услужливые СМИ настойчиво подчеркивают, что "новый стиль" польской международной политики приносит нам симпатии западных политиков и общественности. Нет сомнения в том, что Туск имеет на Западе гораздо лучшую прессу, чем его предшественник, но трудно показать хоть одну конкретную выгоду, которая последовала бы из этого для Польши. Вчера нас ставили в угол, сегодня за хорошее поведение гладят в Европе по головке, но сколько стоят такие ласки?" – вопрошает политолог Рафал Земкевич.

Это мнение полностью относится к тому аспекту внешней политики Польши, который команда Дональда Туска считает главным своим успехом – речь идет о подписании в августе 2008 года польско-американского соглашения о размещении в Польше объектов ПРО США. Вот как комментирует этот "успешный шаг" польская газета "Трибуна": "Из всей этой аферы – а иначе происшедшее трудно назвать – следует важный вывод: в вопросе ПРО Туск не отличается от Качиньского. В этом случае согласие, однако, не ведет ни к чему хорошему. Оказалось, что спешка в принятии противоракет завела нас на минное поле. Это значит, что будущее всего проекта неопределенно и это решение и так создало для нас много трудностей. Барак Обама и его команда имеют определенные подозрения в отношении системы ПРО, но помимо этого объективные причины отодвигают ее на второй план. Для новой администрации США ключевым вопросом стало спасение страны от финансового и экономического кризиса, а на это нужны деньги. К тому же на первый план в международной политике выступают отношения с Россией. Поэтому мы можем остаться с рукой в ночном горшке".

Сам Дональд Туск уже после победы Барака Обамы на президентских выборах в США высказал уверенность в том, что проект строительства базы противоракет в Польше "будет завершен". "Я не думаю, чтобы мы, так же как и чехи, имели существенное влияние на решения нового президента /США – прим. ИТАР-ТАСС/, однако, до сих пор ничто не указывает на то, что новый президент хотел бы отказаться от этого проекта".

В числе других реализованных инициатив кабинета Туска за первый год его работы – вывод польских войск из Ирака и увеличение военного контингента Войска Польского в Афганистане, согласие на разблокирование переговоров о новом соглашении о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом, сдержанная позиция в вопросе кризиса на Кавказе в августе этого года, а также более реалистичный подход к энергетическим проблемам, предусматривающий ставку на атомную энергию, а не попытки уменьшить зависимость от поставок энергоносителей из России с помощью различных полуфантастических проектов, столь популярных в глазах президента Леха Качиньского.

"Меньше сделаешь, меньше навредишь", так определяют некоторые аналитики сущность внешней и внутренней политики Дональда Туска. Ряд наблюдателей, однако, полагают при этом, что время начинает играть против Дональда Туска. "Уход от проблем приходит к концу, – считает газета "Трибуна". – Экономический кризис, несмотря на все заклинания правительства, пришел в Польшу. И именно это правительство должно будет встать против него грудью. Теперь действительно приходит время настоящего испытания".

При этом, как указывает политолог Рафал Земкевич, Дональд Туск и его партия не могут уже рассчитывать на расширение своего электорального поля. Многие из тех, кто голосовал за ГП в октябре 2007 года, "поддержали Туска не потому, что ожидали от его правительства новых автострад, спортивных объектов и торговых центров. Эта группа поддержала Туска только потому, что он обещал отстранить от власти Качиньского". И именно избиратели выносят в эти юбилейные для кабинета министров дни свой приговор правительству Дональда Туска. В канун юбилея газета "Речь Посполита" опубликовала результаты свидетельствующего об этом опроса общественного мнения /его провела известная социологическая фирма ГФК "Полония"/. По данным опроса, свыше половины взрослых поляков считают, что правительство Дональда Туска не выполняет своих предвыборных обещаний. При этом лишь каждый третий респондент положительно оценивает деятельность нынешнего кабинета министров. Однако, считает большинство, правительство Дональда Туска все же лучше, чем министры Ярослава Качиньского.

Сам же Дональд Туск по-прежнему остается одним из фаворитов электората. Им, как премьер-министром, довольны около 60 проц. поляков. Такой феномен тревожит аналитиков, поскольку. полагают они, сохраняющаяся общественная поддержка может убедать Дональда Туска в правильности его тактики и кабинет, как и раньше, будет следовать курсом "шаг вперед, полшага назад".

Алексей Карцев, корр. ИТАР-ТАСС в Варшаве
Источник: "Компас"


 Тематики 
  1. Польша   (75)