Когда принц Чарльз заявил, что тысячи индийских фермеров совершили самоубийства после использования ГМ культур, его обвинили в паникерстве. В действительности, как показываются леденящие душу сообщения, все еще хуже, чем он опасался.
Онемевшие от шока, глотая слезы, они стояли за спиной матери, пока друзья и соседи готовили тело их отца к кремации в пылающий костер, возведенный на растрескавшемся бесплодном поле вблизи их дома. Когда пламя поглотило труп, Ганджанан, 12 лет, и Калпана, 14 лет, столкнулась с мрачным будущим. Хотя Шанкара Мандаукар надеялся, его сын и дочь будут иметь лучшую жизнь в результате экономического бума в Индии, они сейчас работают как рабы за несколько пенсов в день. Безземельные и бездомные, они будут самыми нищими из нищих. <...>
Шанкару дважды постиг неурожай. Конечно, голод и моровая язва являются частью древней истории Индии. Но в смерти этого уважаемого фермера можно винить нечто гораздо более современное и зловещее: генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры.
Шанкаре, как и миллионам других индийских фермеров, было обещано ранее неслыханные урожаи и доходы в случае, если он перейдет от традиционного ведения сельского хозяйства на посадку ГМ семян. Польстившись на будущее богатство, он занял деньги, чтобы купить ГМ семена. Но неурожай оставил его при возрастающих долгах и не дал никаких доходов.
Так Шанкара стал одним из, по оценкам, 125 тысяч фермеров, совершивших самоубийства в результате безжалостной кампании по использованию Индии в качестве испытательного полигона для генетически модифицированных сельскохозяйственных культур.
Этот кризис, заклейменный "ГМ геноцидом", и был отмечен недавно, когда принц Чарльз заявил, что вопрос о ГМО стал «глобальным моральным вопросом», – и пришло время положить конец его безостановочному маршу.
Выступая на интернет-конференции в индийской столице Дели, он обрушился лидеров биотехнологий и некоторых политиков, осудив "действительно ужасный и трагический уровень самоубийств мелких фермеров в Индии, обусловленных ... неурожайностью многих ГМ сортов сельскохозяйственных культур".
Плечом к плечу против принца встали мощные ГМ лоббисты и видные политики, которые утверждают, что генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры преобразили индийское сельское хозяйство, обеспечив большую чем когда-либо прежде урожайность. Весь остальной мир, по их мнению, должен принять "это будущее" и последовать этому примеру.
Так кто же говорит правду? Чтобы выяснить это, я съездил в "пояс самоубийств" в штат Махараштра. То, что я обнаружил, глубоко тревожит и имеет далеко идущие последствия для стран, включая Великобританию, обсуждающую, позволит ли посадка семян, обработанных учеными, обойти законы природы.
По официальным данным индийского министерства сельского хозяйства действительно подтверждается, что более чем 1000 фермеров совершают здесь каждый месяц самоубийство.
Простые сельские люди, они умирают медленной мучительной смертью. Большинство глотают инсектициды — дорогостоящее вещество, которое, как им было обещано, им больше не понадобится, если они будут выращивать дорогие ГМ культуры. Похоже, что многие из них имеют огромные задолженности перед местными кредиторами, сделав займы, чтобы купить ГМ семена.
Про-ГМ эксперты утверждают, что это бедность, алкоголизм, засуха и "аграрные бедствия" являются реальной причиной этих ужасных трагедий. Но, как я обнаружил во время четырехдневного путешествия в эпицентре катастрофы, они рассказывают не все.
В одной маленькой деревушке, которую я посетил, 18 фермеров совершили самоубийство после того, как погрузились в ГМ долги. В некоторых случаях женщины наследовали фермы и все равно уходили через некоторое время из жизни вслед за мужьями.
Латта Рамеш, 38, выпила инсектицид, когда ее посевы погибли, через два года после того, как исчез ее муж, когда ГМ задолженность стала слишком большой. Она оставила сиротой своего десятилетнего сына Рашана, находящегося на попечении родственников. "Он плачет, когда он думает о матери", – говорит родная тетка мертвой женщины, сидя в тени возле поля.
И так деревня за деревней, в которых семьи рассказывают о том, как они погрязли в долгах после того, как позволили убедить себя покупать ГМ семена вместо традиционных хлопковых семян. Разница в цене ошеломляет: 10 фунтов стерлингов за 100 граммов генетически модифицированных семян, по сравнению с менее чем 10 фунтов за 1000 раз большее количество традиционных семян.
Но ГМ торговцы и правительственные чиновники обещали фермерам, что это были "магические семена", улучшенные и не подверженные порче паразитами и насекомыми.
Действительно, в рамках усилий по содействию внедрения генетически модифицированных семян, традиционные сорта были запрещены во многих государственных банках семян. Власти были заинтересованы в поощрении этой новой биотехнологии. Отчаянно спасаясь от ужасающей нищеты в период после обретения независимости, правительство Индии согласилось разрешить новым гигантам биотехнологий, как, например, лидеру рынок США "Монсанто", продавать их новые вариации семян.
В свою очередь для того, чтобы открыть западным компаниям доступ во вторую из наиболее населенных стран в мире, с населением в более чем один миллиард человек, Индии в восьмидесятых и девяностых были предоставлены Международным валютным фондом кредиты, помогая начать экономическую революцию.
Но в то время как города, такие как Мумбаи и Дели процветают, жизнь фермеров катится обратно в темные времена.
Хотя поля Индии, засеянные ГМ семенами, удвоились за два года – до 17 млн. акров – многие фермеры заплатили за это страшную цену. Это оказались отнюдь не "магические семена", «сорт» хлопка с высокой устойчивостью к паразитам был уничтожен коробочным червем, ненасытным паразитом.
Все фермеры говорят, что эти семена требуют удвоенного количества воды. Это оказался вопрос жизни и смерти. При отсутствии дождей на протяжении последних двух лет многие ГМ культуры просто высохли и погибли, оставив фермеров в путах долгов и без средств, чтобы их оплатить.
Взяв кредиты у традиционных кредиторов под вымогательскую ставку, сотни тысяч мелких фермеров оказались перед перспективой потерять свою землю, когда дорогие семена дали неурожай и не могли быть использованы повторно. При неурожаях в прошлом фермеры могли бы еще спасти семена и высадить их на следующий год.
Но с ГМ семенами они не могут делать этого. Это потому, что ГМ семена содержат так называемые "терминатор-технологии" были, т.е. были генетически изменены так, что взрослое растение не производит жизнеспособные семена для последующего высеивания.
В результате фермерам придется покупать новые семена каждый год по тем же грабительским ценам. Для некоторых это означает разницу между жизнью и смертью.
Возьмем случай Суреша Бхаласа, другого фермера, который был кремирован на этой неделе, оставив жену и двух детей. В ночь после церемонии, когда соседи сидели на корточках снаружи в то время, как священные коровы возвращались с лугов,, его семья не сомневалась в том, что их проблемы начались тогда, когда им было рекомендовано покупать BT Хлопок, генетически модифицированное растение, созданное "Монсанто".
"Мы сейчас разорены", – сказала 38-летняя вдова. "Мы купили 100 граммов BT хлопка. Our crop failed twice. Наши урожаи ну дались дважды. Мой муж впал в депрессию. Он вышел на свое поле, лег в хлопок и и проглотил инсектицид".
Жители положили его на рикшу и направили в больницу по разбитой грунтовой дороге. "Он кричал, что он принял инсектицид, и он просил прощения", – сказала она, когда ее семья и соседи собрались в ее доме,Ж чтобы выказать уважение. "Он был мертв, когда они привезли его в больницу".
Отвечая на вопрос, был ли умерший "алкоголиком" или страдал от других "социальных проблем", как утверждают про-ГМ чиновники, спокойное и достойное собрание вспыхнуло в гневе. "Нет! Нет!" – воскликнул один из братьев усопшего. "Суреш был хорошим человеком. Он послал своих детей в школу и платил свои налоги".
"Его задушили эти магические семена. Они продают нам семена, говоря, что им будут не нужны дорогостоящие пестициды. Мы должны купить те же семена из одной и той же компании каждый год. Это убивает нас. Пожалуйста, сообщите миру о том, что происходит здесь".
"Монсанто" признала, что рост задолженности был "фактором в этой трагедии". Но указывая на то, что производство хлопка удвоилось в течение последних семи лет, представитель корпорации добавил, что есть и другие причины для недавнего кризиса, такие как "несвоевременный дождь или засуха, и указал, что самоубийства всегда были частью сельской жизни в Индии.
Должностные лица также указывают на опросы и говорят, что большинство индийских фермеров хотят ГМ семена, вне всяких сомнений поощряемые агрессивной маркетинговой тактикой делать это.
В ходе своего расследования в Махараштра я встретил трех "независимых" исследователей в селах, собирающих информацию о самоубийствах. Они настаивали на том, что ГМ семена были только на 50 процентов дороже, но потом признали, что разница составляет 1000 процентов.
(Представители «Монсанто» позднее настаивали, что их семена только в «два раза» дороже «официальных» негенномодифицированных семян, – но признали, что разница может быть обширной, если традиционных семена продаются дешевле "недобросовестными"торговцами, которые также часто продают "фальшивые" ГМ семена, которые подвержены заболеваниям.)
На фоне слухов о неминуемой правительственной компенсации, чтобы остановить волну смертей, многие фермеры заявили, что они отчаянно нуждаются в любой форме помощи. "Мы просто хотим убежать от наших проблем," – сказал один.
Принц Чарльз настолько удручен бедственной ситуацией с самоубийствами фермеров, что он создал благотворительное учреждение Фонд Бхуми Вардаан (Bhumi Vardaan), чтобы помочь пострадавшим и содействовать продвижению органических индийских культур вместо ГМ.
Индийские фермеры также начинают борьбу. Помимо захвата дистрибьюторов ГМ семян в заложники и проведения массовых протестов, один из штатов подал судебный иск против "Монсанто" за непомерные цены на генетически модифицированные семена.
Это произошло слишком поздно для Шанкара Мандаукера, который был должен 80000 рупий (около £ 1000), когда он убил себя. "Я говорила ему, что мы можем выжить," – говорит его вдова. "Я говорила ему, мы могли бы найти выход. Он просто сказал, что лучше умереть".
Но долг не умер месте с мужем: если она не сможет найти способ его отдать, она не сможет отдать детей в школу. Они потеряют свою землю, присоединившись к ордам попрошаек, которых тысячи на дорогах этой огромной, хаотичной страны.
Жестоко, но эти молодые, которые в наибольшей степени страдают от "ГМ Геноцида" — это то самое поколение, которое должно было преодолеть тяготы и страдания с помощью этих "магических семян".
Здесь, в поясе самоубийств Индии цена генетически модифицированного будущего убийственно высока.
Andrew Malone
Перевод, специально для сайта "Война и Мир"
Источник: "Война и Мир"
Оригинал статьи: "www.globalresearch.ca "