Иранские оценки перспектив дальнейшего развития отношений Тегерана и Вашингтона на данный момент напоминают гадание на цветке ромашки: варианты, предлагаемые местными экспертами, варьируются от предсказаний скорого налаживания диалога с Соединенными Штатами (сторонники этого мнения в последнее время даже указывают на то, что фамилия Б.Обамы может быть переведена на фарси как «он с нами») до предостережений относительно возможного ужесточения американской политики в отношении ИРИ под давлением «сионистской общины», имеющей-де значительное влияние на демократов.
Дискуссия по данному вопросу в Иране разгорелась еще накануне президентских выборов в США после появления в газете «Вашингтон Пост» от 11 октября с.г. аналитической статьи, в которой якобы утверждалось, что в середине ноября 2008 г. администрация Дж.Буша будет готова объявить об открытии секции интересов США в Тегеране. Иранские аналитики практически сразу же вспомнили об обещаниях президента М.Ахмадинежада положительно воспринять любую инициативу, исходящую от США по налаживанию диалога на основе «взаимоуважения и справедливого подхода». Их уверенность в скором установлении прямых контактов между Тегераном и Вашингтоном подогрела и циркулировавшая на тот момент в СМИ информация о возможном продолжении переговоров с Соединенными Штатами по Ираку. Об этом, по сообщению информационного агентства «ИСНА», 13 октября с.г. заявил один из сотрудников посольства Ирана в Багдаде М.Таслими. Некоторые зарубежные специалисты давно утверждают, что данные встречи использовались иранцами не только для решения дальнейшей судьбы Ирака, но и для сверки с американцами позиций по целому ряду других вопросов.
Определенную остроту ситуации накануне президентских выборов в США придали слова А.Лариджани, прозвучавшие 13 октября с.г. в Женеве, относительно якобы полученного руководством ИРИ послания за подписью целого ряда высокопоставленных американских конгрессменов и сенаторов, в котором говорилось о необходимости проведения официальных двусторонних переговоров между Вашингтоном и Тегераном. Глава парламента уклонился от ответа на вопрос о возможной реакции иранского руководства на данную инициативу, акцентировав лишь активно идущий в ИРИ процесс ее обсуждения. Факт наличия такого письма так до конца не был ни подтвержден, ни опровергнут. Однако реакция на слова А.Лариджани была весьма бурной. Наиболее агрессивно настроенные по отношению к Вашингтону политики потребовали от властей дать ответ не только относительно самого послания, но и по поводу достоверности появляющихся в иранской прессе слухов о периодических визитах в ИРИ главы «Общества ирано-американской дружбы» Х.А.Ахмади, въезд которому на территорию страны давно запрещен.
Сейчас политическая элита ИРИ оказалась поставлена перед фактом победы на президентских выборах в США Б.Обамы – человека, обмолвившегося о возможности налаживания переговорного процесса с Тегераном без каких-либо предварительных условий. Это заявление, по мнению большинства представителей иранского истеблишмента, дает надежду на перемены в политике Белого Дома в отношении к ИРИ. Министр иностранных дел Ирана М.Моттаки уже поторопился заявить, что теперь, когда американский народ проголосовал за проведение коренных перемен, новое правительство США просто будет вынуждено дистанцироваться от подходов своих предшественников. В том, что это необходимо сделать не сомневается и советник Верховного Лидера ИРИ Г. А.Хаддад Адель, который назвал основной причиной победы Б.Обамы провал политики Дж.Буша: отказ от ее продолжения теперь-де должен способствовать оздоровлению общей ситуации.
Перемены во внешней политике США, по мнению как М.Моттаки, так и Г. А.Хаддад Аделя, просто неизбежны. Однако ни один из них с полной уверенностью не смог сформулировать как они повлияют на отношения Тегерана и Вашингтона. Это, по всей видимости, объясняется тем, что официальные власти сами до сих пор окончательно не знают, что же ждать от Б.Обамы, в победе которого они к тому же не были уверены. Конечно, президент М.Ахмадинежад, глава парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике А.Боруджерди, а также заммининдел ИРИ А. Р.Шейха Аттар еще до выборов связывали свои надежды на перемены в политике США по отношению к Ирану с кандидатом от демократов. Определенным обнадеживающим фактом, со слов А.Боруджерди, являлись якобы имевшие место сигналы, поступавшие от Б.Обамы, переданные через послов дружественных Ирану стран, о возможности проведения предварительных переговоров еще до избрания его президентом. Однако незадолго до проведения выборов М.Ахмадинежад особо подчеркивал, что «американская закулиса» вряд ли допустит победу Б.Обамы, указывая при этом на равнозначность обоих кандидатов для иранского правительства.
На данном фоне весьма положительно было воспринято избрание Б.Обамы иранскими политическими движениями (в первую очередь, реформаторскими). Член центрального совета Партии народного доверия (ПНД) Э.Амини подчеркнул, что итоги президентских выборов в США создали положительные условия для налаживания ирано-американских связей. Указывая на предвыборные обещания Б.Обамы по данному вопросу (вступить в переговоры с Ираном без предусловий), он сказал, что для демократов, традиционно выступающих за права человека и плюрализм в международных отношениях, не должно составить труда наладить устойчивые контакты с Ираном. Последнему-де уже делались определенные намеки об этом во время президентства Б.Клинтона, когда Тегерану якобы были официально принесены извинения за вмешательство в его внутренние дела. Однако они не были восприняты правительством ИРИ. Э.Амини с сожалением отметил, что руководство его страны может и сейчас не воспользоваться представившейся возможностью решить свои проблемы с Белым Домом.
Э.Амини выражает мнение той части иранской общественности, которая, указывая на исключительность кандидата от демократов как первого «черного» президента в истории США и наделяя его целым набором положительных качеств, считает, что новый глава Белого Дома пересмотрит прежние «односторонние, колониалистские и построенные на предубеждениях» подходы американской администрации в отношении региона Ближнего и Среднего Востока. В то же время, ряд местных экспертов, цитируя старую иранскую пословицу, которую на русский язык удобнее всего перевести как «кому праздник, а курице все равно смерть», и отмечая, что Б.Обама может оказаться еще более произраильски настроенным, нежели Дж.Буш, предостерегают от поспешных действий тех, кто требует немедленно начать активное сближение с США. По мнению этих политологов, еврейская община в США традиционно имеет значительно большее влияние на демократов, нежели чем на республиканцев.
Наиболее сдержанные представители иранской общественности рекомендуют не торопиться с выводами, указывая, что у Ирана есть еще приблизительно два месяца до инаугурации Б.Обамы, чтобы изучить его политическую доктрину. Судя по всему, именно этому совету и последует руководство ИРИ, пока что как на ромашке гадая относительно чувств нового американского президента к Тегерану.
Н.А.Кожанов
Источник: "Институт Ближнего Востока"
* * *
ПРИЗЫВ К Б.ОБАМЕ СДЕЛАТЬ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ "СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДРУЖБЫ"
ТЕГЕРАН, 7 ноября. Победителю президентских выборов в США Бараку Обаме следует дистанцироваться от "милитаристской политики" и сделать выбор в пользу "справедливости и дружбы". Об этом говорится в поздравительном послании, направленном президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом 44-му президенту США.
Региональные наблюдатели придают особое значение этому жесту, поскольку он сделан главой исполнительной власти страны, где последние 30 лет Соединенные Штаты именуют не иначе, как "Большим Сатаной", в адрес нового руководителя государства, уходящая администрация которого официально причислила Исламскую Республику к "оси зла".
"Все ожидают, что Вы дадите ясный и четкий ответ на требование /мирового сообщества/ осуществить кардинальные преобразования во внутренней и внешней политике США, – подчеркнул иранский президент. – Государства всего мира, равно как и американский народ, хотят, чтобы эти изменения легли в основу всех Ваших программ и деятельности Вашего будущего правительства".
"Население США рассчитывает, что Вы направите всю предоставленную Вам власть на служение народу, урегулирование критической /экономической/ ситуации, будете уважать права человека", – отмечается в послании Ахмадинежада, текст которого распространили местные СМИ. "Нации всего мира надеются, что Вы отринете милитаристскую политику, основанную на оккупации, силе и навязывании своей позиции, и сделаете выбор в пользу справедливости, дружбы и невмешательства во внутренние дела государств", – говорится в нем.
Президент ИРИ также призвал будущего коллегу "изменить отношение к правам палестинцев, иракцев и афганцев". "Великая иранская нация будет приветствовать серьезные изменения в американской политике, особенно в регионе Ближнего Востока", – заключил он.
Тегеран и Вашингтон разорвали дипотношения после захвата сторонниками основателя ИРИ имама Хомейни американского посольства в Иране во время исламской революции 1979 года. До настоящего времени США являлись главными инициаторами ужесточения санкций со стороны Совета Безопасности ООН в отношении Ирана за его отказ приостановить работы по обогащению урана. В свою очередь, иранские представители не раз называли действия США главной причиной отсутствия безопасности в Ираке и гибели мирных жителей.
Во время предвыборных дебатов в октябре Обама заявил, что США "должны пытаться вести переговоры /по ядерной проблеме Ирана/, понимая, что мы не исключаем военных вариантов /развития событий/". Тем не менее, не только президент, но и другие представители иранского руководства ожидают от нового хозяина Белого дома именно дружественных шагов. Так, ранее генеральный прокурор Ирана аятолла Горбанали Дорри Наджафабади призвал Обаму отменить все экономические санкции, введенные США против Исламской Республики.
Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Цыпин
Источник: "Пульс планеты "
* * *
Избрание Обамы, саудовские поздравления и саудовская критика «арабских и мусульманских братьев»
5 ноября, сразу же после избрания Б. Обамы на пост президента Соединенных Штатов, обе ведущие фигуры саудовского политического истеблишмента поздравили его с победой. Обращаясь к новому американскому президенту, саудовский монарх в отправленной им поздравительной телеграмме подчеркнул: «Я пользуюсь этим поводом, чтобы вновь заявить о прочности тесных исторических уз, связывающих наши дружественные страны, устремленные к тому, чтобы добиться мира и справедливости, укрепить безопасность и стабильность региона Ближнего Востока и всего мира, — писал король Абдалла. — Мы будем и далее идти вместе, укрепляя наши отношения во всех их сферах и аспектах». В свою очередь, наследный принц Султан бен Абдель Азиз в своей телеграмме новому американскому президенту отметил «особый характер» саудовско-американских отношений, выражая уверенность в их «последовательном и всестороннем развитии».
В середине ноября король Абдалла, как это уже не раз отмечалось, посетит американскую столицу, а также Нью-Йорк, где будет участвовать, соответственно, во встрече глав двадцати стран, посвященной экономическим проблемам современного мира, и в конференции диалога религий и цивилизаций (основанием для ее проведения является инициатива саудовского монарха), которая будет проходить под эгидой ООН. Встреча короля Абдаллы с действующим президентом Соединенных Штатов, а также с его преемником — вопрос ближайшего времени.
Но не менее важна и вторая сторона проблемы — саудовская критика ряда лидеров региона арабо-мусульманского мира, новым поводом для которой стало избрание Б. Обамы. Стоит обратиться к двум опубликованным 6 ноября лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» статьям ее ведущих обозревателей, потому что эти статьи заслуживают серьезного внимания.
Итак, первая из этих статей, написанная главным редактором этого издания Тариком Аль-Хамидом, названа им «Обама и радость импотентов». Автор этой статьи подчеркивает: «Избрав своим президентом чернокожего, Америка в глазах мирового общественного мнения добилась огромной победы — она воскресила свой привлекательный образ». Но, продолжает Т. Аль-Хамид, «когда обращаешься к реакции на это событие в регионе, тебя охватывают ужас и отчаяние — на Ближнем Востоке заговорили импотенты».
Кто они? Например, «спикер ливанского парламента Набих Берри», заявивший, что «американцы, избрав Обаму, пытаются обелить страницы собственного прошлого, в чем им и помогла их демократия». Т. Аль-Хамид в этой связи резонно замечает: «Обама — кандидат американского избирателя, а не наш кандидат. Его избрали американцы, чтобы он служил их, а не нашим интересам». Тогда почему же столь чудовищно заявление Н. Берри? Потому, отвечает Т. Аль-Хамид, что «Америка избрала черного президента в то время, когда» Н. Берри и его ливанские союзники «избрали черные лозунги, повергающие всех ливанских граждан в ужас и смятение». Может ли, продолжает он далее, «Хасан Насралла произнести речь, чтобы, как Маккейн, признать собственное поражение?»
Но среди этих «импотентов» автор статьи видит только Н. Берри? Увы, отмечает главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «конечно, нет». «Послушайте, — продолжает он, — что сказал министр иностранных дел Ирана, заявивший, что “избрание Обамы доказывает, что Америка хочет изменить свою политику”». Все это, по мнению Т. Аль-Хамида, «печально», «о желаниях Ирана говорит представитель потерпевшего поражение режима, а не “другой Иран”, мнение которого все еще фальсифицируется местными импотентами». Но «это еще не все», отмечает Т. Аль-Хамид, «сирийский министр информации надеется, что победа Обамы изменит внешнюю политику Вашингтона, содействуя переходу от политики войн и экономических санкций к политике дипломатии и диалога, к политике отказа от игнорирования тех проблем, от которых страдают целые народы».
Разве, комментирует эти слова руководитель ведущего «внешнего» саудовского издания, «Обама был кандидатом Дамаска, разве от него требуется решение сирийских проблем? Где же роль и устремленность самого Дамаска к решению его собственных проблем? Как может этот министр требовать от Америки отказаться от политики экономических санкций и перейти к политике диалога, если Дамаск вводит санкции и совершает прочие “чудеса” в отношении Ливана?»
Наконец, ХАМАС. Это движение «призвало Обаму извлечь уроки и проанализировать ошибки, как об этом заявил официальный представитель ХАМАСа Фаузи Бархум, призвавший Обаму “к цивилизованным контактам с народами”». Так, спрашивает Т. Аль-Хамид, «осуществленный ХАМАСом переворот — это цивилизованный путь, или, может быть, цивилизация — это обстрел собственных мирных граждан с пятнадцатого этажа дома?» Но о «цивилизации» и «цивилизованном диалоге», отмечает главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», в связи с победой Б. Обамы «говорят египетские братья-мусульмане, а также братья-мусульмане в Иордании», еще совсем «недавно выражавшие соболезнования в связи с гибелью Аз-Заркауи».
Что же, заключает свою статью Т. Аль-Хамид, «Обама — итог победы широкого гражданского движения американцев». И продолжает: «Это движение не использовало насилия, оно не получало деньги и оружие из-за рубежа. Избрание Обамы — доказательство того, что Америка способна исправить свое движение вперед». Но, задает он последний вопрос: «Когда мы сами исправим ход нашего движения? Когда извлечем уроки и остановим проливаемые нами реки крови? Когда мы покончим с изменой собственным словам и делам? Когда перестанем отлучать от веры?.. Когда, в конце концов, перестанем слушать тех и верить тем, кто уже давно стал политическими импотентами», но, пользуясь представившимся случаем, говорят вновь?
В тот же день «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего второго ведущего комментатора Абдель Рахмана Ар-Рашида, которую он озаглавил «Король Обама и арабские авантюристы» (впрочем, содержание этой статьи позволят использовать в переводе и более «народные» русские выражения).
По словам этого автора, «одним из достоинств Обамы стала его популярность вне Америки», когда к власти в Вашингтоне приходит человек, «в отношении которого мир не разделяется на два лагеря — лагерь боготворящих американского президента и лагерь забрасывающих его яйцами и помидорами». Обама, подчеркивает А.Р. Ар-Рашид, это «исторический символ, а не только американский президент».
Но что же «арабские авантюристы»? О ком, собственно, идет речь? Что означает заявление автора статьи о том, что «появление Обамы на вершине американского политического истеблишмента может позволить покинуть лагерь экстремизма, но при этом “сохранить лицо”»?
Это прежде всего «суданский режим». Ему представляется уникальный шанс «отказаться от убийств собственных граждан и положить конец трагедии Дарфура, продемонстрировав Белому дому словом и делом способность достичь подлинного национального примирения, а не ограничиваться комедией мира, не убедительной ни для самого Судана, ни для всего мира».
Это, во-вторых, «сирийское руководство», которое «должно понять, что ни Франция, ни Турция не способны заполнить политический вакуум, заняв место Америки». Оно «должно помнить о том, что рядом с сирийской границей сосредоточены 30 тысяч американских военнослужащих, которые не будут выведены Обамой, если сирийцы и иранцы не предоставят ему достаточных доказательств того, что он может уйти из Ирака, оставив его стабильным и политически, и с точки зрения безопасности». Для «иранского же президента Ахмадинежада, — продолжает А.Р. Ар-Рашид, — избрание Обамы — дурной знак, поскольку Ахмадинежаду, как воздух, нужен предлог, чтобы и далее вести курс на эскалацию, милитаризацию и громкие оскорбительные заявления. Но Обама входит в Белый дом, и то досье на его рабочем столе, на котором будет стоять № 1, будет связано не с присутствием американских войск в Ираке или с преследованием Усамы бен Ладена, а с проектом создания иранского ядерного оружия. Он будет определять курс Америки и влиять на позицию ее союзников. Если Обама примет решение о конфронтации с Ираном, то для Ирана это решение станет самым серьезным за всю его прошлую историю, потому что у власти в Америке находится демократ, пользующийся огромной популярностью в мире и располагающий огромными политическими полномочиями».
Ни саудовские поздравления Б. Обаме, ни критика, выраженная саудовскими средствами массовой информации, не нуждаются в дополнительных комментариях. И то, и другое говорит само за себя!
Г.Г. Косач
Источник: "Институт Ближнего Востока "