|
К итогам всеобщих выборов в США
Американская мечта живет и здравствует. Над страной занимается заря перемен. Чтобы сообща решать общие задачи, народу необходимо сплотиться вокруг новой власти, которая ждет от него патриотизма, ответственности и даже жертвенности. Такими были основные тезисы победной речи, с которой обратился к своим сторонникам в Чикаго по завершении всеобщих выборов в США 47-летний сенатор-демократ из Иллинойса Барак Обама – первый в истории афроамериканец, избранный президентом страны.
Вместе со своим напарником и однопартийцем, сенатором из Делавэра Джозефом Байденом, баллотировавшимся в вице-президенты, лидер демократов одержал на выборах убедительную победу. Мандат, полученный ими от избирателей, выглядит особенно внушительно в свете беспрецедентно высокой явки избирателей.
Победа тандема демократов была провозглашена СМИ США вечером 4 ноября досрочно – после того, как он стал недосягаем для соперников – сенатора- республиканца Джона Маккейна и губернатора Аляски Сары Пэйлин. Почти сразу после этого Маккейн выступил перед своими сторонниками в Финиксе /штат Аризона/ и сказал, что позвонил Обаме, поздравил его с победой и пообещал полную поддержку в решении стоящих перед страной проблем. Избранный президент с благодарностью принял эти заверения. Вслед за Маккейном ему позвонил с поздравлениями и действующий глава государства Дж.Буш. Позже он в отдельном заявлении для печати обещал преемнику полное содействие в процессе передачи власти в стране.
Сам Обама вышел к ликующим сторонникам в одном из чикагских парков около полуночи по местному времени. Он произнес яркую речь, напоминавшую местами проповедь, а местами – благодарственный спич. Собственным дочерям триумфатор обещал подарить в честь победы щеночка. Внешнему миру были адресованы заверения в том, что "нового американского лидерства" осталось ждать недолго и что США готовы как поддержать всех своих друзей и союзников, так и одолеть любых предполагаемых врагов.
Любопытно, что ночной победный фейерверк, который изначально планировался в случае успешного окончания президентской гонки, Обама в последний момент отменил. "Учитывая, какое сложное сейчас время, он счел его неуместным", – пояснил журналистам главный политстратег его предвыборного штаба Дэвид Аксельрод.
Сложности, естественно, имелись в виду общенациональные. Однако, у Обамы к радости победы примешивалась и горечь личной утраты. Буквально накануне выборов на Гавайях скончалась его любимая бабушка по материнской линии Мэдлин Данэм – последний представитель старшего поколения семьи, которая всю жизнь была ему опорой. К чести кандидата он даже на финише предвыборной гонки выкроил время, чтобы навестить ее и по сути проститься с ней.
Необычная история жизни избранного президента, чье полное имя – Барак Хусейн Обама, была важной составной частью его предвыборной кампании, и для него было вполне естественным возвращение к этой теме и в Чикаго. Но о его матери и бабушке, не доживших до его нынешней главной победы, сочли нужным сочувственно упомянуть и Буш, и Маккейн.
Сход политической лавины
Окончательные итоги выборов пока не подведены, хотя ясно, что победа демократов – из тех, которые в США принято уподоблять сходу горных лавин. Точных количественных критериев такие сравнения, конечно, не имеют, но, например, эксперт из ведущего политологического еженедельника "Нэшнл джорнэл" Джерри Хагстром, приглашенный госдепартаментом США комментировать ход голосования для иностранных журналистов, считает, что об изменении политического ландшафта можно говорить, когда победитель набрал в масштабах страны свыше 54 проц. голосов, а в коллегии выборщиков – 330 голосов и более. На момент, когда писались эти строки, в активе у Обамы было 349 таких голосов. Чтобы просто победить, достаточно заручиться поддержкой 270 выборщиков.
Президентские выборы в США – двухступенчатые. Во вторник избиратели формально голосовали не за кандидатов в президенты, а за членов упомянутой коллегии, избираемых от каждого штата отдельно и по собственным правилам. Для официального голосования выборщиков предусмотрен особый день (в нынешнем году – 15 декабря). Между прочим, в истории известны случаи, когда выборщики нарушали при голосовании волю своих избирателей, хотя в современных условиях, конечно, невозможно себе представить, чтобы подобное "своеволие" повлияло на общие итоги выборов. Окончательно эти итоги подведут 6 января на первом заседании Конгресса нового созыва.
Кстати, 4 ноября наряду с президентом страны избирались 35 сенаторов, 435 конгрессменов и 11 губернаторов штатов. На выборах законодателей важнейшим считался вопрос о том, получат ли демократы в Сенате большинство в 60 мандатов, позволяющее преодолевать попытки обструкции. В условиях однопартийного контроля над исполнительной и законодательной властью такой исход обеспечивал бы американским демократам фактически полную политическую свободу действий. Соответственно республиканцы стремились сохранить за собой хотя бы на одно место больше сорока. По всей видимости, это им удалось, хотя на данный момент итоги четырех гонок еще уточняются. Пока соотношение сил – 56:40 в пользу демократов.
Что касается нижней палаты Конгресса, там они усилили свое представительство пока на 18 мест – до 253 против 172 у республиканцев. После окончательного подведения итогов голосования их перевес может оказаться еще более внушительным. По мнению вашингтонской газеты "Политико", все это вкупе означает, что Обама с самого начала своего президентства будет пользоваться "несравненно большим влиянием в столице страны, чем большинство его недавних предшественников".
Наконец, на выборах губернаторов демократическая партия завоевала одно дополнительное кресло – в штате Миссури. После этого у нее стало 29 губернаторских постов из 50-ти.
Без прецедентов
Прошедшие выборы были во многом уникальными или рекордными. По предварительным данным, для участия в них зарегистрировались 187 млн избирателей, причем около 9 млн человек сделали это впервые в жизни. Голосовали в итоге около 140 млн человек против 121 млн на выборах 2004 года. Почти треть электората в 32 штатах страны воспользовалась правом сделать свой выбор досрочно – такого тоже прежде никогда не бывало. Кстати, как подтвердил избирком на Гавайях, избирательный бюллетень покойной бабушки Обамы был получен там 27 октября и учтен при подсчете голосов.
Ожесточенность нынешней кампании была обусловлена помимо всего прочего тем, что в ней впервые с 1928 г. не участвовали руководители действующей администрации – президент либо вице-президент страны. В итоге гонку можно было с полным правом назвать "сенаторской". Обама, Байден, Маккейн – сенаторы, как и бывшая "первая леди" США демократ Хиллари Клинтон, которая боролась за "выход в финал" против нынешнего победителя.
Кстати, сенаторский пост – один из высших в политической иерархии США, но до сих пор лишь двое его обладателей – Джон Кеннеди и Уоррен Хардинг, – становились президентами. Байден отныне к тому же – первый католик, избранный вице-президентом США.
В разы перекрыв прежние рекорды, Обама собрал в свои предвыборные фонды в общей сложности свыше 659 млн долларов. Итоговая сумма Маккейна, который на финише воспользовался правом на госсубсидию, – почти 234 млн долл. По оценкам независимых специалистов, общая стоимость президентской кампании с учетом ее предварительных внутрипартийных отборочных этапов составила около 2,4 млрд долларов.
Де-юре афроамериканцы пользуются полными избирательными правами с 1965 года. Но лишь теперь победа Обамы на деле подтвердила, что декларированное Конституцией право любого "прирожденного" гражданина США занять высший государственный пост – не пустой звук. Прежде со времен Джорджа Вашингтона президентами и вице-президентами страны становились только белые мужчины. В сегодняшних США афроамериканцы составляют около 13 проц. населения, латиноамериканцы – около 15 проц.
Кстати, до самого последнего дня некоторые наблюдатели говорили об уязвимости Обамы для проявлений "скрытого расизма" со стороны избирателей. Отголоски прошлого слышны и в особой заботе о его физической безопасности. Секретная служба США, отвечающая за охрану высших должностных лиц, предложила сенатору свою защиту раньше, чем любому другому кандидату в президенты в американской истории.
Опросы на выходе с участков для голосования подтвердили, что наивысший приоритет для американцев на нынешних выборах имели экономические проблемы собственной страны. Это, впрочем, неудивительно, поскольку Америка переживает самый острый финансовый кризис со времен Великой депрессии прошлого века. Продолжали волновать избирателей в США и перспективы завершения войны в Ираке.
Кто виноват
В целом триумфальные для демократов итоги голосования стали крупнейшим политическим провалом для республиканцев и их лидера – Джорджа Буша. Его, впрочем, и раньше сравнивали по ходу нынешней гонки с "призраком", поскольку ни Маккейн, ни другие республиканские кандидаты не желали появляться на публике вместе с крайне непопулярным хозяином Белого дома. А в последние недели перед выборами политологи всерьез заговорили и о том, что страна стоит на пороге крупной идейно-политической трансформации. "Мы наблюдаем окончание 40-летнего периода консервативного господства в американской политической жизни, начавшегося в 1968 году с Ричарда Никсона и закрепленного Рональдом Рейганом", – заявил, например, эксперт из университета Джорджа Вашингтона Ричард Нортон Смит.
В том же духе выдержаны и первые комментарии печати. Называя эти итоги "национальным катарсисом", флагман американской журналистики – газета "Нью- Йорк таймс" подчеркивает, что избиратели "сказали "нет" исторически непопулярному республиканскому президенту и его экономической и внешней политике, а взамен поддержали призыв Обамы к смене направления движения и тональности /общественной жизни/ в стране". Агентство АП пишет о событии, "случающемся раз в жизни", о "водоразделе между прошлым и будущим". Телекомпания Эй-би-си предсказывает, что выстроенная Обамой предвыборная коалиция изменит весь "партийный ландшафт" в США.
Правда, всего четыре года назад, после переизбрания Дж.Буша на второй срок его однопартийцы не менее уверенно и упоенно рассуждали о формировании в США устойчивого консервативного "морального большинства". Так что нынешний разгром республиканцев можно было бы, наверное, объяснить и заурядным раскачиванием политического маятника. Консервативная "Уолл- стрит джорнэл" считает "пока не ясным", голосовали ли американцы 4 ноября "за либерализм или против неудач администрации Буша, включая ранние годы войны в Ираке, катастрофические последствия урагана "Катрина" и нынешние экономические неурядицы".
Проблема, однако, в том, что республиканцы терпят крах на выборах уже второй раз за два года. В 2006 г. избиратели лишили их контроля сразу над обеими палатами Конгресса США. А два катастрофических избирательных цикла подряд – это большая редкость, заслуживающая углубленного анализа. Как утверждает один из крупнейших местных авторитетов Чарли Кук, подобное случалось за последние 80 лет лишь дважды – с республиканцами в 1932 и 1934 гг. и с демократами – в 1950 и 1952 гг. Не случайно ведущие идеологи "партии слона" буквально через два дня после выборов собрались в Вирджинии для "разбора полетов" и разговора о будущем.
Что делать
Впрочем, на практике разбираться с незавидным политическим наследием республиканцев придется теперь демократу Обаме. Как он признал в одном из своих последних интервью перед выборами, в последнее время ему не давали спать по ночам не столько сомнения в победе, сколько раздумья над тем, как выполнять предвыборные обещания. Времени на раскачку у него нет: все ожидают, что он в ближайшие дни назовет своего будущего министра финансов и вместе с ним вплотную займется разработкой дальнейших планов борьбы с кризисом, грозящим стране новой экономической депрессией.
На этом фоне внешнеполитическая проблематика – заведомо не первоочередная для новоиспеченного лидера США. Но, конечно, и на этом направлении забот у него будет предостаточно. Эксперты, обсуждавшие с журналистами в преддверии выборов внешнеполитическую повестку дня будущей вашингтонской администрации, в один голос подчеркивали, что США заинтересованы в конструктивном взаимодействии с Россией и что будущему хозяину Белого дома волей-неволей придется с этим считаться.
Пресса США утверждает, что первые кадровые решения Обамы должны быть объявлены незамедлительно. Так, его переходную "команду", по словам "Нью- Йорк таймс", должны возглавить сразу три человека: бывший руководитель аппарата сотрудников Белого дома Джон Подеста, давний чикагский друг и советник Обамы – Валери Джаррет и руководитель аппарата Обамы в Сенате США Пит Раус.
В течение нескольких дней, по прогнозам, должен проясниться и вопрос о будущей "правой руке" нового лидера – руководителе аппарата сотрудников Белого дома в его администрации. Многие источники свидетельствуют о том, что эта должность уже предложена земляку сенатора, его давнему другу и политическому союзнику Раму Эмануэлу. Другое дело – согласится ли тот сам уйти из Конгресса США, где считается восходящей звездой и со временем может, видимо, рассчитывать на пост спикера палаты представителей.
Новый руководитель минфина США, согласно нескольким "утечкам", должен быть выбран из двух основных кандидатур: Лэррри Саммерса, который уже был министром финансов при Билле Клинтоне, и президента федерального резервного банка Нью-Йорка Тимоти Гейтнера. Ранее в этом ряду упоминался также бывший руководитель федеральной резервной /банковской/ системы США Пол Волкер. Главным экономическим советником самого Обамы в предвыборной гонке был его земляк Остан Гулсби. Наконец, избранный президент США нескрываемо гордится близким знакомством с легендарным инвестором Уорреном Баффетом.
Что касается других ключевых постов в правительстве, давно ходят слухи, будто "команда" Обамы готова предложить действующему министру обороны США Роберту Гейтсу остаться во главе Пентагона после смены администрации хотя бы на какой-то переходный период. Это логично, когда страна ведет сразу две войны вдалеке от своих берегов. Но сам Гейтс не раз публично давал понять, что не заинтересован в продолжении государственной службы. Конкуренцию ему может составить советник Обамы по военным вопросам Ричард Данциг.
В качестве возможных кандидатов в госсекретари США называют бывшего высокопоставленного дипломата Ричарда Холбрука и нескольких нынешних и бывших сенаторов, в том числе Джона Керри, Сэма Нанна, Чака Хейгела, Ричарда Лугара. Кстати, двое последних – республиканцы. Это, впрочем, их не дисквалифицирует, скорее даже наоборот. Обама постоянно подчеркивает, что хочет быть президентом всей страны, без деления по партийной принадлежности. При этом в Сенате США, как уже упоминалось, демократам важно лишить оппозицию возможности прибегать к обструкции для блокирования президентских инициатив.
На пост помощника президента по национальной безопасности еще со времен предвыборной гонки многие прочат Сюзан Райс. В прошлом она была помощником госсекретаря США, а сейчас считается одним из главных внешнеполитических советников Обамы. В штабе кампании ее с шутливой гордостью называли "наша д-р Райс" – по аналогии с ее однофамилицей, действующим госсекретарем США Кондолизой Райс, которая, кстати, тоже начинала работу в администрации с должности помощника президента по нацбезопасности. Помимо Сюзан Райс один из ключевых претендентов – бывший замглавы СНБ США в администрации Клинтона Джемс Стайнберг.
Насколько известно, контуры своей будущей администрации Обама вчерне представлял себе и до выборов. Чтобы сформировать на их основе хотя бы каркас нового правительства США, у него есть 11 недель – до 20 января будущего года, когда состоится инаугурация нового президента.
Андрей Шитов, корр. ИТАР-ТАСС в Вашингтоне
Источник: "Компас"
|