|
Великобритания - европейский центр магазинных краж
Кражи товаров в магазинах приобрели в Великобритании масштабы национального бедствия. Это явление получило столь массовое и повсеместное распространение, что некоторые британские аналитики – на основе имеющихся у них сравнительных данных – даже окрестили Соединенное Королевство "европейским центром магазинных краж". По их прогнозам, только в оставшиеся до Рождества и Нового года недели в магазинах Великобритании будет похищено товаров на сумму около 500 млн фунтов стерлингов /чуть менее 1 млрд долл./. В год ущерб, причиняемый таким воровством, оценивается в 1,5 млрд фунтов стерлингов /около 2,8 млрд долл./.
За шесть лет вплоть до 2006 года число таких преступлений в ряде городов страны увеличилось на 70 проц., и на сегодняшний день составляет 50 проц. от всех совершаемых в королевстве краж. По статистике, каждый 35-й посетитель британских магазинов заходит в них для того, чтобы что-то украсть. Согласно данным исследования, проведенного в 2005 году британским отделением международной группы по проблемам безопасности "G4S", около 700 тыс. жителей Великобритании совершают хотя бы одну магазинную кражу в год. Две трети этих правонарушителей – мужчины. Эксперты пока не могут предложить эффективных мер противодействия этой серьезной проблеме, частично потому, что магазинные кражи по-прежнему считаются мелким воровством и наказываются соответственно этому.
Иногда однако эта "деятельность" приносит ворам значительный доход. Так, некто Кевин Касл, отправленный пару месяцев назад за решетку на два с половиной года, ежедневно "зарабатывал" на посещениях магазинов по тысяче фунтов стерлингов /около 2 тыс. долл./ и вел жизнь миллионера, посещая дорогие курорты и подолгу проживая в роскошных отелях. Его "коллега" Рэймонд Крокфорд, получивший в прошлом году три года тюрьмы, жил магазинными кражами в течение 27 лет и имел благодаря этой "работе" два собственных дома, два "Мерседеса", один "БМВ" и 80 шикарных костюмов. Подавляющее большинство магазинных воришек живет, правда, более скромно, но зато практически не имеет проблем с правоохранительными службами, не считая – когда не повезет – символических наказаний, часто в виде устных предупреждений.
Одну из наиболее многочисленных групп магазинных похитителей в Великобритании составляют наркоманы, постоянно нуждающиеся в деньгах для покупки "дозы". По словам одного из бывшего в их рядах Фила из Брайтона, он совершал по несколько краж в день, наведываясь в магазины каждый раз после завершения действия очередной порции наркотика. В интервью британской газете "Дейли телеграф" Фил рассказал, что он "греб" в магазинах все подряд: детскую одежду, алкоголь, мясо, кофе, стиральные порошки – все, что затем можно было продать. В городе, сообщил он, немало дельцов, которые живут – и очень даже неплохо – перепродажей краденного. Некоторые из них даже заказывали Филу определенные товары, которые он должен был украсть. От продажи краденного Фил получал 30 проц., но многие, по его словам, соглашаются "работать" и за меньший процент.
"Меня ловили раз или два в неделю, – рассказал Фил. – Я проводил час – другой в отдельной комнате магазина, ожидая вместе с охранником приезда полиции, но поскольку полицейские всегда перегружены работой, они, как правило, не приезжали. Поэтому после часового или двухчасового ожидания меня просто отпускали, ведь пока охранник находился со мной, в торговом зале за покупателями никто не следил". Иногда "дело" Фила все же доходило до суда, но, как правило, судьи либо теряли доказательства его вины, либо отпускали его с предупреждением. Если ему давали срок, то таковой был условным.
По данным Питера Хэтфилда, руководителя запущенного в 2004 году в Брайтоне Проекта по борьбе с магазинными кражами, "средний" наркоман тратит в день на наркотики около 200 фунтов стерлингов /около 380 долл./. Это означает, что он должен ежедневно похищать в магазинах товаров на сумму от 600 до 800 фунтов стерлингов /до полутора тысяч долларов/. Брайтоновский Проект делает акцент не на преследование занимающихся воровством наркоманов, а на их реабилитацию и отвлечение от преступной деятельности путем содействия их переходу к нормальной жизни без наркотиков. Изначально этот Проект финансировался министерством внутренних дел, но затем он был переведен на бюджет местных органов власти, финансируемых правительством. Его реализация дала существенные результаты – число арестов среди наркоманов сократилось в Брайтоне на 50 проц. Хэтфилд обращает внимание на то, что в данном случае речь идет не просто о сокращении числа наркоманов и совершаемых ими краж, но и сокращении насилия, сопряженного с наркотиками и воровством.
Несмотря на значительное количество наркоманов в стране, главную проблему для владельцев магазинов представляют все же не они, а профессиональные магазинные воры, действующие организованно, спланированно и часто просто виртуозно. Эти воры наносят розничным торговцам наибольший материальный ущерби их гораздо труднее поймать.
"Эти люди просыпаются утром с единственной мыслью, где бы и как украсть, и это все, о чем эти люди задумываются",– считает Эндрю Вуд, управляющий компании "Орис груп", специализирующейся на предоставлении консультаций в области предотвращения магазинных краж.
По его данным, такие воры – а они могут входить в состав банд, насчитывающих 50 и даже 100 человек – действуют группами, в которых четко поделены и хорошо отрепетированы роли: похитителя, отвлекающего внимание, страхующего, водителя и так далее. Налет такой группы на магазин обычно занимает около 6 минут, после чего воры спокойно покидают объект, хозяин которого, как правило, даже не подозревает о том, что его обокрали на 2-3 тыс. фунтов стерлингов /3,8 – 5,8 тыс. долл./. Похитители же направляются в следующий магазин и могут за день совершить еще три или четыре ограбления в одном и том же районе, после чего едут в соседний или даже более отдаленный город, где продолжают свое "дело"
Непосредственно грабежом в таких бандах занимаются, как правило, люди, не имеющие судимости, поэтому даже в случае задержания им по сути ничего не грозит. Руководители банд стоят в стороне и, ничем не рискуя, осуществляют общее руководство и контроль за проведением операции. Администрация магазинов часто лишь по истечении нескольких часов осознает, что магазин был ограблен. Тогда там начинают просматривать видеозаписи с камер наблюдения, чтобы уточнить факт и время кражи. "Просмотр видеозаписей таких налетов производит впечатление профессионально выполненных и хорошо отрежиссированных постановок",– рассказал "Дейли телеграф" один из британских полицейских.
Руководитель шотландской организации "Розничные торговцы против преступности" Мэксайн Фрейзер сообщил, что ему известно, как минимум, об 11 таких бандах, действующих на территории Глазго. Особенно его впечатлила одна банда, которая обокрала магазин модной женской одежды за 24 секунды. Ему также запомнился случай, когда одна магазинная воровка за полторы минуты успела свернуть защитные электронные бирки с 11 дамских пиджаков.
Крупные британские банды магазинных воров не ограничиваются территорией Соединенного Королевства и нередко наведываются в магазины Парижа, Вены, Амстердама и других европейских городов. Членами этих банд часто являются довольно пожилые и внешне респектабельные люди, что также затрудняет их поимку, поскольку в убеленном сединой пенсионере или солидной 70-летней даме трудно заподозрить похитителя-профессионала. В силу возраста эти люди не совершают стремительных и изобретательных трюков, а спокойно приобретают дорогой товар, затем делают качественную копию чека, сдают купленный товар в другом магазине той же торговой сети, возвращаются в первый магазин, "отвинчивают" защитную бирку с товара, аналогичного возвращенному, и сдают его с копией чека, получая деньги за некупленный товар. И это лишь один из вариантов ограбления магазина в богатом арсенале действий британских банд.
Как и наркоманы, профессиональные магазинные воры при задержании склонны оказывать сопротивление, что создает дополнительные проблемы для персонала магазинов. "Когда 20 лет назад я только начинал работать в системе службы охраны магазинов, лишь 1 из 10 задержанных похитителей прибегал к насилию,– сообщил один из британских частных охранников.– Сейчас же это делают 7 задержанных из 10. Мне и угрожали ножом, били по голове, в лицо, били ногами и так далее".
Охрана магазинов имеет полномочия на применение разумной силы при задержании похитителей, но в наш "сутяжнический век" сотрудникам службы безопасности приходится проявлять повышенную осмотрительность при задержании людей, чтобы самим не оказаться в роли правонарушителей. С учетом существующих здесь юридических сложностей власти Ливерпуля, к примеру, специально подготовили 20 охранников, обучив их методам использования пластиковых наручников. "Если своевременно использовать такие наручники, это защитит как самого похитителя, так и охранника, и остальных посетителей магазина, – полагает Тони Джопсон, отвечающий в торговой палате Ливерпуля за противодействие преступности в бизнесе. – Такая мера – применение пластиковых наручников – позволяет сразу разрешить ситуацию с минимальными осложнениям". Пока однако, отмечают эксперты, еще рано судить, насколько оправдаются эти надежды, и получит ли инициатива властей Ливерпуля применение в других магазинах и торговых центрах страны.
Еще одну проблему представляют несовершеннолетние "несуны", число которых в последние годы неуклонно растет, причем не столько среди юношей, сколько среди девушек. А это налагает дополнительные ограничения на возможности и меры их задержания, поскольку малолетняя преступница легко может обвинить охранника в неподобающих действиях. Согласно официальным данным, в 2006 году о недопустимости магазинных краж в Великобритании были "предупреждены" 14 тыс. 389 девушек в возрасте от 12 до 20 лет, две третьих из них принадлежали к возрастной группе от 13 до 15 лет, причем более половины из них, происходили из семей так называемого среднего класса. В частности, в Лестере /графство Лестершир, Англия/ в 2007 году на магазинных кражах были задержаны 80 девочек в возрасте от 10 до 17 лет. Всего три года назад в этом городе была задержана лишь одна такая малолетняя воровка. В этом столь резком "омоложении" исполнителей магазинных краж эксперты винят активно культивируемый в британском обществе подход "получения всего, сразу и при минимальных затратах сил".
"Они /девочки/ хотят товары только хорошо известных фирм, – рассказал Гарри Коффер из благотворительной организации "Кризисное консультирование в случае предполагаемых магазинных краж". – Когда же у них кончаются деньги, они все равно хотят заполучить те же самые товары, и если они не могут этого сделать одним путем, они избирают другой путь".
Как указывают аналитики, определенную трансформацию претерпели и моральные устои британского общества, которое стало более терпимо относиться к мелким кражам в отношении корпоративной или коммерческой собственности. Некоторые британцы, как выяснилось, не видят ничего зазорного в том, чтобы, покупая, скажем, пару мужских рубашек, прихватить бесплатно галстук, или взять в качестве "сувенира" ремень к купленной юбке. "Люди идут в супермаркет, накупают там продуктов на 120 фунтов стерлингов и на этом основании считают себя в праве прихватить бесплатно бутылку виски, поскольку, по их мнению, они это заслужили, как хорошие клиенты магазина, – рассказал один из сотрудников частного охранного агентства.– У них сформировался довольно гибкий подход к вопросам морали".
Это подтверждают и результаты исследования, обнародованного в мае Службой безопасности "G4S". Один из авторов этого исследования, Дуглас Гринуэлл, полагает, что полученные результаты являются очень серьезным предупреждением для компаний и торговых фирм, которые пока еще не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности своего бизнеса.
"Сегодня очень большое количество британцев рассматривают крупные организации в качестве морально приемлемой цели, совершение преступления в отношении которой не вызывает у них чувства вины,– сказал Гринуэлл. – Вот почему фирмы, особенно занимающиеся розничной торговлей, должны очень серьезно относиться к вопросам защиты своего имущества".
Ухудшение в последние месяцы экономической ситуации в стране, полагают эксперты, лишь ускорило процесс деградации моральных устоев британского общества. Некоторые жители Великобритании, согласно ряду опросов, всерьез полагают, что крупные магазины получают дополнительные прибыли в условиях, когда основная масса населения испытывает серьезные финансовые проблемы, поэтому "позаимствовать" что-либо в супермаркетах – при возможности – "дело святое".
Подобные настроения в обществе и ожидания наступления глобального экономического спада порождают среди владельцев супермаркетов тревогу относительно возможности дальнейшего роста магазинных краж. В этой связи некоторые розничные торговцы уже стали оснащать наиболее дорогие продукты питания защитными бирками, подобными тем, которые до сих пор устанавливались лишь на дорогостоящие компактные промышленные товары.
"Владельцы продовольственных магазинов готовятся к резкому росту правонарушений и берут на вооружение методы противодействия преступности, как, например, установка электронных бирок безопасности на дорогие куски мяса",– сообщил генеральный директор британского Консорциума розничной торговли Стивен Робертсон. По его словам, кражи в магазинах совершаются регулярно, независимо от сезона, времени суток или дня недели – каждые 90 секунд в одном из магазинов Великобритании обязательно что-нибудь крадут. Главной статьей убытков британских розничных торговцев является воровство товаров с прилавков. На них приходится 64 проц. общих потерь. На кражи со взломом в среднем приходится 16 проц. потерь, на служащих-несунов – 8 проц.
"То, что владельцы магазинов стали устанавливать защитные бирки на продукты питания, свидетельствует о нервозности розничных торговцев в отношении перспектив возникновения денежных затруднений у их покупателей", – считает Робертсон. Руководитель Консорциума рассказал, что в некоторых супермаркетах, как он слышал, защитные бирки стали устанавливать даже на замороженных кур. Такая курица, как пара кожаной обуви, вызовет сигнал тревоги, если кто-то попытается вынести ее из магазина, не заплатив за нее.
Владельцы магазинов негодуют в этих условиях по поводу того, что полиция, по их мнению, по-прежнему без должного внимания относится к этой проблеме. Более того, ряд полицейских управлений страны, сообщила газета "Дейли телеграф", даже разослал розничным торговцам уведомления с просьбой не тревожить их заявлениями о кражах "дешевле" 75 фунтов стерлингов в силу того, что у полиции слишком много работы, чтобы отвлекаться на такие мелочи. Хотя полицейские вскоре извинились за это послание и заявили, что оно не соответствует общей политике, проводимой стражами порядка, сам факт отправки такого послания – пусть это даже было сделано под горячую руку – говорит о многом.
Полицейских, как считают некоторые эксперты, можно понять. Разбирательство магазинных краж – дело очень затратное по времени, отвлекающее стражей порядка – на 5-6 часов – от задачи патрулирования улиц. Многие крупные магазины страны уже достаточно давно перешли на проведение собственных разбирательств при задержании мелких "несунов", но даже их сильно снизившиеся за счет этого обращения в полицию удовлетворяются, как свидетельствует практика, лишь на 30 проц. В оставшихся 70 проц. случаев полиция просто не приезжает на вызовы, ссылаясь на занятость неотложными делами. Зная это, розничные торговцы в западном районе Лондона, к примеру, обращаются в полицию лишь в 10 проц. случаев магазинных краж.
"Для полиции такие "дела" имеют низкий приоритет",– заявила по этому поводу представитель "Нью уэст энд компани" Сэлли Хамфриз. В итоге администрации магазинов, зачастую, просто не знают, что им делать с задержанными "несунами".
Официально диапазон наказания для таких воров варьируется от устного предупреждения до тюремного срока. В 2004 году власти представили фиксированную шкалу штрафов за кражу товаров в магазинах. Она, в частности, предусматривает взимание штрафа в размере 80 фунтов стерлингов за кражу товара стоимостью до 200 фунтов стерлингов. Противники этой шкалы – прежде всего среди владельцев магазинов – назвали ее абсурдной. При этом было отмечено, что такие "тарифы" фактически уравняли наказание за кражу в магазине с нарушением правил парковки автомобилей.
Депутат от оппозиционной Консервативной партии Энн Макинтош в июле предложила отменить это постановление и заменить его более реалистичным и эффективным законодательным актом. Она, в частности, заявила, что из 290 тыс. 625 зафиксированных в 2007-2008 году случаев магазинных краж решения о взимании штрафов принимались в 38 тыс. 772 случаях , но 40 проц. этих штрафов так и не были заплачены.
И все-таки даже при таком достаточно либеральном отношении властей к магазинным ворам, далеко не все они – в случае задержания – отделываются легким испугом. В 2006 году за решетку были отправлены более 11 тыс. таких правонарушителей. Многие эксперты, аналитики и криминологи сомневаются, правда, в том, что тюрьма является лучшим местом для исправления магазинных "несунов", не замешанных в насильственных действиях. Такое наказание, считают они, оказывается для многих, особенно начинающих, воров настоящими "университетами повышения квалификации". А учитывая тот факт, что многие воры после отбытия заключения возвращаются к прежнему "ремеслу", власти фактически усложняют себе решение задачи борьбы с кражами в магазинах. Так, по данным МВД за 2004 год, треть из находившихся в тюрьмах страны женщин, отбывала наказание за магазинные кражи, 80 проц. из них, выйдя из тюрьмы, вернулись на преступный путь.
"В действительности очень трудно решить, какие методы следует применять в отношении магазинных похитителей, но не вызывает сомнений то, что тюрьма не является для них местом исправления,– считает директор организации "Разумное правосудие" Луси Расселл. – Простое помещение этих людей за решетку ничего не дает, за исключением того, что они на некоторое время изымаются "из обращения". Тюрьма для них – "университет преступности".
Хотя власти пытаются использовать новые методы "перевоспитания" магазинных воров – наподобие упомянутого брайтоновского Проекта по борьбе с магазинными кражами – эксперты пока не испытывают чувства оптимизма относительно долгосрочной результативности этих мер, равно как и борьбы с магазинными "несунами" в целом.
"В стране совершается так много магазинных краж и других антисоциальных и противоправных действий, что нам необходимо затрачивать в два – три раза больше усилий для достижения хотя бы небольшого успеха в борьбе с преступностью в розничной торговле",– делает неутешительный вывод директор британского Центра исследований розничной торговли профессор Джошуа Бэмфилд.
Сергей Хаботин, корр. ИТАР-ТАСС в Лондоне
Источник: "Компас"
|