В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Миссия НАТО в Афганистане близка к полному краху

Газета "Индепендент" опубликовала 20 октября следующую статью члена палаты общин от Консервативной партии Дэвида Дэвиса, совершившего недавно 10-дневную ознакомительную поездку в Афганистан:

Настало время прямо взглянуть на реальное положение дел в Афганистане: ситуация там резко ухудшается, и если мы не изменим наш подход, мы столкнемся с настоящей катастрофой. Разгул насилия царит на двух третях территории страны, наркотики превратились в статью дохода, вносящую самый большой вклад в экономику, преступность вышла из-под контроля, а правительство слабо, коррумпировано и некомпетентно. Международная коалиция воспринимается как сборище иностранцев, пререкающихся между собой и не выполняющих своих обещаний. Хотя "Талибан" отнюдь не пользуется поддержкой большинства населения, его популярность быстро растет среди простых афганцев.

В Кабуле иностранные делегации вынуждены скрываться за бетонными стенами с колючей проволокой, а главные афганские дороги зачастую бывают перекрыты. Это порождает пробки в этом городе, и ситуация усугубляется еще и тем, что колонны бронемашин с охранниками бесцеремонно прокладывают себе путь по запруженным машинами улицам. На этих бронемашинах видны предупредительные знаки, указывающие афганцам, что оккупанты оставляют за собой право открывать огонь по любому человеку, приблизившемуся к ним менее чем на 50 метров. Афганцы, с одной стороны, возмущены своевольными иностранцами, а, с другой, испытывают страх перед "Талибаном", который неумолимо захватывает провинцию за провинцией вокруг Кабула.

В британской зоне ответственности, провинции Хелманд, губернатор признает, что "Талибан" контролирует большую часть ее территории. В то самое время, когда мы, вполне оправданно, торжественно отмечали поставку турбины для плотины Каджаки, нас вытеснили из района с самыми большими посевами опийного мака, а "Талибан" с боями приблизился к Лашкаргару, главному городу провинции, на расстояние 12 км.

Время от времени наши солдаты одерживают тактические победы, но только что обретенное преимущество утрачивается из-за отсутствия у международной коалиции последовательной стратегии.

Режим, который мы защищаем, коррумпирован сверху до низу. Брат президента сталкивается с обвинениями в том, что он входит в число наркобаронов, а примерно две трети сотрудников афганской национальной полиции тем временем усиленно обирают население.

Парадокс состоит в том, что афганцы традиционно связывают мало надежд с правительством, а ведь первоначально вера в президента Хамида Карзая была высока.

Судя по всему, правительство работает ради финансовой выгоды 20 семей. От предоставления прав на разработку минеральных ресурсов до выдачи контрактов – министры часто вмешиваются в интересах своих семей и друзей. Еще больше тревожит тот факт, что от этой коррупции выигрывают военачальники прежних времен и лидеры группировок, несущие ответственность за совершенные в прошлом злодеяния. Сегодня они безнаказанно действуют, даже в случае проявлений насилия и попыток убийств. Многие государственные чиновники, от начальников полиции до губернаторов и министров, нажили, находясь на государственной службе, состояния на многие миллионы долларов.

Это вызывает возмущение у простых афганцев, семьи которых могут получать всего 10 фунтов стерлингов в неделю. Правительство практикует широкую протекцию при назначении на официальные посты, особенно это касается губернаторов и начальников полиции. Пост начальника полиции в округе, где проходит маршрут наркотрафика, может стоить 150.000 долларов. Новый начальник возвращает свои "инвестиции", требуя долю от поступлений от коррупционной деятельности от своих подопечных. У подножия этой "пирамиды" полицейские зарабатываю деньги на простых афганцах, взимая дань на блокпостах или непосредственно занимаясь воровством и вымогательством. Афганцу, пытающемуся вывезти свою продукцию из Лашкаргара в Кандагар, обычно приходится платить на 12 блокпостах, что совершенно обесценивает все, что он мог вырастить, за исключением опия.

Но может быть и хуже. Один афганский врач был остановлен и арестован полицейскими, потребовавшими у него выкуп в 20.000 долларов – а это целое состояние. Он занял денег и заплатил, иначе ему грозила смерть.

Для простого афганца, пытающегося хоть как-то прожить, возделывая засушливую землю, это должно быть просто невыносимо, особенно когда он видит, как насильников, убийц и даже неудавшихся бомбистов-смертников отпускают на волю без предъявления обвинения после того, как они заплатили выкуп.

Талибы играют на этом. Они предлагают практику правосудия, которая отличается быстротой, решительностью и эффективностью. Афганец, живущий в неподконтрольной талибам части провинции на юге страны, у которого возник спор – из-за собственности, иммиграционных прав или по поводу какого-то уголовного дела – скорее всего отправится в район, подконтрольный талибам, и попросит их стать третейским судьей. Они пригласят обе стороны, рассмотрят их позиции, потратят несколько дней на сбор доказательств – затем вынесут решение и исполнят его.

Иногда они ведут себя злобно и жестоко. Они повесили пожилую женщину за то, что та совершила "преступление", поговорив с иностранцем из строительной фирмы. Они обезглавливают людей, которые выступают против них или помогают НАТО. Эти казни устраиваются в городских центрах, где они вызывают наибольший ужас.

Талибы получают около 40 процентов своих доходов от наркоторговли, чему способствовали силы НАТО и Великобритании, проводя первоначально политику, отличавшуюся наивностью и некомпетентностью. Это позволило "Талибану" еще больше взять под свой жесткий контроль сельское население.

Поэтому простой афганец должен чувствовать, что оказался объектом конкурирующего рэкета со стороны полиции, "Талибана", наркобандитов и полевых командиров.

Но есть кое-какие проблески света. Генеральный прокурор Афганистана ведет битву с полевыми командирами и министрами кабинета, хотя без поддержки президента он не сможет победить.

Хелманд, провинция, защиту которой осуществляют британские силы, расположена недалеко от эпицентра этого разгула преступности и насилия. Недавно у провинции появился новый губернатор, Гулаб Мангал, который, по всей видимости, полон решимости принять жесткие меры против преступности и коррупции.

Один высокопоставленный сотрудник Форин оффис рассказал мне историю о двух братьях и их симпатичной сестре, которые были остановлены на одном блокпосту. Офицер арестовал братьев и потащил девушку в свой кабинет, вероятно, намереваясь изнасиловать ее. Один рядовой солдат сбил с ног этого офицера и позвонил по новой линии горячей связи губернатора Мангала, добившись освобождения девушки и ее братьев. Поэтому есть и признаки перемен.

Отчаяние афганцев, вызванное развалом системы правосудия, стало фактором, способствовавшим возрождению "Талибана". В последние несколько лет это привело к гибели 14.500 человек. Ежемесячный показатель потерь коалиции в Афганистане теперь превышает аналогичный показатель в Ираке. Сотрудников гуманитарных организаций похищают и убивают. Главная сеть автодорог почти не используется из-за опасности нападения. В провинции Хелманд мы контролируем пять городских центров, но в сельских районах и на дорогах господствуют талибы. В Кандагаре положение лишь немного лучше. И эта проблема только нарастает.

Поэтому нам необходима новая стратегия. Она должна включать новую командную структуру, координирующую действия различных сил. В краткосрочной перспективе нам необходимо увеличить численность сил коалиции – тех, которые будут участвовать в боевых действиях, в отличие от некоторых сил НАТО. В более длительной перспективе нам необходима более многочисленная афганская национальная армия – один британский офицер сказал, что нужно по меньшей мере удвоить ее планируемую численность. Чтобы соответствовать уровню Ирака, ее численность должна быть по меньшей мере в пять раз больше ее планируемого размера.

Но прежде всего мы должны постараться существенно улучшить жизнь простых афганцев. Для этого необходима более действенная система правосудия. На национальном уровне должно быть покончено с безнаказанностью наркобаронов, полевых командиров и политически влиятельных торговцев наркотиками. Это требует проведения показательных судов над влиятельными людьми. На местном уровне это означает осуществление ускоренного более традиционного правосудия советом старейшин. И это означает радикальную реформу афганской национальной полиции или ее замену.

Наряду с более энергичными усилиями в сфере развития и более целенаправленными усилиями в борьбе с распространением наркотиков это приведет к улучшению жизни афганцев и лишит "Талибан" легитимности.

Кто бы ни победил на президентских выборах в США, ему придется добиваться появления "чистого" государства Афганистан и следует заявить правительству Карзая, что за поддержку Запада следует плати определенную цену, а именно: в его стране должно быть "чистое" правительство и достойное правосудие. Карзаю самому предстоят выборы в сентябре будущего года. И успех ему отнюдь не гарантирован. Самыми главными вопросами предвыборной кампании будут правосудие и безопасность.

Есть и другие обнадеживающие признаки. Кажется, что в последние несколько месяцев правительство Пакистана наконец-то начало что-то предпринимать против убежищ талибов на территории племен. В Британии только что получивший повышение генерал Дэвид Ричардс имеет опыт работы в Афганистане и четкое мнение о необходимости увеличения численности сил для достижения приемлемого результата. И наконец-то Запад перестал обманывать себя, что он выигрывает эту битву, и должен признать, что последствия отказа от переосмысливания нашей стратегии слишком ужасны, чтобы даже подумать о них.


Источник: "Пульс планеты "


* * *


Афганские переговоры расширяют полосу отчуждения между США и Великобританией ("Asia Times", Гонконг)

Об авторе: Гарет Портер – историк и журналист, специализируется в сфере политики национальной безопасности США. Автор книги «Опасность господства. Неустойчивость власти и дорога на вьетнамскую войну».

Начало политических переговоров между афганским правительством и Талибаном, о которых сообщалось в прессе в начале этого месяца, вероятно, расширит полосу отчуждения, которая внезапно возникла между Соединенными Штатами и Великобританией по американским обязательствам по эскалации войны в Афганистане.

Как стало известно одному из французских журналов от источника из французской дипломатической службы, правительство Гордона Брауна находится в поисках стратегии выхода из Афганистана, а не ведения бесконечной войны, при этом понимая, что американцы выдвигают эскалацию войны как альтернативу политическому урегулированию.

Первые встречи между двумя сторонами прошли в Саудовской Аравии в присутствие саудовского короля Абдаллы с 24 по 27 сентября, в которых участвовали одиннадцать делегатов Талибана, два афганских правительственных чиновника и представитель бывшего командира моджахедов Гульбеддина Хекматияра. Об этом сообщил корреспондент CNN Ник Робертсон из Лондона.

Командующий британской бригадой в Афганистане Марк Карлтон-Смит с энтузиазмом приветствовал эти переговоры. Лондонская газета «Sunday Times» приводит такое его высказывание: «Мы хотим изменить природу дебатов, чтобы споры улаживались не посредством оружия, а через переговоры».

Если Талибан готов вести переговоры о политическом урегулировании, то, как сказал Карлтон-Смит, «это явное продвижение вперед, которое закончится мятежом, наподобие того, что мы уже имеем».

Однако администрация Джорджа Буша, судя по всему, была захвачена врасплох новостью об афганских мирных переговорах и весьма холодно к ним отнеслась. Некий американский правительственный чиновник сообщил газете «Washington Times», что ничего не было известно о том, что встречи в Саудовской Аравии представляют собой правительственные мирные переговоры с Талибаном.

Сотрудник американского министерства обороны в Афганистане сказал корреспонденту газеты, что правительство Буша «удивлено» тем, что афганское правительство не информировало его о встрече заранее.

Министр обороны Роберт Гейтс по пути в Будапешт, где министры обороны стран НАТО должны были обсудить положение дел в Афганистане, пояснил, что правительство Буша поддерживает переговоры только с целью уговорить отдельных лидеров оставить талибов и присоединиться к правительству. «Очень важно определить тех, кто готов к примирению и хочет быть частью будущего страны, и тех, кто не готов к этому», – сказал он.

Однако представители лидера Талибана в переговорах все же участвуют, а президент Хамид Карзай не применяет тактику обращения к отдельным лидерам талибов.

Афганский министр обороны Абдул Рахим Вардак сказал на пресс-конференции 4 октября, что решение конфликта потребовало «политического урегулирования с Талибаном». Он добавил, что урегулирование осуществится только «после того, как Талибан примет афганскую конституцию и мирную ротацию власти демократическими средствами».

Афганские переговоры проходят на фоне решения правительства Буша направить еще 8 тысяч американских войск в Афганистан в следующем году, как того хочет американский командующий, генерал Дэвид Маккинан, хотя кроме этих войск он просил еще 15 тысяч солдат – боевых частей и частей поддержки и обеспечения. И кандидат-демократ Барак Обама, и кандидат-республиканец Джон Маккейн сказали, что они могут увеличить количество американских войск в Афганистане.

Обама сказал, что он послал бы хоть сейчас дополнительные войска, которые теперь намечено оставить в Ираке до следующего лета, в Афганистан, как приоритетный театр военных действий, тогда как Маккейн даже не упомянул о том, когда или как он увеличил бы количество войск.

Однако увеличение американских войск – это то, чего боятся британцы. Как стало известно на прошлой неделе французскому журналу «Le Canard Enchaine» из дипломатических источников, посол Великобритании в Афганистане сэр Шепард Коупер-Коуз сказал, что американских кандидатов в президенты «нужно отговорить от попыток еще больше увязнуть в Афганистане».

В этом французском дипломатическом сообщении от 2 сентября говорится, что Коупер-Коуз отметил, что увеличение иностранных войск в Афганистане только усугубит политические проблемы в этой стране.

В сообщении также приводятся и другие высказывания посла, в частности, он сказал, что увеличение войск «даст повод с большим основанием говорить о них, как об оккупационных силах, а у повстанцев «появится больше мишеней».

Также Коупер-Коулз заявил, что иностранные войска – «способ выживания» афганского режима и что дополнительные силы «могли бы замедлить и усложнить выход из кризиса».

Упомянув о необходимости большего количества войск, Коупер-Коулз невольно проговорился, сказав, что американская стратегия в Афганистане «обречена на провал».

Сообщалось, что Коупер-Коулз возложил большую часть вины за ухудшение ситуации в Афганистане на правительство Карзая. «Ситуация с безопасностью ухудшается», – сказал он.

Также приводятся информация, что британцы хотят отозвать все свои войска из Афганистана в течение пяти – десяти лет. Коупер-Коулз, как сообщается, высказал предположение, что это возможно только в том случае, если появится «приемлемый диктатор».

Британское министерство иностранных дел заявило, что данное высказывание не является непосредственным отражением политики правительства. Однако, спустя несколько дней, заявление бригадного генерала Коупер-Коулза, командующего британскими войсками в Афганистане, проиллюстрировало разницу во мнениях в отношении ситуации в Афганистане между США и Великобританией.

«Мы не собираемся выигрывать эту войну», – сказал британский генерал Карлтон-Смит, как сообщила лондонская газета «Sunday Times» в воскресенье 28 сентября. Карлтон-Смит, командующий воздушно-десантной бригадой, отслужил уже два срока в Афганистане. Он высказал мнение, что иностранные войска могут и должны покинуть Афганистан, не подавив мятеж. «Мы можем уехать оттуда, пока не потерпели поражение, или оставаться там, пока нас не захлестнет волна восстания, поднимающаяся в сельской местности», – сказал он.

Как и Коупер-Коулз, Карлтон-Смит предположил, что реальная проблема коалиции лежит не в военной, а в политической сфере. «Эта борьба ослабевает не столько по причине угроз со стороны талибов, сколько из-за низкой дееспособности афганского правительства» – сказал он.

Когда в июне 2007 года Гордон Браун сменил Тони Блэра на посту премьер-министра, британские официальные лица пришли к выводу, что Талибан слишком глубоко врос корнями, чтобы его можно было победить военными методами, как утверждала газета «The Guardian» в октябре прошлого года. Правительство Брауна решило применить стратегию ухаживания за «умеренными» лидерами и бойцами Талибана, которые, как они полагали, в своих действиях руководствовались больше племенными обязательствами, чем «джихадистской» идеологией.

Эта идея соответствовала американской стратегии. Однако теперь, вдобавок к ней, и Карзай, и британцы стали проводить политику ведения официальных переговоров непосредственно с Талибаном. Для британцев это, кажется, часть стратегии выхода из войны, которую Вашингтон не разделяет.

Министр обороны США Гейтс ответил на высказывания Картона-Смита, повторив официальную позицию США, что дополнительные силы необходимы в Афганистане, а высказывания британского военного назвал «капитулянтскими». Гейтс также сказал: «Определенно, нет никакого повода для капитулянтских настроений или неверия в возможность добиться успеха, в конечном счете».


Источник: "Афганистан.Ру"


* * *


Тактика применения боевой авиации США в Афганистане ошибочна

Нынешняя тактика армии США в Афганистане по использованию боевой авиации для уничтожения лидеров движения "Талибан" и "Аль-Каиды" была отвергнута в свое время американским генерал-лейтенантом Дэвидом Барно, который с октября 2003 года по середину 2005 года был командующим силами США и НАТО в Афганистане.

Генерал заявил, что он в начале 2004 году запретил использовать авиацию для охоты за руководством талибов, так как подобная тактика сокращала поддержку мирным населением страны действий американских и натовских войск потому, что авиационные удары приводили к большим потерям среди мирного населения. Это решение не касалось помощи авиации в деле борьбы с отрядами боевиков.

Когда Барно в 2005 году покинул Афганистан, прежняя тактика использования авиации для уничтожения лидеров боевиков возобновилась. В 2004 году авиация США и НАТО нанесла 86 бомбовых ударов, а 2007 году уже около трех тысяч.

В текущем году число ударов авиации продолжало расти. Только за июнь и июль 2008 года было сброшено более 272 тонн бомб и ракет. Все это вызвало быстрый рост потерь среди мирного населения страны и недовольства в отношении действий американских и натовских войск.

22 августа в деревне Азизабад в провинции Герат в результате удара натовской авиации было убито 95 человек, из них 50 детей и 19 женщин и ни одного талиба. Потом выяснилось, что данные разведки о том, что в деревне находится один из лидеров талибов, были ошибочны.

Генерал Барно отметил, что тактика использование ВВС в целях уничтожения лидеров боевиков весьма неэффективна, так как данные разведки часто ошибочны, а вместо одного убитого влиятельного командира талибов быстро появляются два новых.

Источник: "ВПК"

 Тематики 
  1. НАТО   (232)
  2. Афганистан   (87)