В Германии впервые с 2003 года, когда была запущена общенациональная "Программа по предупреждению суицида", уменьшилось число самоубийств. Как сообщает расположенное в Висбадене Федеральное ведомство статистики, в минувшем году добровольно счеты с жизнью свели менее 10 тыс. граждан – 7 183 мужчин и 2 498 женщин. Тем не менее в результате самоубийств по- прежнему гибнет людей больше, чем от СПИДа, в результате автокатастроф и последствий употребления наркотиков вместе взятых. В период с 1997 по 2003 год число самоубийств колебалось в пределах 11- 12 тысяч.
По данным министерства обороны ФРГ, с момента ввода германского контингента в Афганистан в 2002 году самоубийством в этой стране жизнь покончили 16 немецких военнослужащих.
В целом немцы в возрасте 15-44 лет добровольно уходят из жизни каждые 55 минут. Каждый третий самоубийца в Германии старше 65 лет. Основные причины потери интереса к жизни – безработица и бедность, домашние неурядицы, пресыщенность жизнью, неизлечимые и психические болезни, а также страх перед возмездием за совершенное. Некоторые потенциальные самоубийцы в качестве причины возникновения желания свести счеты с жизнью назвали банальную скуку. Можно подумать, что самоубийство может их развеселить.
В мире суицид является тринадцатой по счету причиной смертности. На планете кто-то добровольно расстается с жизнью каждые 40 секунд. В Европе каждый четвертый психически болен. От последствий зарегистрированных инцидентов на почве психических расстройств экономика Евросоюза теряет ежегодно 3 – 4 проц. ВВП.
В рамках Программы, объединяющей более 80 организаций и 200 экспертов, в ФРГ с 2003 года ведется активная работа с потенциальными самоубийцами. Медики оказывают потенциальным самоубийцам психологическую и социальную помощь, лечат с помощью препаратов, имеющих антидепрессивное действие. По настоянию психиатров немецкие бульварные газеты перестали сообщать подробности самоубийств во избежание эффекта подражания.
Если удается определить, что человек в силу серьезного душевного расстройства может причинить вред себе и окружающим, он по решению немецкого судьи на основании земельных законов о психически больных может быть принудительно помещен в психиатрическую клинику. Условием этого может стать доказанная и медицински письменно обоснованная возможность совершения потенциальным пациентом самоубийства или убийства. Работа с психически больными относится к компетенции местных властей в лице представителей городских отделов по обеспечению правопорядка, но не полиции.
Например, прохожие заметили, что некто намеревается броситься под поезд. Вызывается полиция. Если врач скорой помощи приходит к заключению о критическом состоянии потенциального самоубийцы, то на основании его заключения склонного к суициду отвозят в ближайшую психиатрическую больницу, где его обследует психиатр. Если точка зрения врача больницы совпадает с мнением врача "скорой", тогда в течение 24 часов делается представление в суд. Выездное заседание суда проводится за счет государства в эти же сутки в клинике. Кроме судьи в нем участвуют врач, пациент и его адвокат. По закону, в ФРГ людей нельзя задерживать без решения суда более чем на 24 часа.
Для судьи важно состояние пациента в момент заседания, а не в день госпитализации. Нередко судьи признают, что пациент болен, но кризис миновал. В этих условиях о принудительной госпитализации речи быть не может. В случае противоположного вывода принудительная госпитализация возможна на срок не более 6 недель. Этот срок может быть продлен судьей до 3 месяцев, по истечении которых пациент автоматически выходит на свободу, если у суда нет основания для иного решения. Для долгосрочного помещения в психиатрическую больницу на срок до двух лет требуется, чтобы суд рассмотрел врачебное заключение клиники и независимого эксперта. Срок принудительной госпитализации может продляться до бесконечности при условии повторения процедуры.
В последние годы, отмечает Федеральное ведомство статистики, число самоубийств снизилось в 12 из 16 федеральных земель. Хорошими показателями отличается Бремен. А вот в экономически окрепшей Тюрингии, самой бедной в ФРГ земле Мекленбург-Передняя Померания, богатейших землях Бавария и Саар число самоубийств возросло. Эксперты пытаются понять причины этого феномена.
Одной из основных причин суицида в ФРГ являются тяжелые и неизлечимые заболевания. В этой связи в стране идет дискуссия относительно права пациентов определять действия врачей в случае их безнадежной болезни. По закону, в ФРГ за каждым закреплено право нотариально оформить "распоряжение пациента", в котором регламентируются действия врача на случай утраты пациентом способности выражать свою волю в результате тяжелой или неизлечимой болезни. Например, в коматозном состоянии человек лишен способности воспринимать внешний мир. При этом он может умереть через день или ... через 20-30 лет. Во втором случае благодаря развивающемуся прогрессу в медицине у пациента теоретически сохраняется шанс выздороветь, если его на время подключить к аппаратам жизнеобеспечения. Однако не все немцы этого хотят. Между тем врачи, следуя врачебной этике, в большинстве случаев поддерживают жизнь коматозного пациента.
Немецкое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, как поступать в подобных ситуациях. "Распоряжение пациента" в ФРГ рассматривается как своего рода завещание на случай серьезной болезни или несчастного случая, в котором человек, находясь в полном здравии, может записать свою волю относительно объема врачебных мер по продлению его жизни в тот момент, когда он сам будет уже не в состоянии высказаться. Такой документ уже оформили 9 млн жителей ФРГ. Многие из них, из страха в случае тяжелой болезни или аварии попасть в зависимость от капельниц, заранее отказались от искусственного поддержания дыхания и, тем самым, подтвердили отсутствие стремления выжить в критической ситуации.
Министр юстиции ФРГ Бригитте Циприс высказалась за четкое исполнение медиками "распоряжения пациента", считая этот документ последней волей человека на тот случай, если он сам окажется не в состоянии ее выразить. С ней не согласен заместитель председателя фракции партийного блока ХДС/ХСС в бундестаге Вольфганг Босбах: "Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для сохранения человеком своего достоинства как при жизни, так и в момент наступления смерти. И все же нужно сделать все, чтобы сохранить людям жизнь. Отказ пациента от аппарата искусственного жизнеобеспечения следует соблюдать лишь в случае неизбежности летального исхода." При этом он рассказал историю одной пожилой дамы из его избирательного округа, которая выжила благодаря тому, что была подключена к аппарату искусственного жизнеобеспечения. После выписки пациентки из больницы врачи нашли подписанное старушкой затерявшееся "распоряжение пациента", в котором она возражала против использования этого аппарата. После выздоровления старушка аннулировала свое прежнее распоряжение.
Параллельно в германском обществе не затихает дискуссия о допустимости активной эвтаназии – содействия смерти неизлечимо больных или страдающих тяжелым недугом людей. Речь, в частности, идет, например, об онкологических заболеваниях на последних стадиях или болезни Альцгеймера /старческое слабоумие/. Сегодня статья 216 Уголовного кодекса ФРГ предусматривает за "пособничество врачей при самоубийстве /эвтаназию/" наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Бригитте Циприс высказывается за сохранение этой статьи в УК ФРГ в нынешней редакции. По ее мнению, "активная эвтаназия", то есть непосредственное умерщвление врачом безнадежно больных пациентов по их собственному желанию, должна оставаться уголовным преступлением.
Но в ФРГ разрешена пассивная эвтаназия в форме преднамеренного прекращения врачом мероприятий по поддержанию жизни больного при наличии на то его письменного или устного распоряжения, а также косвенная эвтаназии в виде введения неизлечимо больному пациенту сильнодействующих наркотических обезболивающих медикаментов, которые могут сократить продолжительность его жизни. Отказ врача предоставить такую помощь для облегчения страданий пациента рассматривается как неоказание помощи.
За легализацию "активной эвтаназии" выступают ряд немецких политиков. Один из них – гамбургский сенатор по вопросам юстиции Роджер Куш /ХДС/. Он предложил изъять из Уголовного кодекса ФРГ статью 216 УК ФРГ. "По крайней мере, статья нуждается в новой редакции", – полагает Куш. "Беременная женщина вольна по своему усмотрению распоряжаться даже чужой жизнью, а смертельно больной человек не имеет права потребовать прекращения собственной", – аргументирует сенатор свою позицию, отмечая противоречивость законодательства.
В дискуссию вмешалась Бригитте Циприс. "Предлагая узаконить эвтаназию, господин Куш представляет личную точку зрения, которая у большинства не находит понимания", – заявила министр в интервью еженедельнику "Шпигель". При этом она напомнила, что эта дискуссия "имеет, особенно в Германии, тяжелое историческое прошлое". При этом Циприс имеет в виду нацистскую "программу эвтаназии", предусматривавшую физическое уничтожение "бесполезных /с точки зрения гитлеровцев/ для общества" неизлечимо больных, калек, инвалидов с детства. "Я считаю неприемлемым предложение Куша в отношении страдающих болезнью Альцгеймера /старческое слабоумие/, которых, по его мнению, можно было бы убивать. Нельзя допустить, чтобы другие люди принимали решение о смерти человека, который не в состоянии самостоятельно решить этот вопрос". Германского министра юстиции поддержал эксперт по биоэтике в бундестаге Томас Рахель: "Требование легализации эвтаназии в ФРГ является не более, чем единичным мнением господина Куша".
Вместе с тем опрос 1004 человек, проведенный в ФРГ институтом "Форза" по заказу еженедельника "Штерн", показал, что сторонниками активной эвтаназии являются 74 проц. немцев. Не разделяют эту точку зрения 20 процентов респондентов. Собственного мнения по этой проблеме не имеют 6 проц. опрошенных. Комментируя результаты опроса, врач и теолог, член Папской академии Манфред Лютц заявил: "Поддержка большинством эвтаназии объясняется исключительно их страхом в будущем попасть в зависимость от капельниц. Их, разумеется, можно понять. Однако все же следует сохранить запрет на умерщвление людей. Иначе это будет иметь тяжелейшие последствия для общества". "Страх перед одиночеством и перед нестерпимой болью очень велик, но современная обезболивающая терапия способна избавить практически от любой боли", – утверждает медик.
В то же время немецкое общество "За гуманную смерть" выступает за разрешение эвтаназии для нежелающих больше жить. По мнению его руководителей, "право на жизнь не идентично обязанности жить". В течение 25 лет своего существования общество активно оказывает помощь при составлении завещаний на случай серьезной болезни или несчастного случая, в котором человек, находясь в полном здравии, может записать свою волю относительно объема врачебных мер по продлению его жизни в тот момент, когда он сам будет уже не в состоянии высказаться. В интервью еженедельной газете "Цайт" Бригитте Циприс поддержала инициативу по составлению таких завещаний. Ожидается, что по этой проблеме будет принят соответствующий закон. Но эвтаназию Циприс категорически отклоняет: "Последний шаг к смерти пациент должен делать только сам".
В газете "Цайт" два разных автора представили два противоположных мнения по вопросу о допустимости эвтаназии в ФРГ. Один из них выступает за разрешение эвтаназии "в отдельных случаях" и "как исключение из правил". При этом он высказывает опасение, что "любое исключение может привести к злоупотреблениям". При принятии решения этот сторонник эвтаназии предлагает "делать различие между больными, которые находятся в сознании, но недвижимы физически, и больными в бессознательном состоянии, которые лишены способности выразить свою волю. Есть также разница между неизлечимой болезнью и предсмертной агонией. В медицинской практике также нередки случаи наступления смерти мозга, когда жизнедеятельность организма поддерживается исключительно медикаментозными средствами. Есть также физически здоровые пациенты, которые подвержены глубоким депрессиям". Из изложенного делается вывод: "С юридической точки зрения обязанность беречь человеческую жизнь должна быть приведена в соответствие с правом пациента принимать решения".
Другой автор в статье, помещенной на той же странице газеты "Цайт", высказывает однозначное мнение: "В настоящий момент в Германии о разрешении активной эвтаназии речи быть не может. Учитывая исторический опыт Германии, которой известна разработанная нацистами практика эвтаназии, можно утверждать, что любое исключение из правил о запрете на убийство по просьбе пациента может повлечь за собой убийство неизлечимо больных против их воли".
Сегодня эвтаназия легализована только в Бельгии и Нидерландах. Во Франции и Греции помощь при суициде приравнивается к убийству. В Швейцарии смертельно больным пациентам, страдающим от сильной боли, врач может выписать "последний рецепт", который по поручению больного получает Общество эвтаназии, под опекой которого на основании личного обращения находится неизлечимо больной пациент. Как свидетельствует пресса ФРГ, неизлечимо больные немцы нередко пользуются "последними" услугами медиков из соседней страны. С осени текущего года для вступления в Общество эвтаназии нет необходимости ехать в Швейцарию: его филиал открыт в федеральной земле Нижняя Саксония.
Между тем в Германии находятся люди, которые готовы оказать посреднические услуги "клиенту", пожелавшему перейти в мир иной. В этом году суд западногерманского Вупперталя приговорил 23-летнего бизнесмена Кайди С. к 3 годам и 9 месяцам лишения свободы за незаконную торговлю смертоносными медикаментозными смесями для лиц, решивших свести счеты с жизнью. На нелегальном бизнесе осужденный заработал более 7 тыс. евро. Все необходимые препараты для своих "убийственных" коктейлей преступник приобретал в аптеках по поддельным рецептам. Часть вырученных от сделок средств злоумышленник цинично обещал в качестве пожертвований перечислить на счет Немецкого фонда помощи больным раком.
Преступник был осужден по статье "Незаконная торговля медикаментами". Клиентов Кайди С. искал в интернет- форумах, где встречаются люди, склонные к суициду. Предприимчивый делец представлялся им фармацевтом- специалистом в области изготовления ядов. Желающим он предлагал смесь таблеток, которая "вызовет легкую и быструю смерть". Двоим из его клиентов удалось при помощи зелья Кайди С. уйти в иной мир. Двенадцать других впали в кому, но выжили. Один из них выступил на суде свидетелем.
Подтверждая тезис о том, что мужчины чаще расстаются с жизнью, чем женщины, исследователи из Стокгольмского королевского института, а также Гейдельбергского и Геттингенского университетов отмечают, что толстые мужчины менее склонны к суициду, чем атлетически сложенные представители сильного пола, а также мужчины с нормальным или недостаточным весом. У мужчин с избыточным весом жиры, которые содержатся в их крови в большей, чем обычно степени, предотвращают наступление депрессивных состояний, утверждают ученые. Об этом свидетельствуют результаты медицинских освидетельствований 1,3 млн человек, проведенные в 1968-2000 годах. 3075 из них позднее добровольно свели счеты с жизнью. Медики утверждают, что склонность к суициду проявляется тем реже, чем выше индекс массы тела. По мере повышения этого индекса на пять единиц, риск самоубийства уменьшается приблизительно на 15 проц. При этом ученые при проведении исследования не учитывали такие факторы как диагнозы психиатров, уровень образования, возраст и социальный статус, которые в значительной мере влияют на степень риска самоубийства.
Изначально авторы исследования исходили из того, что "лишний" вес как дискриминирующий в обществе фактор может являться источником депрессий. В этой связи, полагали ученые, мысли о суициде по логике должны чаще посещать толстяков, чем людей с нормальным весом. Однако в ходе исследования ученые пришли к выводу о существовании некоего биологического защитного механизма в организме людей с избыточным весом. Наличие жира в крови оказывает влияние на ментальное самочувствие человека, так как способствует выработке в головном мозге серотонина, а этот гормон является известным антидепрессантом.
Далее ученые пришли к интересному выводу о том, что все вышеперечисленное касается исключительно мужчин. У женщин существует противоположная взаимозависимость. Излишне полные женщины в большей мере подвержены суициду, чем с нормальным или пониженным весом. Здесь играет роль общественное мнение, которое обязывает женщину быть стройной в большей мере, чем мужчину. Не исключено, что общественное мнение в данном случае подавляет защитный биологический эффект.
Вместе с тем с медицинской точки зрения избыточный вес приводит к отрицательным последствиям и становится причиной диабета, гипертонии и склероза кровеносных сосудов. В этой связи "было бы безумием пропагандировать полноту для профилактики депрессий и предотвращения самоубийств", резюмируют ученые.
Игорь Деев, корр. ИТАР-ТАСС в Берлине
Источник: " "