Главу российского правительства Владимира Путина сравнили с Адольфом Гитлером, а Украину – с Польшей накануне вторжения Германии в 1939 году. Как пишет обозреватель американского издания The Washington Times, эксперт Республиканского института политики Джеффри Кюнер, Москва наступает на всем постсоветском пространстве, и следующей ее жертвой после Грузии станет Украина. Это далеко не первая информационная провокация против Кремля на украинскую тему со стороны Запада. Как считают эксперты, для Республиканской партии США, к которой имеет отношение скандальный журналист Кюнер, чрезвычайно важно убедить «старую Европу» в том, что Киев является потенциальной жертвой Москвы, и таким образом добиться единодушного согласия всех членов НАТО предоставить в декабре ПДЧ Украине вместе с Грузией, вопрос членства которой в альянсе после войны в Южной Осетии уже можно считать решенным.
Спекуляции на тему российско-украинской войны встречались в западной и украинской прессе и раньше, однако в последнее время они стали появляться заметно чаще. Причем создается впечатление, что автор каждой новой «страшилки» старается превзойти по масштабу описания нависшей над Украиной угрозы все, что было опубликовано до него на эту тему.
Как уверяет Джеффри Кюнер, Европа стоит на пороге новой войны, которую развяжет «кровожадный человек с извращенной моралью г-н Путин» против Украины. «Ксенофобская элита в Кремле презирает Украину, как и Грузию, по одной простой причине: потому что они пытаются покончить с авторитарной властью Москвы... Главная цель России состоит в том, чтобы выбить Крым из-под контроля Украины», – пишет он на страницах влиятельного американского издания.
Агрессивные намерения «кровожадного» российского премьера неизбежно втянут в войну против России на стороне Украины и страны Восточной Европы, полагает Кюнер. Все эти фантастические события он сравнивает с международной обстановкой накануне Второй мировой войны, когда нацистская Германия посягнула на территорию Польши. Естественно, что в роли Гитлера здесь выступает Владимир Путин.
Между тем американский журналист достаточно грубо пытается «перевести стрелки» с агрессивных намерений США на постсоветском пространстве на «чудовищную кровавую баню», которую якобы хочет устроить Кремль. Война в Южной Осетии, к которой в качестве «исторического прецедента», доказывающего «истинные» намерения Москвы, апеллируют западные «сценаристы» и «проповедники» российско-украинской войны, была развязана Грузией, а не Россией – и это уже признается мировым сообществом. Не является секретом и то, что США были главным спонсором очередной войны на Кавказе, а американские инструктора вместе с грузинскими войсками доходили до границы с РФ и воевали против российских граждан. Иными словами, «прецедент» агрессии России против Грузии в Южной Осетии и Абхазии, от которого пытаются отталкиваться западные журналисты, не выдерживает никакой критики.
Однако информационные вбросы и спекуляции, предрекающие нападение России на Украину, продолжаются, и их источниками выступают отнюдь не одни только скандальные журналисты и эксперты. Так, министр по реинтеграции Грузии Тимур Якобашвили заявил на днях в интервью румынскому изданию, что «зеленый свет» России против Грузии дал апрельский саммит НАТО в Бухаресте, на котором решение о предоставлении Тбилиси и Киеву ПДЧ в альянсе было отложено до декабря. Если эта ситуация повторится на предстоящем саммите, следующей «жертвой» России станет Украина, уверен Якобашвили.
По мнению экспертов, западному сообществу, а также «оранжевому» режиму в Киеве чрезвычайно важно убедить принципиальную «старую Европу» в том, что Украине угрожает Россия. Как отметил в беседе с РБК daily директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, «цель этой информационной кампании состоит в нагнетании напряженности на Украине накануне президентских выборов», что может помочь нынешнему главу страны Виктору Ющенко быстро набрать критически недостающие ему политические очки.
Для членов Республиканской партии США втянуть в НАТО Украину вместе с Грузией – вопрос не только политического престижа, но и фактически дальнейшей судьбы накануне президентских выборов в стране. Уход 43-го президента Штатов и его команды с политической арены на фоне сплошных неудач и просчетов во внешней политике может оказаться некоторым образом «скрашен», если Джордж Буш добьется от своих союзников по НАТО поддержки вступления Киева и Тбилиси в альянс.
«Зеленый свет» вступлению Грузии в НАТО фактически был дан всеми членами альянса после войны в Южной Осетии. Тогда Вашингтону легко удалось убедить своих союзников в том, что на фоне «российской агрессии» на постсоветском пространстве эта мера необходима. Однако принципиального согласия по вступлению Украины в НАТО западноевропейские государства еще не достигли.
Между тем эксперты уверены, что война России против Украины невозможна не только с точки зрения отсутствия каких-либо реальных, а не фантастических для этого оснований, но и в силу абсолютного несоответствия этой войны интересам России. «На Украине отсутствуют силы, которые могли бы выступить в качестве детонатора конфликта с Россией. Пророссийские организации и движения там не обладают никаким серьезным потенциалом для сопротивления Киеву. Кроме того, с трудом можно представить себе ситуацию, когда представители братских народов – российского и украинского – будут воевать друг против друга», – сказал РБК daily политолог Юрий Шевцов.
Современная Россия напрямую заинтересована в стабильности на всем постсоветском пространстве. Как показала война в Южной Осетии, любой очаг конфликта на этом пространстве может быть использован сторонними силами в их игре против Москвы. Поддерживать, а тем более разжигать новые конфликты и войны у своих границ значит пренебречь собственной безопасностью и поставить под вопрос целостность российского государства. Поэтому представить, что Россия первой объявит войну Украине, могут лишь изощренные в своей фантазии западные журналисты.
ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Источник: "RBC Daily"
* * *
Украина выбирает Россию? ("Delfi", Литва)
Кого-то это огорчит, кого-то – порадует, кто-то скажет, что это – нормально, кто-то закричит как былой персонаж 'Украина (персонаж кричал про Россию)! – Ты, что, сдурела!'. Но, судя по последним ВЦИОМовским данным в результате осетинского конфликта отношение украинцев к России заметно улучшилось – и именно ее, а не Грузию, склонны поддерживать граждане (если и не власть) 'цветного союзника'.
46 % украинцев поддерживают идею признания независимости Южной Осетии и Абхазии – причем, в данном случае речь идет не о факте признания их Россией, а именно о самой идее признания – то есть минимум 46 % украинцев сами готовы к такому признанию. Казалось бы – это хотя и не мало, но меньше половины – однако меньше половины лишь потому, что 30 % затруднились с ответом, а против признания высказывается лишь 24 %.
То есть, с одной стороны мы видим, что на Украине за признание данных республик выступает вдвое больше граждан, чем высказывается против, а с другой – за признание оказывается абсолютное большинство активного населения страны. Более того, 41 % украинцев поддерживают и вхождение этих республик в состав России, тогда как против выступает лишь 25 %, а не определились 34 %.
Видно, что попытка пугать республики СНГ 'возрождением русского империализма' и 'порабощением новых демократий Москвой' особого эффекта не имеет именно там, где попытка такого воздействия со стороны власти наиболее ярко выражена.
Сам же указ Медведева о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии поддерживает ровно половина респондентов, при том, что отрицательное мнение высказывает 28%. Тут стоит заметить, что негативное отношение к этим вопросам в украинском обществе оказывается заметно меньше, чем суммарный электорат 'оранжевых партий' – а это значит, что среди сторонников Майдана уже складывается линия раскола по отношению к реинтегративным действиям России. Причем из этих 28 % лишь 11 % безусловно не поддерживают решение России – почему, в частности, Тимошенко героически молчит, когда Ющенко пытается выбить из нее хоть какие-нибудь слова осуждения в адрес российских действий.
Правда, у 23% украинцев в результате всех кавказских событий ухудшилось отношение к Дмитрию Медведеву, тогда как улучшилось лишь у 16. Однако, с одной стороны, осталось прежним оно у 52-53%.
С другой, приводимые данные не вполне дают основание судить о том, что именно вызывает у 23% украинцев ухудшение отношения к Дмитрию Медведеву: ведь если признание им независимости республик поддерживает 50%, то есть некий разрыв в оценке: и нельзя забывать, что в целом действия Медведева в пятидневной войне были непоследовательными и двойственными – с одной стороны находятся его решения об оказании военной помощи народу Осетии и признании республик, но с другой – именно он помешал российской армии устранить истоки проблемы и оказать помощь не только осетинам, но и грузинам, освободив последних от криминальной диктатуры Саакашвили. Так что превышение доли тех, кто ухудшил свое отношение к Медведеву над теми, кто его улучшил, можно связывать и с его негативной ролью в прекращении действия российской армии.
Одновременно у украинцев ухудшилось и отношение к грузинам. Что, на самом деле печально, поскольку не народ виноват в преступлениях, которые совершает его власть, но тоже понятно – поскольку, как говорил Маркс: 'Нации, как женщине, не прощается минута слабости, когда первый попавшийся проходимец может совершить над ней насилие'. В целом 25 %, четверть Украины, ухудшила свое отношение к грузинам, тогда как улучшили его лишь 6 %, а 57 % его не изменили.
Это позволяет говорить, что если на Украине и есть некоторое относительно значимое меньшинство, не поддержавшее действия России, то вот о сколь-нибудь значимой поддержке действий грузинского руководства говорить просто не приходится.
При этом лишь 29 % жителей Украины верят в то, что действия на Кавказе могут ухудшить международное положение России: 32 % полагает, что оно не изменится, а 6 % прямо утверждают, что предпринятые действия приведут даже к его улучшению. Затруднились с ответом 1: %. То есть ни идущие с Запада угрозы пересмотра отношений с Россией, ни аналогичные прогнозы коллаборационистских групп России и Украины не находят почвы у населения Украины, при том, что она естественно оказывается под ударом антироссийской пропаганды в большей степени, нежели Россия. Ухудшение отношений между Россией и Западом вообще зафиксировали лишь 10 % украинцев, а 43 % полагают, что если отношения и ухудшаться – то не надолго и быстро будут восстановлены.
Одновременно 58 % украинцев считают невероятным, чтобы возобновилась 'холодная война' – и, соответственно, не пугаются такой перспективы. Лишь 22 % жителей Украины верит в возможность международной изоляции России, причем в полной мере это кажется вероятным 4 % в их составе. При этом 26 % вообще полагает целесообразным ликвидацию любых отношений с Западом.
По отношению же к Соединенным Штатам большинство населения Украины склонно использовать термины 'Богатство' – 41 %, 'Сила' – 34 %, 'Самомнение' 28 %, а также – насилие и бесцеремонность – по 27 %. С одной стороны – все это не столь уж и удивительно – с точки зрения нормального, здравого подхода к вещам. С другой стороны – ведь в запугивании Западом Россией других стран, в частности – республик СССР, как раз доминирует тема стремления России к 'порабощению' 'новых демократий'. И в этой теме в качестве следующего за Грузией 'объекта экспансии' фигурирует как раз Украина. То есть, если считать, что в стремлении России к восстановлению своей территориальной целостности реинтегрируемые народы должны видеть угрозу – то первой такую угрозу должна видеть Украина.
А она, вот надо же – ее не видит. И судя по всему, не потому, что считает сам факт такой реинтеграции невозможным – любому на Украине понятно, что уж что-что, а Крым просто никто не удержит в составе Украинской республики, если Россия подаст хоть минимальный знак, что готова на воссоединение с ним. А просто потому, что в случае такого проявления 'экспансии' – половина областей дружно кинется следовать его примеру. То есть в ответ на запугивание возможной реинтеграцией – Украина честно сказала: 'Но ведь это хорошо!'
Украинцев действия России на Кавказе не пугают и находят их поддержку просто потому, что про свою власть они думают примерно то же самое, что осетины думали про Саакашвили. И потому, что в этой ситуации начинающегося позиционирования и самоопределения на той или иной стороне баррикад – Украина все-таки выбирает Россию. Назовем вещи своими именами: все приведенные цифры доказывают, что большинству населения Украины просто пришлось по душе то, что наконец-то Россия выполнила свои обязательства хоть по отношению к кому-то, что повела себя так, как должна была повести исходя из здравого смысла и здоровой политической логики – большинству украинцев понравилось – и внушило надежду, что рано или поздно, но помощь будет оказана и им самим. Народ Украины оказался вместе с Россией тогда, когда ведущие СМИ страны убеждали его в том, что Россия – злобный агрессор.
Когда все ведущие страны мира в той или иной степени включились в антироссийскую кампанию. Когда против России выступила официальная власть Украины. И в ответ на все это, народ Украины, как только ему дали возможность хоть в какой-то форме высказать свое мнение – сказал, что он выбирает Россию. И, что еще важнее, народ Украины не только встал в этой ситуации на сторону России: он прямо сказал, что такая Россия ему даже больше нравится.
Сергей Черняховский
Источник: "ИноСМИ"