|
Африканский наркотрафик в Европу
Борьбе с незаконной торговлей наркотиками во все мире уделяется растущее внимание. С этой целью создаются все новые международные организации, налаживается сотрудничество между спецслужбами разных стран, изобретается новое оборудование: Наркоторговцы однако тоже не дремлют – находят новые способы доставки смертоносного груза до потребителя, регулярно меняют маршруты и вовлекают в свой незаконный бизнес представителей правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников.
Основная часть наркотиков, в частности кокаина, производится, как известно, в Латинской Америке. Раньше партии переправлялись оттуда в основном в Канаду и США, но правительства этих стран в последнее время ужесточили позиции и значительно усилили меры безопасности, что привело к постепенному снижению спроса. Только за этот год береговой охраной США было перехвачено 27 мини-субмарин, сконструированных с использованием самых современных технологий и способных брать на борт до 10 тонн наркотических веществ. Дело в том, что на смену чемоданам с двойным дном и контрабандистам-глотателям пакетов с наркотиками идут создаваемые в Колумбии одноразовые подводные лодки, которые наркобароны начали в последнее время использовать для доставки кокаина в США.
Что касается Европы, то возможности доставки наркотиков на этот континент более разнообразны, поскольку границы между странами можно пересекать без особых сложностей. Спрос на наркотический дурман в европейских странах по-прежнему достаточно велик и, можно сказать, даже возрастает. В связи с этим не удивительно, что основные усилия наркобароны переносят на Старый Свет и в качестве перевалочного пункта используют страны Западной Африки. Плохо охраняемое побережье, высокий уровень коррупции и недостаточная развитость законодательства по борьбе с наркоторговлей сделали этот регион раем для нелегальных торговцев, пишет авторитетное издание "Африка репорт".
Под покровом темноты небольшое судно покидает берег Колумбии или Венесуэлы. На его борту -- более двух тонн кокаина, расфасованного в бумажные брикеты, обернутые в полиэтиленовую пленку. С рассветом экипаж покрывает корпус и палубу голубой тканью, корабль глушит двигатель и дрейфует по волнам. Вечером двигатель запускают вновь и судно продолжает свой путь. Через 4-5 дней оно прибывает к побережью Западной Африки, где груз перемещают на небольшие рыбацкие лодки, которые и доставляют его на берег. Это так называемое "Шоссе 10" – один из самых популярных маршрутов транспортировки кокаина из Латинской Америки в Африку, получивший обозначение "10" в связи с тем, что основная часть пути проходит вдоль 10-го градуса северной широты.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности /УНП ООН/, только за 2007 год в западноафриканских странах было изъято более 6,5 тонн кокаина, что в два раза больше показателей 2006 года. "И похожая тенденция сохранится в этом году", – уверен глава регионального представительства УНП ООН в Дакаре Антонио Мазителли. По его словам, рост объема конфискуемых наркотиков "не является однако свидетельством положительных сдвигов в работе соответствующих служб. По большей части изъятия производятся случайно, если, например, полицейские отказываются брать взятку, или из-за технических неполадок, как это было в июне 2007 года, когда на берег около сенегальского города Мбур на берег вынесло разбитое судно с 1,2 тоннами кокаина на борту". "А это значит, что даже по сравнению с ситуацией, существовавшей несколько лет назад, теперь из Латинской Америки поступает в Западную Африку и затем переправляется в Европу гораздо больше наркотиков", – подчеркивает Мазителли.
Крупные партии наркотиков, достигнув Старого Света, передаются колумбийскими оптовиками в руки надежных распространителей. Раньше основополагающую роль в европейской наркоторговле играла всем известная сицилийская мафия. Сейчас же эта группировка, раздираемая внутренними противоречиями, отошла на второй план, а ее место заняла криминальная организация из итальянского региона Калабрия под названием "Ндрангета". Предполагается, что она контролирует практически всю торговлю наркотиками в Европе. Очень жестокая, абсолютно недоступная для чужаков, имеющая сильные позиции в ФРГ и Италии группировка впервые привлекла внимание полиции лишь в августе 2007 года, когда шестеро итальянцев были застрелены средь бела дня неизвестными в германском городе Дуйсбурге. По словам представителей итальянских ведомств по борьбе с преступностью и торговлей наркотиками, "Ндрангета" является самым мощным преступным синдикатом в Европе, а получаемые им в основном от продажи колумбийских наркотиков прибыли достигают порядка 50-60 млрд долл. в год.
Сложно назвать такую страну Западной Африки, через которую бы не проходили латиноамериканские наркотики. Основная часть маршрутов проходит через так называемую зону Сахель, которая представляет собой как бы мост, соединяющий Сахару на севере с более плодородными землями на юге. В этом регионе, в частности, располагаются Сенегал, Мавритания, Мали, Буркина- Фасо, Нигер и Нигерия. Недовольные властями за то, что они "ущемляют их права", туареги-кочевники, помогали раньше контрабандистам переправлять сигареты и гашиш, теперь пришел черед кокаина. Вырученные таким образом деньги туареги пускают на приобретение оружия, необходимое им для борьбы с властями. Хотя в Мали или Буркина-Фасо сотрудникам Интерпола удается иногда изъять достаточно большие, по 50-200 кг, партии наркотиков за одну операцию, это остается всего лишь каплей в море наркотрафика, отмечают эксперты.
Другая часть наркотиков направляется на восток, в Нигер и Чад, а уже оттуда – в Европу через Египет. Некоторые партии идут в столицу Мали Бамако или в столицу Буркина-Фасо Уагадугу. Здесь наркотики фасуют заново в небольшие пакеты и направляют по суше или по воздуху в Нигерию или Гану. А отсюда они уже следуют в Западную Европу коммерческими авиарейсами. Иногда на борту одного самолета находится до 30 наркокурьеров. Вещества обычно упаковываются в чемоданы с двойным дном, или в банки с пальмовым маслом. Причем теперь наркоторговцы предпочитают использовать в качестве перевозчиков незаконных грузов не африканцев, а владельцев европейских паспортов. Тут можно вспомнить нашумевший случай, когда в Аккре в ноябре 2007 года были задержаны два британских подростка, которые везли в сумке из-под портативного компьютера 6 кг кокаина.
Доставляются наркотики в Западную Африку и по воздуху. Небольшие самолеты, нагруженные кокаином, трудно обнаружить с помощью радаров. Время от времени на этом маршруте удается изъять крупные партии наркотиков, но происходит это в основном случайно. Так, в июне прошлого года власти Венесуэлы задержали самолет с 2,5 тоннами кокаина, который был готов к вылету в Сьерра-Леоне. В другом инциденте подобного рода, который произошел в июле текущего года, самолет из Венесуэлы был арестован в Гвинее-Биссау. Однако полицию с натасканными на наркотики собаками туда пустили через три дня. Естественно, никакого кокаина на борту уже не было. Экипаж самолета был освобожден после выплаты залога. Этот случай в очередной раз привел к разговорам о причастности полиции, армии и правительства к наркоторговле и необходимости ужесточения законодательства, но, как всегда, до принятия реальных мер дело так и не дошло.
Переправляется через западноафриканский регион и более тяжелый наркотик – героин из Азии. В апреле прошлого года в нигерийском аэропорту Кано полиция обнаружила 62,4 кг героина из Пакистана. В октябре 2007 года два гражданина Афганистана были высланы из Ганы за попытку сговора с целью переправки героина в США. "Героина здесь гораздо меньше, чем кокаина, – отмечает Антонио Мазителли. – Однако этот наркотик здесь все-таки доступен, о чем говорят регулярные изъятия на севере Нигерии".
Постепенно в наркоторговлю вовлекаются и другие страны континента. Так, в 2007 году спецслужбы Уганды арестовали в аэропорту города Энтеббе нескольких "верблюдов" /так называют людей с пилюлями героина в желудке/. Таким образом, подтвердилась версия правоохранительных органов о том, что наркотики переправляются рейсами "Эмиратских авиалиний" в Африку из Азии через Дубаи. Когда судебные органы попытались взяться за расследование этого преступления, выяснилось, что речь идет о тайном сговоре наркоторговцев с высокопоставленными чиновниками и полицией. В результате, дело было замято и ожидаемых шагов, в частности, по реорганизации службы безопасности или пересмотру законодательства, не последовало. При этом представители гражданского общества отмечают, что наказания за транспортировку наркотиков в Уганде в сравнении с остальными странами региона минимальны.
Кения также отказывается пока занять жесткую позицию по этому вопросу. Нашумевший инцидент изъятия трех тонн наркотиков в декабре 2004 года, в котором оказались замешаны венесуэльские, голландские и кенийские перевозчики, вылился в абсурдную ситуацию, изобиловавшую пропажами документов, отстранениями от исполнения своих обязанностей прокуроров и взрывами мусоросжигательных печей, когда полиция в спешке уничтожала улики преступлений. Кроме того, в попытке вмешательства были замечены политики и высокопоставленные чиновники. Один человек, проходящий по этому делу, уже был оправдан, в отношении еще шестерых продолжается судебный процесс, но идет он настолько медленно, что уже все, в том числе и судьи, потеряли к нему интерес.
В португалоязычной Африке маршруты остаются неизменными с колониальной эры. Практически ежемесячно там задерживают контрабандистов, перевозящих килограммы кокаина в своих желудках. В основном они направляются из Бразилии в Мозамбик. При этом полиция уже давно заметила, что криминальные группировки, контролирующие транспортировку наркотиков, часто замешаны и в других незаконных операциях, в частности, в отмывании денег, торговле людьми и контрабанде таких товаров, как ценный моллюск под названием морское ушко. Однако предотвратить их деятельность становится все сложнее и сложнее – организованные криминальные группировки имеют достаточно ресурсов, чтобы подкупить практически любые государственные институты.
А Мозамбик, в свою очередь, стал воротами к рынку в ЮАР, где наркотики не менее популярны, чем в Европе. В этой стране развернулась борьба между азиатскими, западноафриканскими и местными наркоторговцами за право доставки конечному потребителю более дешевого и сильного препарата. В настоящее время наибольшим спросом в южноафриканских клубах пользуется метаквалон, который смешивают с димедролом. Полученная смесь обладает даже более сильным эффектом, чем героин, и медленно, но верно, вытесняет "крэк" – кокаин в кристаллической форме. Поставка метаквалона в ЮАР стала "привилегией" соседних Мозамбика и Намибии по двум причинам: во-первых, производить наркотик здесь гораздо безопаснее, чем в той же ЮАР, где и полиция не дремлет и контроль за незаконным оборотом наркотиков гораздо строже, и во-вторых, переправлять запрещенные вещества через слабо охраняемую в этом районе границу намного проще, чем обычными воздушными или водными путями.
Кроме того, как отмечает председатель отделения Международного комитета по контролю за оборотом наркотиков в Гане Жозеф Бедиако Асаре, в последнее время отчетливо проявляется еще одна тенденция развития наркобизнеса в Африке – налаживание сотрудничества преступников из разных стран в сфере транспортировки продуктов, используемых для производства запрещенных веществ. "Переправляемые из ЮАР в Гану, Намибию, Мозамбик и некоторые другие страны, эти продукты возвращаются уже в виде готовых для употребления наркотических веществ, давая дополнительный толчок развитию незаконного бизнеса", – говорит он.
Последние исследования УНП ООН свидетельствуют, что 27 проц. общего количества кокаина, потребляемого в Европе, поступает из Западной Африки. Эта тенденция вызывает серьезные опасения и подталкивает страны к более тесному сотрудничеству в сфере борьбы с наркотрафиком. Поскольку значительная часть наркотиков попадает из Африки и Латинской Америки в Европу по Средиземному морю и Атлантическому океану, в первую очередь налаживать сотрудничество приходится на море. И надо сказать, что в этой области определенные успехи все-таки достигнуты. Созданный в апреле 2007 года Морской оперативно-аналитический центр по борьбе с наркотиками /MAOC-N/, управление которым осуществляется при активной поддержке военно- морских сил США, только за первый год своей работы провел 18 спецопераций, в результате которых было изъято или выброшено преступниками за борт 26 тонн кокаина. В начале года была изъята одна из самых крупных партий за 2008 год – французский военный корабль, действуя по указанию базы MAOC-N в Лиссабоне, задержал у берегов Либерии судно, имевшее на борту 2,5 тоннами наркотиков. Кроме того, по большей части в результате деятельности MAOC-N некоторые страны, в том числе и Либерия, в оперативном режиме значительно увеличили наказания в отношении преступников, занятых в наркоторговле. Участниками соглашения, отмечают, однако, эксперты, являются лишь семь европейских государств – Испания, Великобритания, Ирландия, Франция, Нидерланды, Италия и Португалия. Из африканских стран свою помощь, отмечают эксперты, предложили, правда нерешительно, только Бенин и Кот- д'Ивуар.
Одним из основных направлений работы Европы по противодействию незаконной торговле наркотиками является обучение сотрудников служб безопасности и оказание поддержки в работе. Существует, например, масса двусторонних программ – таких как ганско-британская операция "Вестбридж". В соответствии с ней несколько таможенников из Великобритании постоянно находятся в международном аэропорту Котока в Аккре. Они не имеют права досматривать или арестовывать, но даже одно их присутствие, похоже, воодушевляет ганских коллег: только за первый год реализации проекта в аэропорту было изъято 2,2 тонны марихуаны, 356 кг кокаина и 1,3 кг героина. Кроме того, в соответствии с договоренностями, Британия предоставляет Гане самое современное сканирующее оборудование.
Налаживаются связи и по другим направлениям. Так, в последнее время УНП ООН пытается установить более тесное сотрудничество между участниками "Шоссе 10", в частности, Гвинеей-Биссау и Латинской Америкой.
Другой проект Управления ООН по наркотикам и преступности под названием "ЭЙРКОП Вест" позволяет развивать взаимодействие между аэропортовыми службами в Западной Африке, особенно по тем маршрутам, которые пользуются наибольшей популярностью у наркоторговцев. На укрепление сотрудничества между африканскими и европейскими спецслужбами направлен и проект Интерпола "Кокаин-Африка". Основное внимание в нем уделяется изучению стратегии перевозчиков наркотиков и повышению бдительности на новых участках. Похожая программа "ПРОТЕУС" отслеживает пути поставки кокаина из Аргентины и Перу напрямую в Мозамбик и ЮАР.
Как отмечает глава западноафриканского представительства УНП ООН в Дакаре Антонио Мазителли, в последнее время наметилась тенденция рассматривать наркоторговлю не как отдельную тему, а учитывать, что криминальные сети расширяют область своей деятельности, занимаясь другой незаконной деятельностью, включая торговлю людьми. "Мы комплексно подходим к этому вопросу, ведь те же самые маршруты используются теми же самыми бандитами и для других видов криминальной деятельности, – говорит он. – Поэтому бессмысленно ставить перед собой цель остановить только распространение наркотиков, тратить на это все силы, забыв обо всем остальном".
Виталий Чугин, корр. ИТАР-ТАСС в Найроби
Источник: "Компас"
|