|
К. Райс о политике США в отношении России.
ВАШИНГТОН. США вмешивались, вмешиваются и будут вмешиваться в дела России и ее ближайших соседей. Но при этом они рассчитывают на продолжение сотрудничества с Москвой в решении ключевых проблем современности. Такие плохо совместимые сигналы содержатся в речи госсекретаря США Кондолизы Райс в германском Фонде Маршалла в Вашингтоне.
Наиболее резкие выдержки из речи были заранее предоставлены госдепартаментом США газете "Нью-Йорк таймс", чтобы привлечь к ним дополнительное внимание. Затея не удалась: газета "похоронила" эту информацию в небольшой статье, опубликованной на одной из внутренних полос.
Это, впрочем, неудивительно, поскольку ничего нового в этих пассажах не было. О том, что США считают действия Москвы "все более авторитарными... и агрессивными", в Вашингтоне в последнее время твердили постоянно. Никакими дополнительными карами Райс России не грозила. Суть уже принятых мер известна: отозвано из Конгресса соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, риторически поставлены под вопрос перспективы вступления России в ВТО и ОЭСР.
Зато в полном тексте речи Райс обнаружились и прямо противоположные тезисы. Так, она напомнила, что у США и России имеются "общие интересы" в целом ряде областей – от борьбы с терроризмом, ситуации вокруг Ирана и КНДР и мирного процесса на Ближнем Востоке – до необходимости взаимодействия в Совете Безопасности ООН.
"Соединенные Штаты и Россия разделяли все эти интересы – и другие тоже – 7 августа", – заявила Райс, имея в виду дату резкой эскалации вооруженного конфликта в Грузии. "Мы разделяем их и сегодня... Сочинская декларация, подписанная в начале года президентом Бушем и тогдашним президентом Путиным, задала стратегические рамки для продвижения США и России вперед по многим вопросам, представляющим взаимный интерес".
Госсекретарь также заявила, что считает необоснованными предположения о возможности "новой холодной войны" между Вашингтоном и Москвой. Она также сделала особый упор на том, что США будут стараться сохранять и расширять контакты с российским гражданским обществом.
Конечно, непосредственным поводом для выступления послужили события в Грузии – крупнейший провал во внешней политике США, за который Райс несет прямую ответственность. Госсекретарь опять пыталась выгораживать агрессора, попытавшегося силой подчинить себе Южную Осетию и получившего сокрушительный отпор. Но при этом она – первой из руководителей такого уровня в США – признала и очевидные факты. "7 августа... грузинское правительство развернуло крупную военную операцию в Цхинвали и других районах данного сепаратистского региона, – заявила она. – К сожалению, в бою были убиты несколько российских миротворцев".
Последний термин в отношении российских солдат, стоявших в Грузии на страже мира и до конца выполнивших свой долг, в последние недели никто из официальных лиц в США не использовал. Но говорить спасибо Райс за то, что она наконец назвала вещи своими именами, не поворачивается язык. "Эти события были тревожными", – сказала она о массированном многочасовом обстреле мирного города и вероломном убийстве россиян-миротворцев, не прибавив более ни слова. Перед памятью павших подобная сдержанность – это, конечно, кощунство.
Райс в своей речи заявила, что США не признают за Россией никаких "сфер влияния". Но при этом из ее слов явствовало, что именно такую сферу США и пытаются создать на постсоветском пространстве – просто, естественно, для самих себя.
Госсекретарь сказала, что "США и Европа крепят связи с соседями России" и подтягивают к этим усилиям новые страны, включая Финляндию, Швецию и Норвегию. Отметив, что у России нет и не будет права вето в вопросах расширения НАТО, она уточнила, что это "с особой ясностью доведено" до сведения Украины. Наконец, коснувшись вопросов энергетической безопасности, Райс упомянула о "совместной работе" США с Азербайджаном, Грузией, Турцией и прикаспийскими странами", и провозгласила: "Мы будем расширять и защищать открытую глобальную энергетическую экономику от злоупотреблений".
В целом речь Райс оставила двойственное впечатление. Она, конечно, воинственна по форме, но при этом вполне беззуба по содержанию. При ее обсуждении на брифинге в госдепартаменте США даже американские журналисты обращали внимание на противоречие тезиса о "самоизоляции" и "ослаблении международных позиций" России той беспомощной истерике, которую закатил вокруг событий в Грузии официальный Вашингтон.
Конечно, Америке сейчас не до жиру. Она увязла в двух войнах, крайне непопулярных в мире и у собственного народа. В стране продолжается острейший финансовый кризис, грозящий крупными неприятностями всей американской экономике. Рейтинги популярности политики США и лично президента Буша в стране и мире близки к рекордно низким отметкам.
Наконец, и в оценке событий в Грузии в США все больше слышны трезвые голоса. Они утверждают, что независимо от того, был ли грузинский режим в сговоре с официальным Вашингтоном или затеял кровавую авантюру в Южной Осетии на свой страх и риск, покрывать его и ссориться из-за этого с Россией Америке нет никакого резона. В Тбилиси сами виноваты, что подставили себя и других.
Отголоски этих сомнений слышны в речи Райс. Но, конечно, примирительной эту речь никак не назовешь, скорее наоборот. Трудно понять, как подобный тон может сочетаться с дальнейшим выполнением той же Сочинской декларации. А для администрации США, которой осталось существовать считанные месяцы, речь идет о важной части всего внешнеполитического наследия.
Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов
Источник: "Пульс планеты"
|