|
Германия: законопроект защищает традиционную агротехнику и ограничивает генетические технологии
В Германии может появиться закон, который даст потребителям возможность отличать продукты питания, произведенные без использования современных генетических технологий, от тех, где эти технологии были использованы. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в бундестаг. Согласно документу, на этикетках продуктов, при производстве которых не использовались генно-модифицированные вещества, впредь должна стоять маркировка "Без генных технологий". "Законопроект позволит немецким потребителям легче ориентироваться в ассортименте продуктов питания", – заявил статс-секретарь в министерстве защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Герт Линдеман.
Как показывают опросы общественного мнения, население ФРГ в отличие от жителей США и Великобритании крайне негативно относится к идеям применения достижений генетики в пищевой промышленности. Согласно данным опросов, 80 проц. немцев намерены отказаться от употребления в пищу генетически модифицированных продуктов, которые местная пресса именует не иначе как "пищей Франкенштейна", "продуктами-мутантами", "сатанинской едой", "молочком от турбо-коровы". Лишь 20 процентов немцев не испытывают отвращения к находкам генетики в сфере питания. Как утверждает институт исследования общественного мнения "Полис", отвергают "пищу Франкенштейна" прежде всего женщины /58 проц./, а также граждане старше 30 лет /63 проц./ и выпускники высших учебных заведений /61 проц./. Что касается сторонников генетически модифицированных продуктов, то в основном это – молодежь в возрасте 18-30 лет.
Критики законопроекта обращают внимание на то, что документ предоставляет производителям трансгенных продуктов питания право маркировать все свои товары как "произведенные без использования генных технологий" даже в тех случаях, когда это, мягко говоря, не вполне соответствует действительности. Например, маркировку "Без генных технологий" разрешается ставить на мясных продуктах, изготовленных из мяса животных, которых кормили генетически модифицированными кормами.
Кроме того, фермерам разрешено использовать в животноводстве искусственные ферменты, изготовленные на базе генной инженерии, если им на рынке нет альтернативы и они соответствуют нормам ЕС. К числу таких добавок относятся генетически модифицированные витамины и аминокислоты. Но и в этом случае производитель вправе указывать на этикетке, что, скажем, колбаса, изготовленная из мяса таких животных, "произведена без трансгенных технологий".
К числу "нетрансгенных продуктов" законопроект относит в том числе официально именуемые "натуральным биопродуктом" овощи и фрукты, выращенные в 150 метрах от полей с трансгенными растениями. "Мы возражаем против норм, касающихся минимально безопасного расстояния между полями, – сказал сопредседатель оппозиционной партии "Союз 90/"зеленые" Райнхард Бютикофер. – Я не верю, что пыльца с трансгенного цветка не может улететь дальше 150 метров. Новый законопроект – это этикетный обман".
Несколько видов генетически измененных продуктов уже давно допущены к реализации через торговую сеть стран Евросоюза. Самый распространенный из них – кукуруза с измененной генетической структурой и соответственно кукурузная мука, крахмал. К посеву трансгенной кукурузы с дополнительным геном А-31 в промышленных целях в ФРГ впервые приступили весной 2004 года. Произошло это на площади в несколько сотен гектаров в федеральной земле Саксония-Анхальт. Генетически модифицированный посевной материал обладает устойчивостью в отношении к насекомым. Германия не первый год ведет эксперименты с трансгенными растениями. Еще в августе 1997 года Гюнтер Рексродт, который тогда был министром экономики ФРГ, лично впервые принял участие в уборке урожая технического /непищевого/ картофеля с измененной генетической структурой на экспериментальном участке Института молекулярной физиологии растений имени Макса Планка в Гольме. Тогда специалисты института проводили эксперименты с целью выведения сорта малокалорийного картофеля повышенной урожайности, устойчивого к засухе и гербицидам.
Второй разрешенный к реализации через торговую сеть стран ЕС генетически модифицированный продукт – соя и ее производные. В их числе соевое масло, белок, протеин. Третий – рапсовое масло из генизмененного рапса. Кроме того, при производстве, некоторых недорогих сортов сыра используют не традиционную сычужную сыворотку из желудка телят, а генмодифицированные микроорганизмы. К продаже такие сыры в Европе допускаются только со спецмаркировкой, если генмодифицированный компонент превышает 0,9 проц. состава продукта. По данным немецких источников, в России этот порог выше – 5 проц.
Использование микроорганизмов и биотехнологических методов в пищевой промышленности – не новость, считает профессор Фридрих Шеффл из Тюбингского университета. Хлеб, сыры, йогурты и фруктовые соки производятся при помощи бактерий и грибков. За счет изменения клеточной структуры этих микроорганизмов генные технологии способны ускорить процесс производства продуктов.
Официально все генетически модифицированные продукты в ФРГ должны иметь соответствующую маркировку на упаковке с 18 апреля 2004 года, когда впервые были утверждены соответствующие нормы. Однако корр. ИТАР-ТАСС еще ни разу ни в одном магазине не встречал продукты питания с такой маркировкой. По этому поводу местные СМИ высказывают две противоположные точки зрения. Одни утверждают, что генные продукты в торговую сеть не поступали вовсе, другие высказывают предположение, что генмодифицированные продукты продаются "инкогнито" без соответствующей маркировки.
Между тем природоохранные организации и защитники прав потребителей утверждают, что употребление в пищу трансгенных продуктов таит в себе опасности для здоровья, так как обратное пока убедительно не доказано. Они высказывают опасения, что в результате естественного скрещивания видоизмененные гены могут проникать в ткани дикорастущих растений и через них в организм травоядных животных, что чревато появлением неизвестных болезней и ядов. Они требуют либо вовсе отказаться от научных разработок в данной сфере, либо провести углубленные исследования степени риска для здоровья людей, в первую очередь аллергиков.
Сторонники прогресса в сфере генной инженерии с оптимизмом смотрят в биотехнологическое будущее. Они полагают, что продукты, приготовленные из растений с измененной генетикой, позволят существенно разнообразить рацион граждан. По мнению директора Центра молекулярной биологии при Немецком ведомстве научных исследований продуктов питания Клауса Дитера Яни, "продаваемые в европейских супермаркетах генмодифицированные продукты вредны или полезны для здоровья человека в той же мере, что и обычная еда". При этом он все же признался, что "пища, приготовленная на основе достижений генетиков, может вызывать большую аллергию и невосприимчивость к антибиотикам". Это объясняется тем, что по условиям эксперимента вместе с инородным геном в организм вносится антибиотик. В итоге возникает опасность привыкания человеческого организма к некоторым видам антибиотиков, которые перестанут действовать, если человеку случится заболеть.
В процессе создания генмодифицированных растительных и животных организмов генетики, по их оценкам, ускоряют эволюцию. Они внедряют в геном чужеродные гены, в результате чего организму придаются новые качества. В частности, генмодифицированные растения могут дольше сохранять свежесть, обладают устойчивостью к гербицидам и засухе. К примеру, введенный в помидор ген холодноводных рыб позволяет растению переносить низкие температуры. В результате повышается урожайность, и потребителю обещают снижение цены. Но для человека "рыботомат" в салате означает столкновение с инородными нуклеиновыми кислотами, жирами, белками, которых ранее в природе никогда не было, говорит Клаус Дитер Яни. До сих пор реакция организма на такое вторжение тщательно не изучалась.
Согласно действующему в ФРГ закону о генных технологиях, германские фермеры, возделывающие генетически модифицированные растения, обязаны возмещать убытки, понесенные в результате генетических экспериментов их соседями – приверженцами традиционной агротехники. В законе говорится, что если пыльца с растений с измененной генетической структурой будет случайно занесена ветром на сельхозкультуры, выращиваемые по традиционной технологии, сторонникам "модернизма в сельском хозяйстве" придется возместить ущерб, возникший в результате "генетического загрязнения наследственного материала растений". Закон призван защитить фермера- традиционалиста, который в случае "генетического загрязнения своего участка" лишается возможности реализовать свой пользующийся большой популярностью в стране экологически чистый урожай по высоким ценам.
В законе также перечисляются правила, игнорирование которых может стать причиной закрытия хозяйств, занимающихся выращиванием генетически модифицированных сельхозкультур. Утвержденные нормы регламентируют, в частности, что угодья с генетически модифицированными сельхозкультурами должны располагаться не ближе 150 метров от "нормальных" хозяйств. "Спецугодья" также должны быть обозначены опознавательными знаками.
Между тем Мюнхенский институт экологии сообщил, ссылаясь на свои исследования, что пыльца генетически модифицированной кукурузы вызывает гибель 60 проц. личинок бабочек. Ее воздействие на человека и домашний скот при этом не исследовалось. Ученым до сих пор неизвестно, как быстро и при каких условиях гены, дающие растениям стойкость по отношению к гербицидам и антибиотикам, могут проникать в другие растения, например в результате естественного скрещивания. Ведь гены, подвергшиеся манипуляции, могут перемещаться внутри экосистемы, проникать в дикорастущие растения, которые идут в пищу животным. В итоге могут появиться неизвестные яды и болезни, перед которыми человек может оказаться беспомощен.
Сторонники выращивания генных растений, в свою очередь, возмущены, в частности, тем, что новый закон требует создания открытого для общественности единого регистра, где были бы указаны все поля, на которых возделываются трансгенные растения. Приверженцы генной инженерии обоснованно опасаются, что их противники опустошат их угодья, что уже не раз случалось в новейшей германской истории. В частности, в Саксонии- Анхальт неизвестные не раз полностью уничтожали посевы генетически модифицированной пшеницы. От рук противников генных технологий не раз страдали и плантации трансгенной кукурузы.
Нежелание немецких граждан употреблять в пищу генмодифицированные продукты побудило многопрофильный концерн "БАСФ" перевести свои лаборатории, где ведутся исследования в области генной инженерии, в США и Великобританию. По мнению руководства "БАСФ", в ЕС нет условий для развития генетики. Компания не намерена ждать еще 10 лет, пока жители Европы избавятся от скептицизма в отношении генетически модифицированных культур. В Великобритании БАСФ, в частности, работает над выведением генетически модифицированного картофеля, устойчивого к заболеванию картофельной гнилью. Совсем недавно руководство концерна обратилось к властям этой страны за разрешением на проведение полевых испытаний. Специалисты компании открыли в Центральной Америке дикорастущий картофель, который обладает повышенной резистентностью к грибковым заболеваниям, вызывающим картофельную гниль. Им удалось установить, какой ген отвечает за противогрибковый эффект. Этот ген был использован для изменения генной структуры пищевого картофеля, который теперь БАСФ намерен выращивать на полях в Кембридже, поскольку в Германии проводить такого рода эксперименты нельзя. Картофельная гниль – серьезная проблема. В настоящее время, несмотря на применение химических противогрибковых средств, 10 проц. мирового урожая картошки поражено грибковыми заболеваниями. В одной только Великобритании на борьбу с ней ежегодно расходуется 20 млн евро. В мировом масштабе картофельная гниль ежегодно обходится экономике в 3 млрд евро.
Совсем недавно немецкие генетики пришли на помощь производителям биологического горючего для автомобилей. Генетически модифицированные дрожжи, произведенные на базе достижений синтетической биологии, ускоряют процесс производства биоэтанола из рапса и другого растительного сырья, утверждают эксперты института молекулярной биологии при университете Франкфурта-на-Майне. По словам франкфуртского профессора Экхарда Болеса, благодаря новым дрожжам скорость процесса переработки биомассы в этанол выросла в 2,5 раза, на четверть увеличилось количество вырабатываемого конечного продукта. "Генмодифицированные дрожжи были выращены у нас в лаборатории, – рассказал Экхард Болес. – Из фрагментов ДНК нам удалось выстроить искусственные гены, в структуру которых мы закодировали потребность работать без устали, с удвоенной нагрузкой и отдачей. Эти гены были интегрированы в клетки обычных дрожжей, которые в результате превратились в отъявленных трудоголиков".
Между тем в странах ЕС разгорелась дискуссия о пригодности для употребления в пищу мяса и молока, полученных от домашних животных-клонов. Группа ученых из 11 стран Евросоюза, в том числе из ФРГ, выступила с критикой Европейского агентства по продовольственной безопасности, которое признало мясо и молоко клонированных животных "условно годным" для употребления в пищу. К слову, одновременно с европейцами аналогичное заключение вынесла специальная комиссия администрации президента США по продовольствию и медикаментам.
В ряде стран Европы и в США фермеры содержат сейчас более 20 тыс. животных-клонов. При этом отмечается их низкая жизнеспособность, которая находит отражение в преждевременном старении и повышенной чувствительности к различным инфекционным заболеваниям. Около 30 проц. обычных животных гибнут после операции по внедрению в их организм эмбрионов-клонов. Официального разрешения на использование мяса клонированных животных для приготовления продуктов питания пока нет ни в одной стране мира. Многие фермеры пока просто не видят в этом смысла, так как стоимость клонирования одного животного достигает 15 тыс. евро. Реально в отдаленной перспективе речь может идти об использовании мяса выживших потомков клонированных животных. Ряд экспертов полагают, что козы, овцы, коровы с измененной генной структурой могут служить прекрасными поставщиками сырья для фармацевтической промышленности.
В ФРГ в среде ученых распространен так называемый "Моральный кодекс генетиков". В числе его авторов 27 экспертов из 14 стран, в том числе из ФРГ. Они работали над документом под патронажем Международного общества по изучению стволовых клеток в Нортбруке /штат Иллинойс/. Правда, этот свод норм касается только работ с человеческими эмбриональными стволовыми клетками. Он в частности, запрещает клонирование человеческих эмбрионов и строго регулирует создание гибридов животного и человека, фигурирующих в мифологии под названием "химер". Кодекс запрещает любые эксперименты со стволовыми клетками, если они вызваны не потребностями науки, а любопытством ученых. По словам профессора Мюнстерского университета Ханса Шелера, одного из авторов кодекса, научным журналам не следует публиковать статьи, авторы которых не подписали кодекс. Остается ждать, что подобный кодекс появится и в среде генетиков, работают в пищевой отрасли.
Игорь Деев, корр. ИТАР-ТАСС в Берлине
Источник: "Компас"
|