В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

США: демократы хотят перемен

"Перемены, в которые можно поверить" – это главный предвыборный лозунг 47-летнего сенатора из Чикаго /штат Иллинойс/ Барака Обамы, утвержденного на съезде кандидатом в президенты США. Он стал первым в истории афроамериканцем, возглавившим предвыборный список одной из ведущих политических партий страны.

Успех Обамы поистине феноменален. Восхождение на вершину политического Олимпа в США заняло у него всего 4 года. Впервые Америка заговорила о нем после того, как на предыдущем предвыборном съезде в июле 2004 года он выступил с яркой речью в поддержку лидера демократов Джона Керри. А уже в ходе нынешней гонки он буквально по всем статьям, и политическим, и финансовым, разгромил общепризнанного фаворита отборочного внутрипартийного цикла – бывшую "первую леди" США Хиллари Клинтон. И теперь уже Керри старательно вплетал на съезде свой голос в общий хор, певший дифирамбы новому лидеру и присягавший ему на верность.

Главной пружиной сюжетной интриги в Денвере (постольку, поскольку такая интрига вообще существовала в политическом шоу, заранее расписанном по ролям и минутам) была напряженность в закулисном диалоге между штабами Обамы и Клинтон. Предметом спора были вопросы о том, как воздать должное тем 18 миллионам демократов, которые голосовали за бывшую "первую леди" в ходе первичных выборов – "праймериз", а также о достойных ролях на съезде для нее самой и для ее мужа, бывшего президента США Билла Клинтона. Итогом, который вся Америка могла наблюдать на телеэкранах, стал компромисс "в пользу победителя".

Поставив партийное единство выше личных и семейных амбиций, Хиллари и Билл Клинтоны выступили с речами – как обычно, блестящими – в поддержку Обамы и сенатора Джозефа Байдена, которому тот предложил стать своим напарником, кандидатом в вице-президенты. Можно себе представить, как трудно это далось семейной паре, которая последние 8 лет фактически возглавляла демократическую оппозицию, а до этого столько же управляла из Белого дома всей страной.

Для Хиллари горечь поражения в "праймериз" усугублялась еще и тем, что Обама так и не пригласил ее баллотироваться с ним "вторым номером", чего она почти открыто добивалась. С другой стороны, "наступив на горло собственной песне" в Денвере, она, по мнению американских аналитиков, сохранила все шансы на продолжение политической карьеры. Пока ее ждет возобновление работы в Сенате США, а если Обама с Байденом проиграют, то в 2012 году она почти наверняка предпримет еще одну попытку стать первой в истории страны женщиной-президентом.

Что касается Билла Клинтона, он, по убеждению специалистов, отстаивает свое политическое наследие. Именно поэтому он, насколько известно, добивался возможности выступить на съезде с речью о состоянии американской экономики, расцвет которой он считает главным достижением своего президентства. В итоге, однако, ему отвели время в том разделе программы съезда, который был посвящен вопросам внешней политики и безопасности.

Многие считают, что "коронация" Обамы в Денвере по сути означает не только смену поколений в руководстве "партии осла", но и ее возврат к традиционной опоре на либеральное левое крыло, т.е. пересмотр того центристского курса, который Клинтон проводил в собственных предвыборных гонках и в годы пребывания у власти. В нынешнем отборочном цикле у демократов центристские позиции отстаивала в основном Хиллари.

Главный документ, призванный отражать взгляды партийного руководства, – это предвыборная платформа. На съезде в Денвере она была проштампована без обсуждения и даже голосования – "ввиду всеобщего одобрения". Ее минимальный реальный вес подтверждался и тем, что текст, одобренный профильным комитетом в качестве "доклада съезду" еще в начале августа, никто не озаботился хотя бы распечатать. Корр. ИТАР-ТАСС долго и безуспешно пытались добыть его у организаторов форума, но в конце концов вынуждены были работать с электронной копией, полученной от одного из специалистов через Интернет. Знакомство с документом показало, что демократы в случае прихода к власти намерены сотрудничать с Россией для укрепления глобальной безопасности, добиваться от нее уважения к соседям и международному праву.

Первое упоминание о нашей стране содержится в подразделе платформы, посвященном "отказу от ядерных позиций времен холодной войны". Авторы обещают "добиваться глубокого и поддающегося проверке сокращения" ядерных арсеналов США и России, "работать с Россией", чтобы вывести "как можно больше вооружений" из состояния готовности к немедленному запуску и "продлить ключевые положения договора о СНВ", "не разрабатывать новых ядерных вооружений" и содействовать ратификации договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. В целом, по их словам, "Америка будет стремиться к миру без ядерного оружия и делать конкретные шаги в этом направлении".

Россия отнесена в документе к числу "выдвигающихся вперед держав" наряду с Китаем, Индией, Бразилией, Нигерией и ЮАР. С ними предполагается формировать "эффективное взаимодействие по безотлагательным глобальным вопросам". По мнению авторов, "в интересах США", чтобы эти и другие страны "придавали большее значение" укреплению мира и уважения прав человека, в том числе посредством "более конструктивного участия в ключевых глобальных институтах".

В общем контексте "укрепления трансатлантических отношений" стратеги демократов пишут о "содействии демократии и подотчетности /властей/ в России". "Мы будем настаивать на том, чтобы Россия соблюдала нормы международного права и уважала суверенитет и территориальную целостность своих соседей", – подчеркивают они, тут же выражая готовность "продолжать поддерживать тесные отношения США с такими странами, стремящимися укреплять свои связи с НАТО и Западом, как Грузия и Украина".

Наконец, в том разделе программы, где речь идет о борьбе с глобальным изменением климата, Россия вместе с США, Китаем, Индией и ЕС упомянута среди тех, кто "допускает наибольшее загрязнение" окружающей среды и, соответственно, должен сокращать вредные выбросы в атмосферу.

В целом российская тема в денверских дискуссиях, естественно, присутствовала, хотя ее обсуждение и было весьма поверхностным. События в Грузии вскользь упоминались многими ораторами, включая Хиллари Клинтон. Преподносились они как свидетельство того, что Россия вновь начинает все более уверенно заявлять о себе в международных делах. Это в свою очередь рассматривалось, как вызов, с которым Америке придется иметь дело в обозримой перспективе. Подливало масла в огонь и присутствие в Денвере нескольких высокопоставленных эмиссаров из Тбилиси.

Какой тон в отношениях с Россией может взять администрация Обамы, если ей суждено появиться на свет, сейчас на самом деле не может сказать никто. Не случайно прогнозы на эту тему, с которыми выступали внешнеполитические советники кандидата в президенты – Грегори Крейг и Уэнди Шерман – заметно различались по тону, если и не по сути. Оба они, выступая перед иностранными журналистами в кулуарах съезда, говорили о важности двустороннего сотрудничества и партнерства Америки и России, но предупреждали и о возможности серьезных разногласий. При этом Крейг, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, больше говорил о взаимодействии, а Шерман, комментируя развитие событий в Грузии по просьбе германского агентства ДПА, пыталась запугать Москву возможными грядущими неприятностями.

Крейг, который в администрации Билла Клинтона работал в аппарате Белого дома и госдепартаменте США, в нынешней гонке изначально поддерживал Обаму. Теперь он считается представителем если не ближайшего, то во всяком случае достаточно близкого окружения молодого сенатора. Специалист напомнил, что отношения между США и Россией "важны не только для них самих, но и для всего мира". В качестве примера областей, где у США и России имеются "общие цели", он привел обеспечение ядерной безопасности, нераспространение опасных вооружений и технологий, а также успешную борьбу с международным терроризмом.

Вместе с тем Крейг подчеркнул, что Обама решительно выступает за суверенитет и территориальную целостность Грузии. Соответственно, по его словам, признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии "привело бы к изменению" американо-российских отношений при новой демократической администрации.

Для Шерман это по сути стало лейтмотивом всего ответа ДПА. Упомянув вскользь о нескольких важных направлениях двустороннего сотрудничества с РФ, она тут же полностью переключилась "на негатив". По ее словам, в свете действий России в Грузии Обама считает, что прием России в ВТО и заключение с ней соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии /так называемого "соглашения 123"/ "сняты с повестки дня", что перспектива ее участия в ОЭСР – под вопросом, наконец – что сенатор "пока не поддерживает" удаление России из "большой восьмерки", но при этом "не исключает периодических встреч в формате "семерки". В целом, если верить Шерман, Обама исходит из того, что отношения с Россией сейчас должны подлежать "повседневной переоценке" в свете конкретных действий Москвы.

В заявлениях по поводу событий в Грузии, официально распространявшихся ранее штабом Обамы, подобных безапелляционных утверждений не было. Советница, которая до перехода под знамена чикагца находилась в стане Хиллари Клинтон, – заведомо не самый близкий к нему человек. С другой стороны, именно поэтому она должна особенно остерегаться говорить от его имени что-либо небесспорное.

Сам Обама в своей "коронационной" речи в Денвере коснулся грузинской темы кратко, но недвусмысленно. Он отметил, что США "не могут по- настоящему защищать" эту страну, когда в их "старейших союзах" присутствует "напряженность". Какие именно традиционные союзники Вашингтона имелись в виду, лидер американских демократов не пояснял. Спустя еще пару минут кандидат в президенты упомянул о готовности "обуздать российскую агрессию" с помощью "жесткой прямой дипломатии" – такой же, как в отношении Ирана.

Кандидат в вице-президенты Байден обвинил накануне действующую администрацию Дж. Буша в том, что она проводила "политику пренебрежения" многими серьезнейшими вызовами современности, включая "вызов, который бросила Россия свободной и демократической стране – Грузии". Он пообещал в случае прихода демократов к власти положить конец "этому пренебрежению", "заставить Россию ответить за свои действия" и "помочь народу Грузии восстановить страну".

По словам Байдена, "на протяжении последних семи лет эта администрация не сумела разглядеть крупнейшие силы, формирующие лицо нынешнего столетия, – выдвижение в качестве великих держав России, Китая и Индии, распространение смертоносного оружия, нехватку надежных источников энергии, продовольствия и воды, проблему изменения климата и возрождение фундаментализма в Афганистане и Пакистане, которые являются настоящим центральным фронтом борьбы с терроризмом".

Байден считает, что Америка "сегодня находится в меньшей безопасности и более изолирована, чем когда-либо прежде в недавней истории". "Внешняя политика Буша – Маккейна ввергла нас в очень глубокую яму, и у нас осталось очень мало друзей, которые бы могли помочь нам выбраться из нее", – заявил он, имея в виду действующего президента США и сенатора- республиканца Джона Маккейна, надеющегося сменить Буша в Белом доме. Упоминание их "через запятую" – излюбленный прием демократов, старательно внушающих стране, что в политическом отношении Маккейн – тот же Буш, если не хуже.

Кандидатам в вице-президенты в предвыборных кампаниях в США традиционно отводится роль "собак бойцовой породы", натравливаемых на соперника. В устах Байдена, возглавляющего сенатский комитет по иностранным делам (а в прошлом он был еще и председателем юридического комитета) критика "за провалы на международной арене" звучит вполне весомо и убедительно. Видимо, прежде всего поэтому он и оказался востребованным лагерем Обамы, который в последние недели упустил инициативу в полемике с республиканцами по вопросам внешней политики и национальной безопасности. Используя события в Грузии для резких нападок на Россию, Маккейн набрал дополнительные очки и практически догнал Обаму в опросах общественного мнения. Сейчас разрыв между ними сократился примерно до 3 проц., что укладывается в рамки статистической погрешности.

С другой стороны, у 65-летнего Байдена как кандидата в вице-президенты имеются и очевидные недостатки. В тандеме с моложавым Обамой он смотрится старшим, а не младшим партнером, и его из-за этого уже сравнивают с Ричардом Чейни в связке с Бушем. Это впечатление усугубляется и тем, что Байден уже дважды безуспешно добивался выдвижения кандидатом в президенты, и на старте нынешней гонки публично утверждал, что Обама "пока не готов" к тому, чтобы занять высший государственный пост. Более того, он тогда допустил в адрес молодого коллеги пренебрежительный личный отзыв с явственным расистским душком. Вспыхнул небольшой скандал, Байдену пришлось извиняться. Обама тогда сказал, что не имеет к нему претензий, но этот эпизод, естественно, будут вспоминать. Вообще Байдена считают человеком, не слишком сдержанным на язык и не раз попадавшим из-за этого в неудобные ситуации.

В его биографической справке, подготовленной для иностранных журналистов, госдепартамент США напоминает, что Байден был главной опорой администрации президента Джимми Картера в Сенате, когда туда был представлен на ратификацию подписанный в 1979 году в Вене советско- американский договор ОСВ-2 /кстати, так и не получивший поддержки американских законодателей/. Он традиционно играл в сенате одну из ведущих ролей при обсуждении вопросов контроля над вооружениями, советско- американских отношений.

Правда, американские эксперты по-разному оценивают личный вклад Байдена в разработку и реализацию политики Вашингтона в отношении Москвы. Так, например, либеральный еженедельник "Нейшн" считает глубоко ошибочной позицию Байдена в вопросе расширения НАТО, которое постоянно отравляет отношения между Россией и США. "Он ревностный сторонник экспансии НАТО, поддерживаемой обеими партиями политики, чьи катастрофические последствия мы все имели возможность наблюдать в ходе продолжающегося конфликта между Россией и Грузией, – пишет "Нейшн". – Это линия, которая нанесла американо- российским отношениям больше ущерба, чем любая другая политика, затрагивающая отношения между двумя странами".

Журнал напоминает, что когда Байден посетил Тбилиси в августе во время российско-грузинского конфликта, он "предположительно заявил президенту Михаилу Саакашвили о своей поддержке скорейшего принятия его страны в НАТО". "О чем это говорит касательно внешнеполитических суждений Байдена, если он готов немедленно вознаградить авантюристическое безрассудное поведение Саакашвили?" – задается риторическим вопросом "Нейшн".

Подведением итогов денверского съезда и его кульминацией стала заключительная программная речь Обамы. Для максимального расширения аудитории, достигшей в результате почти 90 тыс. человек, ее даже перенесли из "Пепси-центра" на денверский футбольный стадион. По телевидению это действо смотрели во всем мире.

"С глубокой благодарностью и огромным смирением" приняв номинацию на пост президента, Обама постарался в своем выступлении ответить всем тем избирателям в США, у кого пока нет ясного представления о его конкретных планах. Кстати, социологи утверждают, что при подобном отсутствии ясности многих американцев все сильнее раздражали и непрестанный поток льстивых новостей об Обаме, и его собственная высокопарная риторика.

Надо полагать, самому кандидату об этом тоже известно. В Денвере он зашел с традиционного в таких случаях козыря, пообещав существенно снизить целый ряд налогов (по его словам, это будет касаться "95 проц. всех работающих семей"). Он также сказал, что в случае прихода к власти примет меры, которые позволят Америке в течение 10 лет избавиться от зависимости от ближневосточной нефти.

Вопросам безопасности и внешней политики была посвящена вторая половина речи. Обама, по его словам, в частности, намерен "ответственно окончить" войну в Ираке и "довести до завершения" схватку с радикальным движением "Талибан" и террористической группировкой "аль-Каида" в Афганистане.

Лидер демократов сказал, что "в качестве главнокомандующего никогда не станет колебаться при защите страны". "Но я пошлю наши войска туда, где им будет грозить опасность, только с ясной задачей", – продолжал он, добавив, что войска будут иметь также необходимое снаряжение для решения этой задачи и гарантии заслуженных льгот по возвращении на родину.

Обама выступал в день 45-летия знаменитой речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта" и напомнил об этом. Замахнувшись в своей речи на "обновление американского завета", он показал, что в плане риторики может сравниться даже с великими предшественниками.

Сверхзадачей денверского съезда было сплочение партийных рядов перед выборами. Если судить по компромиссу с Клинтонами, цель эта выглядит практически достигнутой. Однако видимость может оказаться обманчивой. Судя по опросам избирателей, до 30 проц. демократов, поддерживавших Хиллари Клинтон, до самого последнего времени не были готовы перейти под знамена Обамы. Пресса обратила внимание на то, что ключевые доноры Клинтонов также не спешат пока "открывать финансирование" новому лидеру. Многие из них уехали из Денвера, не дожидаясь его выступления и завершения съезда. Все без исключения специалисты, дававшие в кулуарах форума прогнозы относительно ноябрьского финала, предсказывали исключительно сложную и упорную борьбу.

Обама призывал всех, кто жаждет перемен и верит в их осуществимость, голосовать за демократов. Что американцы устали от действующей власти и хотят смены курса, по-видимому, бесспорно. Но вот кому они в итоге поверят – большой вопрос.

Андрей Шитов, Владимир Кикило, корр. ИТАР-ТАСС, Вашингтон, Нью-Йорк
Источник: "Компас"


 Тематики 
  1. США   (971)