Состоявшийся 21 августа 2008 г. визит сирийского президента Башшара Асада в Москву, где им была высказана, в частности, открытая поддержка российских действий в отношении Грузии, не стал предметом немедленной оценки комментаторов ведущего арабоязычного издания современного мира – газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат». Тому, видимо, были весомые причины, которые, естественно, вряд ли станут известны в сколько-либо обозримом будущем, хотя, разумеется, эти причины, в конечном итоге, определялись позицией консервативных арабских режимов и, в первую очередь, Саудовской Аравии. Тем не менее, 24 и 25 августа 2008 г. первые из этих комментариев появились и были опубликованы на страницах этого базирующегося в Лондоне издания. Речь идет, соответственно, о публикации ведущего обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахмана Ар-Рашида «Сирия, Россия и слухи о союзе», а также о публикации главного редактора этой газеты Тарика Аль-Хамида «Сирия: цепь ошибочных расчетов». Оба комментария, как и точки зрения их авторов, заслуживают серьезного внимания.
Итак, с точки зрения последовательности появления, первый комментарий, автором которого является А.Р. Ар-Рашид.
Этот автор писал: «Как следует относиться к визиту сирийского президента в Москву, сопровождавшемуся бурной полемикой в нашем регионе, разговорами о том, что этот визит был вызван военным кризисом в Грузии, заявлениями, связанными с тем, что Москва наконец-то политически и оружием поддержит Сирию против Соединенных Штатов и Израиля? Ведь Дамаск, как говорили в регионе, решая свои проблемы, во второй раз, после визита (Б. Асада – Г.К.) во Францию прокладывает путь к заключению новых союзов». Все это прекрасно, считает А.Р. Ар-Рашид! Но, с другой стороны, «Сирия ищет решения (собственных проблем – Г.К.) на другом конце света, в то время, как ключи к этому решению находятся в ее же собственном кармане».
«К счастью, – как считает автор этого комментария, – Дамаск сам поспешил опровергнуть сообщения о том, что ракеты «Искандер» будут развернуты Москвой, как об этом говорили, на сирийской территории, заявив, что этот вопрос даже не обсуждался с русскими». Это объяснимо и логично, поскольку «любое лишнее слово по этому поводу, любая попытка распространения слухов в этой связи откроет Израилю путь к нанесению удара по Сирии. А сирийское руководство хочет лишь, чтобы его пропаганда повысила моральный уровень внутри его страны и в регионе, а не начала войны с Израилем, где оно не будет располагать каким-либо боевым превосходством». В равной мере, полагает А.Р. Ар-Рашид, это относится и к вопросу о «пребывании боевых российских кораблей в гавани Тартуса или даже о превращении этого порта на основе военного соглашения с русскими в российскую военную базу».
В чем был, иными словами, смысл этого визита? Россия, как отмечал автор этого комментария, «не будет сражаться с Америкой за Сирию». Если «это и происходило во времена Советского Союза, то время путинского правления все изменило, – Россия не Советский Союз, она более не идеологизирована, а
пытается строить свою политику на основе своих прагматических интересов, как это показала война с Грузией». Если визит Б. Асада в Москву вновь подтвердил, что «Россия … не будет поддерживать Сирию против кого-либо в масштабе региона, что она сохраняет свою нейтральную позицию в отношении Израиля, хотя он и снабжал грузин оружием». Если «основные арабские государства не поддержали Америку, не выступили с заявлениями в поддержку Грузии, если они также и не осудили российское наступление, как и русский “захват” Осетии, то тогда почему Россия вместе с Сирией выступает против этих государств?». Естественный вопрос. России достаточно лишь поддержки ее шага в отношении Грузии, ее нынешнего политического курса для того, чтобы российский президент, встречаясь 21 августа 2008 г. с Б. Асадом, мог сказать, что российско-сирийские «отношения традиционно являются ключевым фактором в диалоге по наиболее сложным, наиболее актуальным международным вопросам», поставив, тем самым, Сирию в круг российских союзников и фактически исключив из него иные арабские страны? Как же мало нужно России!
Но А.Р. Ар-Рашида интересует и другой аспект визита Б. Асада в Москву, – что «смогла обрести сама Сирия с точки зрения решения ее основных проблем»? Эти проблемы включают «вопрос о Международном суде (в связи с убийством Рафика Аль-Харири – Г.К.), поддержка Ирана, противостояние все усиливающейся американской блокаде». Конечно, ничего! Это подтверждает и заключительная фраза комментария: «Сирия обязана взаимодействовать и находить взаимопонимание с основными региональными игроками (ведущими государствами арабского мира, в первую очередь – Г.К.). Лишь так она выиграет!».
И второй комментарий, принадлежащий перу главного редактора «Аш-Шарк Аль-Аусат» Т. Аль-Хамида «Сирия: цепь ошибочных расчетов». Он более резок и более целенаправлен.
По мнению Т. Аль-Хамида, «у Дамаска странная способность делать ошибочные шаги, – сирийцы ввязались в российско-грузинский конфликт, оказавшись в центре международной бури, а их поддержка российской позиции (в этом конфликте – Г.К.), как и последовавшие за ней слухи о размещении ракетных комплексов – все это вовсе не политическая гениальность, а цепь ошибочных сирийских расчетов». Далее Т. Аль-Хамид продолжал: «Зачем Дамаску поддерживать русские военные действия на грузинской территории, если сама Сирия стремится убедить весь мир в справедливости своей позиции и требует поддержать ее против израильской оккупации Голанских высот? Сирийские заявления в связи с кризисом вокруг Грузии плохо коррелируются с мирными переговорами Дамаска с Израилем под турецким патронажем, а также стремлением Дамаска подключить к этим переговорам Вашингтон. А, кроме того, сирийцы все еще пребывают в ситуации медового месяца с их французским женихом, который и выступил с инициативой прекращения войны в Грузии». Итог – «Дамаск оказался ввязанным в кризис, расположенный вне его географической зоны».
Тем не менее, столь ли уж «ошибочны» шаги Сирии или им есть сколько-либо логичное объяснение?
Т. Аль-Хамид считает, что «Сирия испытывает серьезные затруднения и волнения, она ищет стратегического союзника, поскольку после того, как сирийцы начали переговоры с Израилем, узы между Дамаском и Тегераном ослабли, … но и израильтянам сирийцы не могут верить». Поиски этого «стратегического союзника», по мнению главного редактора «Аш-Шарк Аль-Аусат», начались давно, – «Дамаск, как мы это видели, пытался укрыться под турецким зонтиком, … объясняя это занятостью Эр-Рияда и Каира, хотя на самом деле напряженность в отношениях с Саудовской Аравией и Египтом оставила Дамаск без арабского тыла». В свою очередь, «Париж не очень уж старался смягчить бойкот сирийцев со стороны Запада, никоим образом не содействуя установлению контактов между ними и Америкой».
Что будет дальше? Ответ Т. Аль-Хамида очень прост: «Поддержка Сирией России в конфликте с Грузией означает для нее столкновение с французами, тем более что европейские государства не приняли и не примут русской оккупации Грузии, хотя грузинский президент и совершил глупость, спровоцировав русского медведя». С другой стороны, «сирийская устремленность к поиску союзника, а, скорее, укрытия, привела Дамаск к тому, что он втянул себя в бессмысленную ситуацию, – он не только оттолкнул от себя Запад, но и Россия не замедлила заявить о том, что Израиль – ее друг, с которым она и не думает враждовать из-за Сирии». И, наконец, окончательный вывод автора комментария: «Ошибочные сирийские расчеты дали повод тем, кто сомневался в искренности сирийских начинаний недавнего прошлого, и, в частности, тех, кто предупреждал Париж об отсутствии серьезных намерений у Дамаска». Сирия же в итоге осталась без желанного «стратегического союзника». Заключительная фраза комментария Т. Аль-Хамида звучит более чем красноречиво: «Спросим же себя, кто сегодня друзья Сирии?». Этот вопрос относится не только и не столько к наличию этих друзей за пределами арабского мира, сколько к арабскому геополитическому пространству.
Печальный аккорд, который и завершает рассуждения автора! Но этот аккорд в полной мере соответствует заключительному выводу коллеги Т. Аль-Хамида А.Р. Ар-Рашида.
Г.Г. Косач
Источник: "Институт Ближнего Востока "