ВАРШАВА, 27 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Карцев/. В польской газете "Трибуна" опубликована статья политолога Европейского центра геополитического анализа Марчина Домагала о политике Евросоюза в отношении России и Соединенных Штатов Америки.
"Европейский союз бессмысленно дал себя втянуть в круговорот конфликта с Россией, в который в результате втянулись все государства-члены ЕС. Выигрывают от этого США, политическим авангардом которых стала Польша", – пишет газета.
Такая политика, по мнению политолога, является одной из "главных целей американской доктрины, руководствующейся принципом "разделяй и правь", которая стремится, стремилась и будет стремиться постоянно маргинализировать роль Евросоюза на пространстве Евразии".
День, когда был подписан польско-американский договор о размещении в Польше объектов ПРО США, "стал первым днем очередной холодной войны, которая углубила европейский разлом не только по вопросу общих целей политики ЕС, но и в области сотрудничества ЕС-Россия, пишет Марчин Домагал. Этот конфликт, полагает он, может привести "к падению значения Европейского союза в мировом экономическом соревновании".
ЕС и Россия являются очень важными друг для друга экономическими партерами, напоминает политолог. "Россия обеспечивает Евросоюзу 30 проц его потребностей в нефти и 44 проц – газа. ЕС является важнейшим торговым партнером России".
Однако, "Евросоюз вместо того, чтобы пытаться реализовать интересы объединенной Европы, предпочитает слушать запутавшуюся в американской упряжи Варшаву. Слепо верящие Америке польские элиты уже давно страдают от болезни, заключающейся в стремлении к региональному лидерству на территории Центральной Европы. Нынешний президент Лех Качиньский уже годы мучается от зоологической параноидальной русофобии и захвачен концепцией Юзефа Пилсудского о создании санитарного кордона, отделяющего Польшу от России при помощи восточных польских соседей", считает политолог.
При этом "Польша бросает перчатку империи, у которой минимум одна тысяча современных самолетов, свыше одного миллиона солдат, объединенных в недавно проверенной на поле боя армии, располагающей внушительным ядерным арсеналом, армии, которая при случае показала свою силу вышколенным и вооруженным Америкой грузинским воякам", напоминает Марчин Домагал.
"Может ли государство, мучающееся с 48-ю, якобы, современными американскими истребителями F-16 /буква латинская/ и имеющее едва 150 тыс солдат, оснащенных устаревшим вооружением, иметь тут какой-то шанс?" – задает вопрос автор статьи.
В контексте нынешней ситуации Евросоюз обязан отказаться от прежней политики в отношении России, поскольку целью России "не является создание империи по образцу СССР, но введение принципов равноправного экономического развития и выработка принципов совместного управления союзом государств в условиях, близких к западноевропейским", указывает автор.
По его мнению, объекты ПРО США не направлены против Ирана, "как это пробует доказать американская пропаганда, но гарантировать будущие американские интервенции по всему земному шару, а также потенциально и против России, защищающей свою целостность".
Соединенные Штаты, ценой интересов ЕС и России, пытаются "удержать свои слабеющие доминирующие позиции", делает вывод политолог. И если Евросоюз не откажется от бездумного следования в фарватере американской политики, "нам грозит экономически-военный ледниковый период".
Источник: "Пульс планеты"
* * *
"The Times", Великобритания
Анатоль Ливен – профессор лондонского Кингс-колледжа и бывший корреспондент Times в Советском Союзе
Было бы неплохо, если бы Дэвид Милибэнд, планирующий выступить через несколько дней в Киеве с речью о политике в отношении России, поразмышлял над мудрым советом своего великого предшественника. Лорд Солсбери, министр иностранных дел и премьер-министр Британской империи, распоряжался огромной глобальной силой, но это не означало, что он любил играть мускулами.
Когда кто-то предлагал вести политику, которая, по его мнению, наносила большой ущерб интересам других великих держав, Солсбери смотрел своим коллегам в глаза и задавал простой вопрос: 'Вы действительно готовы драться? Если нет, то не принимайтесь за эту политику'.
События последних двух недель в Грузии четко продемонстрировали одну вещь: Россия будет драться, если почувствует, что ее жизненно важные интересы в бывшем Советском Союзе находятся под угрозой, а Запад драться не будет, да и не сможет – из-за конфликтов в Ираке и Афганистане.
Столь же пусты и другие западные угрозы. Россия сама отказалась от сотрудничества с НАТО. Если угроза изгнания из 'большой восьмерки' станет реальной, то Россия покинет и эту организацию – тем более, что клуб, не включающий в себя Китай и Индию, становится все более бессмысленным. Чуть сильнее угроза заблокировать России вступление во Всемирную торговую организацию – но Россия добилась настолько впечатляющих результатов в экономике без членства в ней, что эта цель потеряла немалую часть своей привлекательности.
Москва напомнила НАТО о важности доброй воли России для обеспечения снабжения сил США и НАТО в Афганистане через Центральную Азию. Иначе альянс может оказаться полностью зависимым от маршрутов, проходящих через Пакистан. Оттуда, где я сейчас сижу, это кажется не очень хорошим шагом, а сижу я сейчас в гостиничном номере в пакистанском городе Пешавар.
Оказав полную поддержку Ирану, Россия получит возможность сорвать любой компромисс между Тегераном и Западом и подтолкнуть США к нападению, которое нанесет катастрофический ущерб интересам Запада и будет крайне полезно для интересов России.
Однако, если Милибэнд этого захочет, то его речь может стать великолепной возможностью поставить британскую политику в отношении России на прочные рельсы реализма: укреплять единство и решительность Запада по таким вопросам, как снижение нашей энергетической зависимости от России, но избегать пустых обещаний и отложить на полку безнадежные цели – такие, как восстановление суверенитета Грузии над Южной Осетией и Абхазией и принуждение России к изменению конституции с целью выдачи Андрея Лугового, обвиняемого в убийстве бывшего агента КГБ Александра Литвиненко.
В свою в очередь, и России придется оставить или отложить в долгий ящик свои безнадежные цели – такие, как восстановление суверенитета Сербии над Косово и принуждение Британии к изменению ее законов с целью выдачи Бориса Березовского и чеченского лидера Ахмеда Закаева.
В первую очередь, Милибэнд должен хорошо подумать прежде, чем заявлять от имени Британии о поддержке стремления Грузии и Украины в НАТО. Он должен внимательно рассмотреть распространенное на Западе мнение о том, что России 'поставила ловушку Грузии' в Южной Осетии. Это была не российская ловушка. В последние годы Москва однозначно, публично и неоднократно заявляла, что, если Грузия нападет на Южную Осетию, то Россия будет драться.
Очевидно, что ловушку поставил президент Саакашаили Западу, и это было сделано потому, что он считал, что Запад придет ему на помощь, если он решит отвоевать потерянные грузинские территории. Все вышло не так, как надеялся Саакашвили, потому что мы не пошли воевать за Грузию. С другой стороны, каждый раз, говоря о членстве в НАТО 'в будущем', западные правительства подразумевают, что оно будет нами предоставлено в случае необходимости. Как можно давать такое обещание человеку, который пытался втянуть нас в войну, даже не спросив нашего мнения?
Что касается Украины, то Милибэнд должен внимательно изучить достоверные данные многочисленных опросов общественного мнения, показывающие, что примерно три четверти рядовых украинских избирателей выступают против членства в НАТО. Это так не только потому, что они хотят хороших отношений с Россией, но также из-за страха быть втянутыми в катастрофические войны США в мусульманском мире.
Даже в контексте более широкого вопроса о союзе с Западом, а не с Россией, большинство украинцев, выступающих за западную линию, невелико – примерно 53 процента к 47, если судить по последним президентским выборам на Украине. Кошмарные примеры Боснии и Герцеговины и других стран должны бы научить нас тому, что простого численного большинства недостаточно, когда на кону стоят экзистенциальные национальные вопросы.
Иными словами, самой большой угрозой стабильности и единству Украины является не российская амбициозность, а движение НАТО на восток. Реалистичная политика Британии в отношении Украины должна означать настоящую готовность помогать ей развиваться в экономическом, социальном и политическом плане для того, чтобы она постепенно сближалась с Западом и однажды могла вступить в Европейский Союз. Она ни при каких обстоятельствах не должна означать втягивания Украины в катастрофический кризис ради выполнения обязательств перед альянсом, который в любом случае не может и не станет ее защищать.
Наблюдая за этим конфликтом из Пакистана, можно увидеть ряд интересных аспектов. Первый – это полное безумие политики Запада, который раздувает кризис в отношениях с Россией, несмотря на то, что в мусульманском мире перед ним стоят такие сложные проблемы.
Поразительно и то, что пакистанские СМИ очень уравновешенно освещали кризис, несмотря на свою традиционную враждебность по отношению к Москве.
Неужели это потому, что они неожиданно влюбились в Россию? Вовсе нет. Причина в том, что, когда речь идет о международном беззаконии, запугивании и агрессии, они уже не видят больших отличий между Россией и Америкой. Поэтому морализаторство западных лидеров уже выглядит неубедительно как в Пешаваре, так и где угодно, за исключением разве что самого Запада.
Источник: "ИноСМИ"