|
Беспорядки в индийском штате Джамму и Кашмир
ДЕМОНСТРАЦИЯ В СРИНАГАРЕ
НЬЮ-ДЕЛИ, 18 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито/. Море черных и зеленых флагов затопило 16 августа улицы Сринагара, столицы индийского штата Джамму и Кашмир. Десятки тысяч мусульман, вышли на марш протеста против убийства лидера сепаратистов, Шейха Абдул Азиза, который погиб 11 августа во время разгона стотысячной демонстрации, направлявшейся к пакистанской границе.
Стартовав ранним утром в Сринагаре, колонна протестующих практически беспрепятственно преодолела 15 км. пешего пути и достигла родного города Абдул Азиза, Пампура. Индийским силам правопорядка с трудом удавалось противостоять надвигающемуся хаосу и при этом соблюдать дистанцию, чтобы не вызвать очередное смертельное столкновение. Число погибших в результате применения полицией огнестрельного оружия при разгоне акций протеста уже достигло 34 человек. Еще трое сепаратистов были убиты накануне, в День Независимости, который отмечался как национальный праздник по всей стране – и был встречен в Кашмире кострами из триколоров и символических изображений индийских солдат. Таким был ответ на призыв премьер-министра Манмохана Сингха положить конец протестам и насилию, прозвучавший в его праздничном обращении к нации.
Подобного накала напряженности в стратегически важном пограничном штате не было с конца 80-х годов, когда он был охвачен активной подрывной деятельностью исламских сепаратистов. Повод для обострения возник в начале июня, когда правительство штата приняло решение выделить 40 га земли в заповедном кедровом лесу для создания индуистского центра храма Амарнатх. Когда оно было отменено из-за резкого недовольства мусульман, массовую кампанию развернули последователи индуизма. Штат оказался четко расколотым по религиозно-общинном признаку на две зоны – север, преимущественно населенный мусульманами, и юг, где среди местных жителей преобладают индуисты.
СМИ О СИТУАЦИИ В ШТАТЕ ДЖАММУ И КАШМИР
ЛОНДОН, 18 августа. /ИТАР-ТАСС/. Споры из-за земли в Кашмире могут резко усилить сепаратистские настроения среди мусульман и вылиться в массовые выступления протеста, бросающие серьезный вызов индийскому правлению и сохранению стабильности в Южной Азии, чего на протяжении долгих лет не удавалось добиться актами насилия боевикам, передает корреспондент агентства Рейтер в Нью-Дели.
Спор из-за земли для строительства индуистского храма и убийство полицией 21 мусульманина, которые участвовали в акциях протеста, гальванизировали сепаратистов после нескольких лет относительного спокойствия в Кашмире, пробудившего определенную надежду на достижение Индией политического решения путем переговоров.
"Весь этот кризис в Кашмире сыграл на руку сепаратистам", – констатировал Ашок Мехта, отставной командующий индийской армией, эксперт по вопросам безопасности.
"Это большая неудача на пути к достижению политического решения для Кашмира. Мы вернулись туда, где мы были много лет назад".
Ненадежный прогресс в отношениях между Индией и Пакистаном в их конфликте из-за этого региона, на полное владение которым претендуют обе страны, но управляют лишь его частями, похоже, также был отброшен назад самыми многолюдными за последние два десятилетия демонстрациями, прошедшими в Кашмире.
Некоторые эксперты опасаются, что Кашмиру снова, в который раз, будет отведена роль "дипломатического футбольного мяча" в игре между этими двумя ядерными соперниками в обстановке, когда власти в Нью-Дели не вполне понимают, как им воспринимать новое гражданское правительство в Исламабаде, оказавшееся, как склонны считать в Дели, в опасном вакууме.
Акты насилия, предпринимаемые боевиками, терзают Кашмир с 1989 года, когда там вспыхнуло восстание против индийского правления. Погибли около 43.000 человек, однако на протяжении нескольких последних лет был достигнут определенный прогресс.
Выборы в этом штате, состоявшиеся в 2002 году, были расценены как, в основном, справедливые, несмотря на их бойкот сепаратистами и на акты насилия. Нападения, предпринимаемые мятежниками, пошли на убыль в последние несколько лет. Президент Пакистана Первез Мушарраф выступил в 2006 году с рядом мирных предложений, которые стали предметом серьезного обсуждения в Индии.
"Когда оглядываешься назад, это представляется одной из упущенных возможностей", – заметил Сиддхарт Варадараджан, редактор дипломатического отдела газеты "Хинду".
Опыт показывает, что индийское правительство просто не может допустить, чтобы Кашмир поплыл по течению. Здесь накопилось определенное подспудно тлеющее недовольство, заниматься которым у правительства не было особого желания.
Индийское правительство, все помыслы которого занимают выборы 2009 года, быть может, именно так и поступит – будет плыть по течению и надеяться на то, что эти протесты сами собой утихнут. Проблема Кашмира не слишком заботит большую часть избирателей в остальной части Индии.
Некоторые аналитики предсказывают сценарий судного дня, когда растущие протесты приведут к распаду штата Джамму и Кашмир, к расколу между Джамму с его индусским большинством и преимущественно мусульманской Кашмирской долиной.
Другие предсказывают, что массовые протесты вынудят правительство пойти на умиротворение сепаратистов путем проведения каких-то переговоров по вопросам, в том числе таким, как предварительная демилитаризация и смягчение мер пограничного контроля.
По мнению экспертов, возникновение впечатления, будто Индия подавляет демонстрации протеста, также может привести к вспышке напряженности в отношениях между Пакистаном и Индией.
"Самая тревожная проблема в том, что Кашмир, судя по всему, снова становится районом, вызывающим напряженность в отношениях с Пакистаном", – считает Варадараджан.
Он указал на словесную перепалку, произошедшую на прошлой неделе между Пакистаном и Индией, когда из Нью-Дели прозвучала критика в адрес Исламабада за вмешательство во внутренние дела Индии после призыва к вмешательству со стороны ООН.
В условиях, когда, как считают, Пакистан находится в состоянии неопределенности, поскольку президент Первез Мушарраф оказался перед тяжелым выбором между уходом в отставку и угрозой импичмента со стороны нового правительства, основные усилия по мирному урегулированию сейчас, видимо, будут сосредоточены на самом Кашмире, а не отношениях с неспокойными южноазиатскими соседями.
"Протесты изменили весь параметр конфликта", – говорит Саджад Лоне, лидер основного сепаратистского альянса Всепартийная конференция свободы "Хурриат", отвергающего насилие со стороны боевиков.
"На процесс установления мира в течение долгих лет смотрели глазами Пакистана и Индии. Кашмир был ограничен тем, что играл роль некоего затейливого приложения. Сейчас Кашмир начинает сам играть все более существенную роль".
В центре этого нового внимания, вероятно, попадут прежде всего выборы в штате, которые должны состояться в этом году. Правительство штата фактически не выполняет руководящих функций, и первым шагом на пути к достижению мирного решения должно стать проведение свободных и справедливых выборов.
Сепаратисты хотят бойкотировать эти выборы. Традиционные партии, признающие правление Нью-Дели и участвующие в выборах, остаются в тени сепаратистов.
Еще больше ухудшает положение властей в Нью-Дели тот факт, что расколотые некогда сепаратисты продемонстрировали определенное единство. Действительно, одним из тех, кто, по-видимому, оказался в политическом выигрыше, стал сторонник жесткой линии Саед Али Шах Гилани, на которого долгие годы смотрели как на маргинала.
"Эти выборы могли бы коренным образом изменить ситуацию в Кашмире", – сказал Мехта.
"Претензия Индии на легитимность в Кашмире базируется на проведении свободных и справедливых выборов. Явка избирателей в последних выборах превысила 40 процентов. Что произойдет, если бойкот, устроенный сепаратистами, приведет к 7-8 процентному участию?"
Как говорят некоторые наблюдатели, это было бы равнозначно появлению новой политической ситуации в Кашмире.
"То, чему мы стали свидетелями в Кашмире, это начало ненасильственных и массовых протестов. На сцену вышло новое поколение", – сказал Лоне.
ОБСТАНОВКА В ШТАТЕ ДЖАММУ И КАШМИР
НЬЮ-ДЕЛИ, 19 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито/. Тысячи мусульман, устроивших одновременно митинги и демонстрации перед полицейскими участками по всему региону, были задержаны в понедельник полицией. Этих действий со стороны властей демонстранты и ожидали – их трехдневная акция называется "Все по тюрьмам!".
Все задержанные доставлены в грузовиках и автобусах в школы и стадионы, где будут находиться до выяснения личности. Не обошлось и без насилия – в городе Удампур особо упорствующую толпу полицейские вынуждены были разгонять бамбуковыми палками и даже применить гранаты со слезоточивым газом.
Лидеры сепаратистов также планировали выступить двумя большими колоннами из Сринагара и Джамму к миссии ООН в Сонаваре, чтобы передать меморандум о выходе Кашмирской долины из-под юрисдикции Индии и привлечь внимание мировой общественности к ситуации в регионе. Однако к утру понедельника в Кашмир были подтянуты правительственные войска. В Сринагаре войска приступили к патрулированию улиц, одновременно полностью заблокировав дороги, ведущие к офису ООН.
Премьер-министр Манмохан Сингх вновь обратился к сепаратистам, призвав их к мирному решению вопросов. "Все политические партии страны, все люди доброй воли должны объединить свои усилия в направлении урегулирования ситуации в Джамму и Кашмире", – подчеркнул он.
По материалам "Пульс планеты"
|