В ночь с 7 на 8 августа грузинские вооруженные формирования предприняли операцию по штурму Цхинвала. В Тбилиси цинично назвали это «наведением конституционного порядка». Несколькими часами ранее Саакашвили объявил, что отдал приказ о прекращении огня по осетинским позициям, но это – лишь пропагандистское прикрытие крупномасштабного конфликта. Выбрано и время для его развязывания: мир следит за открытием Олимпиады, Владимир Путин прибыл в Пекин и находится вне пределов страны, Дмитрий Медведев – в краткосрочном отпуске.
Действия вооруженных сил Грузии отличаются крайней агрессивностью и жестокостью. Сообщается о практически полном разрушении центра юго-осетинской столицы, обстреливаемого из установок «Град», гаубиц, крупнокалиберных минометов, автоматического оружия. Ежеминутно в городе разрывается несколько десятков снарядов. В зону конфликта переброшены десятки единиц боевой техники, тысячи солдат. По словам помощника командующего Смешанных сил по поддержанию мира В. Иванова, позиции российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта обстрелу не подвергались: "Прямых обстрелов миротворческих наблюдательных постов с грузинской стороны не было. Миротворцы продолжают выполнять задачу по наблюдению за развитием ситуации в зоне конфликта". В то же время, по сообщениям осетинской стороны и попавших под огонь российских журналистов, штаб миротворцев обстрелян.
Речь идет о десятках, если не сотнях погибших: при этом миротворцы, судя по внешним признакам, только наблюдают за происходящим. Агрессору это на руку: грузинская сторона заявила, что российские миротворцы не вмешиваются в вооруженный конфликт. Армия Республики Южная Осетия открыла ответный огонь, но военные потенциалы сторон несопоставимы. Уже захвачено несколько осетинских сел, может быть перерезана объездная Зарская дорога, связывающая республику с Россией. С утра стало известно, по некоторым данным, о захвате грузинскими войсками более двух третей юго-осетинской территории. Продолжаются обстрелы из тяжелых орудий и танков, авиационные налеты. Начался массовый исход беженцев. Парламент Южной Осетии призвал Россию вмешаться в ситуацию и помочь гражданам Южной Осетии противостоять грузинской армии.
На этом фоне особенно циничным предстает заявление Мэтью Брайза, который возложил ответственность за происходящее... на Южную Осетию, изощренно подыгрывая грузинской стороне и хулиганским образом интерпретируя слова и дела Москвы. Ранее Кондолиза Райс в Тбилиси заявила об однозначной поддержке Америкой своих грузинских союзников, что снимает все вопросы относительно позиции Вашингтона в этом конфликте. США требуют от Москвы оказать давление на руководство Южной Осетии, чтобы прекратить огонь в зоне конфликта, заявил в ходе брифинга в Вашингтоне представитель Госдепартамента США Г.Гальегос (тогда как грузинской стороне предлагается всего лишь «проявлять сдержанность»).
Символично, что Тбилиси предпринял этот акт неприкрытой агрессии в годовщину падения Сербской Краины в Хорватии. С падения Сербской Краины начался следующий этап балканской трагедии – косовская война, натовские бомбардировки Сербии, национальное унижение и территориальное расчленение этого государства. Уже много раз говорено, что «балканский опыт» применяется Западом и на Кавказе, причем роль Сербии отведена России. Сербские политики в Белграде, который тогда, 13 лет назад, еще не бомбили, уверяли, что от агрессии Запада можно спастись, откупившись сдачей своих сограждан в Хорватии и Боснии. Теперь они делают вид, будто понятия не имели, что вслед за хорватскими и боснийскими сербами наступит черед самой Сербии.
Способны ли в Москве извлекать хоть какие-то уроки из недавнего прошлого? В 1995 году ооновские «миротворцы» расступились перед уничтожавшими сербов частями хорватской армии, а сегодня российские и осетинские миротворцы бессильно наблюдают, как грузинская артиллерия методично уничтожает мирный город. На Кавказе последствия такого бессилия будут катастрофичны – там никто не прислушается к голосу слабого государства, не способного потушить пожар на своих границах и защитить собственных граждан.
События могут начать нарастать, как снежный ком, и возможна ситуация, при которой федеральные власти не смогут контролировать уже не только действия неформальных лидеров и послушных им толп, но даже глав северокавказских республик, которые, в случае дальнейшего обострения обстановки, начнут действовать самостоятельно, стремясь хоть как-то взять ситуацию под контроль. Глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров уже сообщил, что сотни добровольцев направляются в Южную Осетию: «Мы не можем их остановить». Возможен экстренный визит Мамсурова в Цхинвал. Примеру жителей Северной Осетии готовы последовать представители других северокавказских республик, а также Абхазии. Пограничники в Северной Осетии по состоянию на 4 часа утра 8 августа перехода российских войск через границу не зафиксировали.
Грузинская агрессия – это колоссальный удар по российским позициям на Кавказе. Если она будет «подкреплена» еще парой-тройкой терактов (первый звонок на пляже в Сочи уже прозвенел), вопрос встанет не только о проведении Олимпиады-2014. Вся система государственного управления РФ после двух-трех ударов, нанесенных в точно выбранные места, может затрещать по швам, создавая прямую угрозу существованию Российского государства.
К сожалению, многочисленные, многолетние предупреждения о долгосрочных негативных последствиях вялости российской дипломатии в вопросе о непризнанных республиках не были услышаны. Годами игнорировалось очевидное: грузинские власти, усиленно вооружаемые Западом, не станут играть «в солдатики» – рано или поздно они доведут задуманное до конца. Расхлебывать кашу, как и в 1992-м, и в 1993 годах, снова придется России – с той лишь разницей, что сегодня грузинская армия это нечто более серьезное, чем банды Китовани и Иоселиани.
Пока Москва противопоставляла агрессивным поползновениям Тбилиси лишь неразборчивые призывы в духе «ребята, давайте жить дружно» (что в сложившейся ситуации работало на замыслы Тбилиси!) и приглашения заключить соглашение о неприменении военной силы. Однако пустыми оказались надежды на то, что «все само собой рассосется», что непризнанием Абхазии и Южной Осетии Москва отодвинет решение предрешенного вопроса о членстве Грузии в НАТО. В Тбилиси над этими «надеждами» откровенно издевались, сознавая свои задачи и поддержку силой союзников. К сожалению, такой же силы искренние друзья и союзники России, остающиеся на Кавказе, за собой не имели. Утром в российском МИДе заявили, что "еще не поздно предотвратить массовое кровопролитие и новые жертвы, в том числе среди мирного населения". По словам представителя внешнеполитического ведомства Бориса Малахова, после сегодняшних событий в Южной Осетии стало понятно, почему Тбилиси под различными предлогами на протяжении длительного периода упорно уклонялся от заключения юридически обязывающих соглашений с Южной Осетией и Абхазией о неприменении силы. Почему-то это стало понятно только после начала агрессии...
В пресс-службе Кремля сообщили: "Под руководством президента России в настоящее время обсуждается комплекс экстренных мер по возвращению ситуации в Южной Осетии в мирное русло, по защите находящегося там мирного населения с учетом имеющегося у нас миротворческого мандата, защите российских граждан и национальных интересов России".
Сегодня ситуацию могут спасти только экстренные меры, включая немедленный разрыв Москвой дипломатических отношений с Грузией и нанесение, в случае продолжения агрессии, ударов по скоплениям грузинской живой силы и бронетехники на территории Южной Осетии (включая Лиахвский коридор – главный стратегический ресурс Грузии на югоосетинской территории).
Только быстрые и решительные контрдействия не дадут разрастись агрессии, не допустят открытия «второго фронта» в Абхазии, что окончательно взорвет Кавказ. Заявлений типа «мы не останемся в стороне», «у нас есть адекватный ответ» уже недостаточно. Информационным обеспечением решительных действий должно стать заявление о начале контртеррористической операции, направленной на пресечение акта государственного терроризма и защиту жизни мирных граждан.
Вслед за восстановлением статус-кво – теперь уже силовым путем – необходимо немедленное заключение Россией оборонного союза с Южной Осетией и Абхазией и принятие в ходе экстренного внеочередного заседания Государственной Думы законодательных актов, закрепляющих статус Южной Осетии и Абхазии в качестве ассоциированных субъектов в составе Российской Федерации.
Андрей АРЕШЕВ
Источник: "Фонд Стратегической Культуры "