|
Франция реформирует государственные институты
Депутаты двух палат французского парламента в третьей декаде июля на один день покинули Париж, чтобы на совместном заседании – конгрессе в Версале – реформировать государственные институты Пятой республики. Основы этой государственной модели были заложены в конце 50-х годов прошлого века генералом де Голлем.
Проект "реформы институтов" был одним из предвыборных обещаний Николя Саркози. Став президентом, он заранее согласился править страной менее продолжительный срок, чем большинство предшественников.
Начало изменениям в прерогативах президента положил еще Жак Ширак. В 1995 году он был избран на семь лет – в соответствии с действовавшими в то время нормами. Но в его президентство была принята поправка, сократившая рамки президентского мандата до пяти лет, но не ограничившая при этом возможность переизбрания. После 12 летней вахты в Елисейском дворце Ширак решил служить Франции в другом качестве, хотя конституция и не лишала его возможности быть избранным на третий срок.
Новая поправка гласит, что "никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд". Саркози находит такое уточнение логичным. "Десять лет во главе страны вполне достаточно, – считает он. – Я занимаюсь текущими делами, и мои сегодняшние заботы весьма далеки от мыслей о переизбрании". Предложенная Саркози поправка к конституции расстроила его сторонников и радует оппонентов – закон отныне не разрешает гражданам Франции избираться на высший пост более двух раз подряд. Это значит, что политический горизонт нынешнего главы государства ограничен 2017 годом.
Внушительный законодательный пакет предложений относительно конституционной реформы стал итогом работы опытного 79-летнего политика, бывшего премьер-министра, Эдуара Балладюра, который вскоре после победы Саркози на выборах в мае 2007 года был поставлен во главе "Комитета по подготовке предложений о модернизации и восстановлении равновесия между институтами власти". Комитету Балладюра было решено придать "надпартийный характер", и в течение трех месяцев он методично опрашивал экспертов и политиков, представляющих самые разные тенденции в общественной жизни.
В собственных рекомендациях членам возглавляемой Балладюром структуры Саркози сделал определенные шаги навстречу оппозиции, призвав наделить парламент правом участвовать в назначениях на ответственные государственные посты. Президент также рекомендовал разработать "статус оппозиции" и "признать" ее роль в рамках пересмотра процедур Национального собрания. Кроме того, он предложил поручить Счетной палате контроль за бюджетом Елисейского дворца.
Реформы, подчеркнул при этом глава французского государства, не исключают сильной центральной власти. По его убеждению, "в интересах сохранения единства необходимо, чтобы над всеми партиями, всеми интересами, всеми тенденциями было государство, имеющее для этого достаточно авторитета". Приверженность такому государству, по Саркози, не должна зависеть от политических воззрений: "Можно быть сколько угодно либералом, придавать большое значение индивидуальной инициативе, конкуренции, ставить свободу превыше всего, но нельзя представить Францию без сильного государства".
На основе поступивших с разных сторон предложений в итоговом проекте Комитет Балладюра сформулировал 77 поправок к законодательству, из которых 41 непосредственно касалась действия конституции, включая запрет на избрание президента республики более чем на два срока подряд и право вето парламента на важнейшие назначения, произведенные главой государства.
Отныне исполнительная власть должна также в течение трех дней информировать законодательную о развертывании французских контингентов за границей. Их пребывание в зоне конфликтов более четырех месяцев может быть продлено только с разрешения парламента.
В конституции решено впервые сделать запись о франкоязычном мире. В соответствии с предложенной формулой, Франция "поддерживает развитие солидарности и сотрудничества между народами, общим для которых является французский язык". В свою очередь региональные языки в самой Пятой республике признаны частью национального наследия.
"Четвертой власти" – прессе – подтверждены гарантии независимости, плюрализма и свободы. Проводить референдумы во Франции предлагается в том случае, если такую инициативу поддержат не менее 10 процентов избирателей и пятая часть парламентариев. Французам, проживающим за рубежом, гарантируется право избирать как сенаторов, так и депутатов.
Решено укрепить и положение министров. Тем из них, кто переместился в правительство с парламентской скамьи, в случае отставки автоматически возвращается депутатский мандат.
Для утверждения реформы требовалось, чтобы ее поддержали не менее 3/5 членов Национального собрания и сенаторов. За реформу на заседании конгресса в Версале было подано 539 голосов, против --357. В голосовании участвовали 896 депутатов Национального собрания и членов сената.
Чашу весов в пользу поправок склонил Жак Ланг – депутат-социалист, бывший министр культуры, входивший в комитет Балладюра в личном качестве. Поддержав /в отличие от партии, членом которой он является/ реформу, он обеспечил ее сторонникам недостающий голос для квалифицированного большинства.
Свой шаг законодатель от оппозиционной партии объяснил тем, что "впервые в истории республики будет обеспечено равновесие между исполнительной властью, законодателями, системой правосудия и средствами массовой информации". В правящем большинстве назвали поступок социалиста "смелым и заслуживающим уважения выбором". Как показали опросы, 53 процента французов считают, что непокорный депутат поступил правильно, проголосовав за реформу, отвечающую его убеждениям. В социалистической партии придерживаются иного мнения. "Жаку Лангу нет больше места в нашей семье", – заявил официальный представитель ФСП Жюльен Дрей.
Сторонники реформы разочарованы такой реакцией соцпартии и ожидают от социалистов поворота к сотрудничеству. "Теперь это закон для всех", – заявил Эдуар Балладюр. Он призвал все парламентские группы присоединиться к претворению нововведений в жизнь. Необходимо отредактировать законы, принять декреты, модифицировать регламент парламента. Все это потребует многих месяцев. "Такая работа – важная глава, – считает Балладюр. – Она заслуживает сотрудничества всех – и большинства, и оппозиции".
Между тем после публикации в правительственном вестнике "Журналь офисьель" часть поправок уже обрела силу. Другие начнут действовать с 1 марта 2009 года. По мнению представителей правящего большинства, в политике наступает "эра совместной демократической ответственности". Социалисты напротив заявили о своем праве на "несогласие с нынешней политикой".
После драматического дня в Версале депутаты отправились на парламентские каникулы. По мнению самих законодателей, они вполне заслужили отдых. С октября 2007 года члены Национального собрания работали на заседаниях палаты 109 дней, сенаторы – 117. Парламент рассмотрел в итоге 55 законопроектов.
"Версальское голосование принесло несомненную психологическую победу Саркози", – считает видный обозреватель Поль-Анри дю Лимбер, который видит в его итогах "сигнал поддержки президенту в проводимых реформах". Сам инициатор реформ следил за голосованием в Версале из... Дублина. Символическим совпадением стал тот факт, что поводом для внеплановой поездки Саркози в Ирландию послужило отклонение на состоявшемся в этой стране референдуме другого инициированного им конституционного проекта – европейского. Лиссабонский договор, как известно, задуман в качестве своего рода суррогата, призванного заменить конституцию ЕС. Будучи председателем Евросоюза Франция пытается найти решение "ирландской проблемы".
Но даже будь он в Париже, президент республики не смог бы лично обратиться к депутатам. Действующая конституция не позволяла первому лицу страны посещать парламент. Саркози просил предоставить ему такую возможность раз в год, чтобы "объяснять принимаемые меры и представлять отчет о результатах". Теперь отношения главы исполнительной власти с депутатским корпусом будут модернизированы, правда – не столь радикально.
Одна из поправок наделила главу государства правом обращаться к парламентариям во время конгрессов – специальных выездных заседаний в Версале. В отношении обычных заседаний, в Париже, запрет на президентские визиты к законодателям, введенный еще в XIX веке, останется в силе.
Процесс реформ однако продолжается. На очереди – французская дипломатия. Свою "Белую книгу" для главы государства представила комиссия по внешнеполитической реформе во главе с другим бывшим премьер-министром – Аленом Жюппе. Меморандум подготовлен в преддверии совещания всех 158 послов Франции, которое пройдет в конце августа. В отличие от парламентской аудитории ничто в устоях республики не препятствует Саркози лично выступить перед дипломатами.
Дмитрий Горохов, корр. ИТАР-ТАСС в Париже
Источник:"Компас"
|