|
Шведская служба военной радиоразведки будет контролировать российский интернет-трафик
Одна из ведущих газет Швеции "Свенска дагбладет" подтвердила 10 июля то, о чем на протяжении последнего времени говорилось на сайтах многих интернет-изданий: недавно принятый шведским парламентом закон о службе военной радиоразведки /ФРА/, позволяющий ей перлюстрировать весь интернет- трафик, пересекающий границы Швеции, направлен, в первую очередь, на расширение возможностей шпионажа против России.
Когда "Закон о ФРА" /как его называют в Швеции/ был представлен в парламент страны на обсуждение и последующее голосование, главная мотивировка его разработчиков состояла в том, что такой закон необходим для повышения эффективности борьбы с террористическими угрозами и предотвращения терактов на территории королевства. Те, кто усматривал в этом законе, прежде всего, угрозу шведской демократии, пожимали плечами на слова о возможных терактах – Швеция еще ни разу не подвергалась атакам террористов, и вероятность их в этой северной стране достаточно мала. Они просили главу правительства Фредрика Райнфельдта и министра обороны Стена Толгфорса, объяснить поподробней, для борьбы с каким конкретно противником предназначается новый закон. Министры отказывались вдаваться в подробности, ссылаясь на секретный характер органов, деятельность которых Закон о ФРА призван регламентировать.
И вот в номере "Свенска дагбладет" от 10 июля было объявлено, что главный смысл нового закона состоит в предоставлении шведским разведслужбам новых возможностей для сбора информации о своем восточном соседе. "Благодаря нашему географическому положению 80 проц. контактов России со многими частями земного шара идут по шведским кабелям. В этом – главное. Потребность правительства, армии и других ведомств в сведениях о России является основной причиной появления этого закона", – говорит автору статьи "Россия – цель закона о ФРА" один из его источников, осведомленных в вопросах разведки и международных операций.
По понятным причинам ни правительство Перссона, при котором началась разработка закона, ни правительство Райнфельдта, при котором закон принят, не желали обнародовать его непосредственную увязку с Россией: какая страна сама захочет признаваться, что подслушивает соседей.
С другой стороны, утверждает газета, причина повышенной секретности вокруг закона о кроется еще и в том, что ФРА хотела как можно дольше скрывать "российское направление", с тем чтобы по возможности задержать ответные меры российской стороны по реорганизации ее интернет-трафика, прокладке новых кабелей или повышении уровня кодирования сообщений.
Впрочем, в Швеции также утверждается, что разведывательные данные являются своеобразной валютой для получения необходимой Стокгольму информации от спецслужб других стран, Речь фактически идет о своего рода бартере, натуральном обмене. "В основном речь идет о защите жизни шведов. Сегодня мы много знаем о районах, находящихся в непосредственной близости от наших границ, и о России, в то время как другие страны знают больше о своем окружении. Нам необходимо поддерживать нашу информированность на высоком уровне, чтобы у нас было что предложить для обмена, как это происходило, например, когда этой весной мы отправляли наши военные подразделения в Чад. Тогда мы обменивались информацией с теми, кто располагал данными об этом районе и много знал о Чаде", – пояснил журналисту "Свенска дагбладет" один из его источников.
В связи с появлением такого рода сообщений директора восьми ведущих телекоммуникационных компаний Швеции выразили серьезную озабоченность последствиями нового закона для Швеции как одного из мировых лидеров в области телекоммуникаций. Ссылаясь на прозвучавшие в соседних Норвегии, Дании и Финляндии отрицательные реакции, а также на предпринимаемые Финляндией и Данией конкретные шаги по прокладке интернет-путей в обход Швеции, авторы предрекают ослабление позиций королевства и снижение его привлекательности как открытой страны с благоприятным инвестиционным климатом. Уход с ее телекоммуникационного рынка иностранных фирм и отказ новых компаний от прихода на него может иметь конкретное денежное выражение как в виде прямых потерь, так и в виде упущенных возможностей.
"Мало кто ставит под сомнение необходимость действенной разведки, но отрицательные последствия от закона о ФРА слишком велики. Почему Швеция должна выделяться самым далеко идущим законодательством об электронной разведке в Европе или даже в мире?" – задают вопрос директора телекоммуникационных компаний. Свое обращение они заканчивают словами: "Мы ожидаем, что правительство со всей серьезностью отнесется к нашей озабоченности. Нельзя не задаться вопросом: а стоит ли закон о ФРА такой цены?"
Тот факт, что военная радиоразведка Швеции /ФРА/ осуществляет обмен секретной информацией с другими странами, подтвердил в интервью газете "Дагенс Нюхетер" 10 июля генеральный директор этой службы Ингвар Окессон. Он, правда, не сообщил при этом, с какими именно странами сотрудничает вверенная ему организация, так как подобного рода информация "не обрадует их". Глава ФРА лишь может констатировать, что речь здесь идет о "демократических странах".
"Во многих случаях такая информация может быть интересной для других стран. И мы, в свою очередь, в обмен можем получать от них сведения, которые необходимы шведскому руководству и которые нам не удалось получить самим", – говорит Окессон.
Заявление было сделано Окессоном в связи с продолжающимися в Швеции дискуссиями по поводу "Закона о ФРА", одобренного шведским Риксдагом 18 июня и дающего этой службе право просматривать весь интернет-трафик и прослушивать телефонные переговоры, идущие заграницу. По мнению политиков, главной целью закона должна была стать борьба с терроризмом. Но специалисты считают, что основной мотив принятия нововведения – сбор разведывательных данных о и в соседней России.
Швеция идеально подходит для этой цели, так как Балтийское море окружает разветвленная сеть интернет-соединений между Россией с Западной Европой, которая идет далее через Атлантический океан. Около 80 проц. трафика из РФ через Швецию обеспечивает международный оператор связи "Телиа Сонера".
Ирина Дергачева, корр. ИТАР-ТАСС в Стокгольме
Источник:"Компас"
|