Маленький сильный злотый
Почти незаметно, медленно, но верно крепчает польский злотый. За последние годы он стал одной из самых «твердых» валют Европы. То, что радует польских туристов и приятно щекочет национальную гордость поляков, приносит все больше проблем польским фирмам: ориентированные на экспорт предприятия страдают от выросших курсов обмена злотого на доллар или евро.
Вполне реальный, официально подтвержденный факт: польская валюта стала одной из сильнейших в мире. На сегодняшний день злотый бьет один рекорд за другим – и не только по отношению к и без того «похудевшему» доллару США, но даже и в сравнении с двумя наиболее стабильными валютами планеты – британским фунтом стерлингов и швейцарским франком. И, конечно же, злотый укрепил свое положение по отношению к евро. Если к концу минувшего года за евро давали примерно четыре злотых, то сейчас – чуть меньше трех: абсолютный минимум с момента появления европейской валюты. Это при том, что сам евро также серьезно укрепился за последние пару лет.
Специалисты полагают, что причина этого явления довольно проста: только в первом квартале 2008 года польский экономический рост составил 6,1% — это рекорд для стран Евросоюза и куда больший рост экономики, чем у иных стран-новичков ЕС: Венгрии, Чехии, Словакии… По прогнозам экономистов, в скором времени следует ожидать спада, но и он будет не столь ощутимым, как в других странах. Заметную роль в этом сыграли европейские дотации, подпитывающие в последние годы польскую промышленность, а особенно — польский аграрно-промышленный комплекс, однако не следует забывать, что рекордсменом по размерам европейских дотаций среди стран Восточной Европы является вовсе не Польша, а соседняя Чехия.
Окрепшая национальная валюта, довольно высокий средний процент прибыли и принятые в последние месяцы правительством Дональда Туска новые инвестиционные законы привели к тому, что в Польшу широким потоком хлынули иностранные инвестиции. При нынешних темпах развития поляки в скором времени смогут ощутимо сократить свою «дотационную зависимость» от ЕС.
Страна стала привлекательной для инвесторов. Из года в год сюда «текут» миллиарды: поток прямых инвестиций не иссякает еще с того времени, когда Польша только собиралась вступать в Евросоюз, польские гастарбайтеры из стран Запада ежегодно переводят миллиарды долларов и евро на родину. В этом отношении Польша – первая, но не единственная: за последние годы серьезно укрепились также чешская и венгерская валюты. Специалисты сходятся во мнении, что это укрепление – явно не очередной «мыльный пузырь»: восточные валюты вполне в состоянии сыграть для Европы роль «безопасной гавани» в нынешние неспокойные времена. Они укрепляются не в результате спекуляций на валютном рынке, а благодаря реальному росту экономики восточноевропейских стран. Экономисты полагают, что если бы укреплялся один лишь злотый, можно было бы говорить о феномене и относиться к нему с недоверием, однако укрепление целого ряда восточноевропейских валют – это уже явление.
Что же касается самих поляков, далеких от биржевых сводок и макроэкономических соображений – что несет для них укрепление злотого? Польские туроператоры сообщают о рекордном росте количества зарубежных туристических поездок жителей страны. Так же, как когда-то немцы гордились своей сильной и независимой маркой, сегодня укрепившимся злотым гордятся поляки. Рост злотого действует на них, словно нежданное повышение зарплаты. Польские газеты цитируют владельцев ресторанов и гостиниц из средиземноморских стран: раньше платежеспособных гостей из Польши там было днем с огнем не сыскать, теперь же многие отели и рестораны специально нанимают служащих, знающих польский язык, – ради удобства многочисленных туристов.
Впрочем, не все так хорошо и радужно. Польские фирмы и предприятия, ориентированные на экспорт, страдают от укрепления национальной валюты: ведь расходы их оплачиваются злотыми, в то время как доходы исчисляются в долларах и евро. Прежде всего это касается производителей мебели, стекла, химической промышленности и аграрно-промышленного комплекса. Все отрасли, работающие на экспорт, сообщают о резком сокращении доходов и даже о массовых увольнениях.
Тем не менее, и экспортеры так или иначе примиряются с твердым злотым: ведь они используют импортное сырье, импортные материалы, горючее, энергию. То, что они теряют на экспорте, компенсируется импортом. Удельный вес импортируемых товаров в польской экономике настолько велик, что доходы и расходы в целом уравновешивают друг друга. Кроме того, не следует забывать, что более половины польского экспорта обеспечивается иностранными фирмами, в основном немецкими (крупнейшие инвесторы в польскую промышленность – «Фольксваген» и «Сименс»). Подобные транснациональные концерны из-за своей глобальности обладают еще большей гибкостью в своих действиях и им легче нейтрализовать негативные последствия изменений в соотношениях мировых валют.
Есть в этих событиях и определенный иронический аспект. Как известно, Польша, Чехия и Венгрия, как и некоторые другие страны-новички ЕС, декларировали свое намерение отказаться от собственной валюты и войти в еврозону. Сделано это было еще тогда, когда валюты этих стран чувствовали себя не слишком уверенно и пробивались сквозь бури и грозы мировых экономических потрясений, мягко говоря, ни шатко ни валко. Теперь же, когда злотый, крона и форинт укрепляются, причем не в результате спекулятивных действий, а «всерьез и надолго», у жителей этих стран возникает резонный вопрос: а не поторопились ли они? Нужно ли вводить у себя евро, если и с собственной валютой жить хорошо?
Те же англичане вовсе не торопятся менять свой крепкий и стабильный фунт на европейскую валюту – так, может, и полякам с чехами и венграми не спешить? Однако на введении евро настаивает Евросоюз. И это не удивительно. Ведь если сейчас восточноевропейские страны вдруг одна за другой начнут отказываться от присоединения к общеевропейской валюте – как это скажется на имидже евро и, в конце концов, на его курсе?
Борис Альтнер
Источник: "РОСБАЛТ"
* * *
ВАРШАВА, 17 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Карцев/. В Польше уменьшаются симпатии к Соединенным Штатам Америки. Факты, свидетельствующие об этом, все чаще приводят польские социологи, политики и публицисты.
Процесс падения престижа США в польском обществе начался примерно 4 года назад и хронологически совпал со вступлением в мае 2004 г Польши в Европейский союз. По подсчетам еженедельника "Политика", за эти годы показатель симпатий к США в Польше сократился примерно на 20 проц. Причем, отмечают здесь обозреватели, престиж США падает не только в глазах рядовых поляков, но и среди польского истеблишмента. "Полякам начинает казаться, что американцы взяли от нас все, что хотели, продали нам то, что у них было, но сами взамен нам ничего не дали", – пишет публицист Марек Островский.
После вступления Польши в ЕС к отношениям с США поляки стали подходить более прагматично и жесткий расчет начал понемногу заменять идеалистические иллюзии, характерные для 70-х и 80-х годов прошлого века. Экономисты приводят следующие цифры: ежегодная помощь США Польше в настоящее время составляет около 30 млн долларов, в то время как общая стоимость совместных проектов с ЕС оценивается примерно в 90 млрд евро.
Спад симпатий к США подтверждает и статистика зарубежных поездок поляков в 2007 г. В Германию выехали 1,55 млн человек, в Великобританию – 850 тыс, во Францию – 450 тыс, в Италию и в Австрию – по 350 тыс. В США за этот же период времени вылетели немногим меньше ста тысяч польских граждан. Денежные переводы в Польшу из США за 2007 год составили только 13 проц всех денежных переводов, присланных в Польшу из-за рубежа.
Соединенные Штаты также утеряли лидерство и в обучении студентов из Польши. В 2007 г туда уехал на учебу всего 61 студент из Польши, в то время как в европейских странах к занятиям в высших учебных заведениях приступили 1590 польских юношей и девушек.
Не являются США и лидером по части инвестиций в польскую экономику, что уже давно отмечают польские обозреватели. По данным за 2006 г лидером в области инвестиций является Люксембург, вложивший в Польшу 3,6 млрд евро. На втором месте следует Германия с показателем в 2,7 млрд евро. Третье место делят Италия и Нидерланды, инвестировавшие по 1,3 млрд евро. США в области инвестиций в польскую экономику занимают место в конце первой десятки – 407 млн евро.
Главной болевой точкой в современных отношениях между США и Польшей обозреватели называют здесь иракскую войну и участие в ней польских военнослужащих. "Уменьшение симпатий /к США – прим. ИТАР-ТАСС/ в значительной степени объясняется непониманием, связанным с иракской войной. Поляки, всегда жаждавшие успеха и того, чтобы их ценили, считали, что в Ираке польский контингент сыграл значительную роль и, значит, Вашингтон должен за это Варшаву специально вознаградить", пишет "Политика". Между тем, польские фирмы не получили в Ираке сколько-нибудь важных и экономически выгодных контрактов и торговля между Польшей и современным Ираком в несколько раз меньше, чем это было во время социализма, когда в Ираке работали 40 тыс польских специалистов.
Вторым моментом постоянно вызывающим негативное отношение поляков к США является вопрос визового режима для польских граждан, въезжающих в США. "Почти все отменили визовый режим для поляков, а американцы – нет, показывая таким образом отсутствие интереса и симпатий, что в упрощенном виде звучит в Польше примерно так: вы могли принять помощь в Ираке польских солдат, а принять у себя этого же бывшего солдата в качестве туриста или даже кандидата на рабочее место – вы уже не можете. Кроме этого, сами хлопоты о получении виз, выстаивание в очередях, оплата независимо от результата, агрессивные допросы кандидатов на получение виз – все это углубило негативный образ США", пишет социолог Эльжбета Скотницка-Илашевич.
"Падение значения Америки – это не только игра переменчивых настроений, но и очевидный результат исторического вступления Польши в Евросоюз. Европа близко, даже границ уже нет", комментирует "Политика".
Польские социологи приводят такие цифры – 48 проц участников всепольского опроса охотнее всего поехало бы на работу в Германию и лишь 6,2 проц выбрали бы для поездки США.
Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Карцев
Источник: "Пульс планеты"