|
Экономический кризис в США, как он видится на бытовом уровне
Один из моих знакомых американцев потрясенно рассказал, что его сосед покончил с собой, поссорившись с женой из-за денег. Больше всего рассказчика поразила именно причина ссоры: внешне дела у соседа шли нормально – имел приличную работу в финансовой фирме, дом, автомобиль и все прочее – не хуже, чем у других.
По дороге на работу радио в машине поведало о том, что у одной из местных риэлторских контор не хватает консультантов для работы с людьми, которым за долги грозит отчуждение заложенного жилья. Выяснилось, что в Вашингтоне ситуация в этом отношении – одна из худших в стране. Риэлторам приходится переучиваться чуть ли не на психотерапевтов, причем желательно – со знанием испанского языка. Некий выходец из Латинской Америки, рассказал, что к своим 25 годам задолжал свыше 500 тыс. долларов, в том числе за купленный в рассрочку и заложенный дом. Он откровенно признался, что не представляет себе, как жить и на что существовать далее.
Кстати, чуть позднее, на утренней летучке для журналистов в Белом доме, пресс-секретарь президента США Дана Перино привычно попеняла Конгрессу на то, что он так никак и не примет новый жилищный законопроект, внесенный 10 месяцев назад. Это еще одна попытка федеральных властей как- то помочь людям, пострадавшим в результате кризиса на жилищном и ипотечном рынках.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что до лета 2007 года эти рынки росли в США по принципу "финансовой пирамиды" – по сути на одной только вере в то, что "эта музыка будет вечной". Потом биржевые пузыри полопались, и миллионы людей оказались – или вот-вот окажутся – у разбитого корыта. Конгресс, естественно, и не прочь бы им помочь, но для этого нужны сотни миллиардов долларов, а денег в казне, истощенной, помимо всего прочего, войнами в Ираке и Афганистане, не хватает.
По данным Национальной ассоциации жилищного строительства, среднестатистическая площадь американского жилого дома на одну семью сейчас составляет около 230 кв. метров. Средняя стоимость такого дома – около 230 тыс. долл. для новостройки и примерно 206 тыс. долл. при перепродаже. Число домов, отчуждаемых у владельцев за неуплату долгов, в 2005-2007 гг. почти удвоилось – с 660 тыс. до 1,3 млн. Министр финансов США Генри Полсон на днях заявил, что в текущем году оно может возрасти до 2,5 млн. Виноваты в этом, на его взгляд, прежде всего сами люди, бравшие на себя при покупке домов непосильные обязательства, а что касается властей, то те "не могут и не должны почти ничего делать, чтобы компенсировать" должникам последствия их собственных "несостоятельных финансовых решений".
Включив компьютер на рабочем месте, я тут же наткнулся на предложение своего провайдера – компании "Америка онлайн" – ознакомиться с "32 бытовыми признаками экономического спада" в стране. По большей части собранные компанией факты выглядели банально: затягивая потуже поясов – американцы экономят на всем, начиная с собственного и детского летнего отдыха (оздоровительный лагерь для пары детей может обойтись родителям до 10 тыс. долларов) и кончая тем же жильем (все больше молодых людей живут совместно с родителями).
Попутно выяснилось, что в стране с недавних пор простаивают престижные гольф-клубы, но зато процветают ломбарды, магазины уцененных товаров и спекулятивные ссудные кассы. Оказывается, американцы занимают "до получки" по 40 млрд долл. в год и платят за это ростовщикам почти 5 млрд долларов. Наконец, о том, что в стране участились кражи цветных металлов я читал и раньше, но теперь понял, что объектами для хищения стали также каталитические дожигатели выхлопных газов с автомашин, поскольку в этих устройствах используются платина и другие ценные металлы.
По работе я каждый день просматриваю обзоры мировой прессы, которые готовятся в МВФ. 2 июля, в частности, там цитировали комментарий "Нью-Йорк таймс" по поводу "кошмарных" данных о снижении объемов продаж у автомобилестроителей в США за июнь: на 28 проц. у "Форда", на 21 проц. – у "Тойоты" и на 18 проц. – у "Дженерал моторс". По словам газеты, эти данные "усиливают мрак, расползающийся по всей экономике" США. "Обвал цен на жилье за последние месяцы лишил работы сотни тысяч человек, – констатировал флагман американской журналистики. – Ускоряется рост безработицы; работодатели сокращают рабочий день даже для тех, кто продолжает получать зарплату. Ее размеры из-за этого уменьшаются как раз тогда, когда людям она больше всего нужна".
Знакомясь с теми же обзорами я неплохо представляю себе мнение специалистов о состоянии и перспективах американской экономики. Суть его сводится к тому, что наихудшего варианта – глубокого и продолжительного спада, которого еще недавно откровенно опасались, кажется, удалось избежать, но положение остается крайне сложным и опасным. Так что если кому-то со стороны кажется, будто никакого кризиса в Америке на самом деле нет, а люди живут себе, так сказать, в ус не дуя, – то это иллюзия, которая не имеет ничего общего с реальностью.
Не вдаваясь в макроэкономические дебри, я попытался на приведенных выше примерах показать, что даже внешних, бросающихся в глаза признаков неблагополучия в стране – хоть отбавляй. И это еще без захода в продуктовый магазин или заезда на автозаправку, где стремительно выросшие за последнее время цены бьют по карману особенно сильно.
Статистику такого рода в США ведет министерство труда. По его последним данным (по состоянию на конец мая), продовольствие и напитки подорожали в стране за последние 3 месяца на 5,9 проц., жилье – на 4,9 проц., транспорт – на 8,7 проц. Энергетический индекс в целом за это время вырос на 28,2 проц., продовольственный – на 6,2 проц. Одежда подешевела на 4,3 проц.
Для наглядности можно добавить, что самый дешевый бензин, стоивший в мае 2003 г. в среднем 1,54 долл. за галлон (3,785 л), теперь подорожал до 3,76 доллара. Это в среднем по стране, а в Вашингтоне его дешевле 4,2 доллара не найдешь.
Стоимость галлона молока с мая 2006 г. до мая нынешнего выросла – опять же в среднем по стране – с 3,06 долл. до 3,76 доллара, "ватного" местного белого хлеба – с 1,09 долл. до 1,37 доллара за фунт (453 гр), куриных яиц – с 1,21 долл. до 1,93 доллара за дюжину. Подорожало и все остальное. Так что только на еду для семьи из трех человек уходит по 200-250 долларов в неделю. Год-два назад эта сумма была на 50-100 долларов меньше, и американцы, успевшие отвыкнуть от подобной инфляции, "ежатся" от новых цен. Недавно по страницам местных газет пошла гулять невеселая карикатура, наглядно показывающая, что новым мерилом социального статуса теперь служит полная корзинка в продуктовом магазине.
Кризис, естественно, отражается на настроениях в стране. Социологические исследования однозначно подтверждают, что главная проблема для американцев в преддверии ноябрьских всеобщих выборов – состояние экономики США. Согласно последнему опросу службы Гэллапа, проведенному в мае-июне, 55 проц. американцев считают, что их личное благосостояние сейчас хуже, чем год назад. Впервые за 32-летнюю историю изучения Гэллапом данного вопроса такое мнение выразило большинство респондентов. Согласно другим опросам, около 80 проц. жителей США сейчас считают экономические условия в стране "плохими или очень плохими", почти 70 проц. убеждены, что состояние экономики ухудшается.
В этой ситуации, разумеется, возникает вопрос: а где же, используя распространенный в Америке образ, "гроздья гнева"? Почему не видно массовых выступлений протеста? Отвечать на это можно по-разному – в зависимости от точки зрения.
Власти, например, склонны видеть объяснение если и не в успехах собственной политики, то, во всяком случае, в прочности основ американской экономики. "Мы лучше любой другой страны мира структурно приспособлены к тому, чтобы переносить экономические потрясения, – сказал мне заместитель пресс-секретаря Белого дома Тони Фратто, курирующий финансово- экономическую тематику. – Наша система – очень гибкая. Люди могут переезжать – например, туда, где уровень безработицы пониже, где есть рабочие места. При этом отсутствует языковой барьер. Совершенно свободно может перемещаться по стране и капитал. В общем, все дело – в динамизме и гибкости".
В крупнейшем в стране профобъединении АФТ-КПП политику нынешней администрации США характеризуют как "катастрофическую для трудящихся и их семей". Вместе с тем, как сказала мне политический директор АФТ-КПП Теа Ли, свой протест против этой политики трудовая Америка "выразит 4 ноября", то есть на президентских выборах. Пока же профсоюзы ведут решительную борьбу против сенатора-республиканца Джона Маккейна, ведущего избирательную кампанию за право сменить Джорджа Буша в Белом доме.
Руководство АФТ-КПП считает, что при президенте Маккейне был бы продолжен нынешний пагубный экономический курс. Соответственно, оно помогло организовать за последнее время по всей стране около 100 выступлений протеста против такого курса. Лейтмотивом акций было требование к властям принять реальные меры для снижения цен на бензин. Кроме того, профсоюзы добивались также принятия нового "пакета" стимулов для подстегивания экономического роста в стране. Например, с их точки зрения, сейчас самый подходящий момент для вложения крупных государственных средств в требующие обновления и ремонта дороги, мосты и другие объекты инфраструктуры.
Подход, изложенный собеседницей, типичен. На мой взгляд, в США сохраняется незыблемый общественный консенсус относительно того, что стремление к переменам должно реализовываться через политический избирательный процесс.
АФТ-КПП считает, что профсоюзы имеют реальные возможности влиять на этот процесс. Из-за ограничений, налагаемых трудовым законодательством, в связи с резко негативным отношением работодателей и откровенно антипрофсоюзной политикой властей численность профсоюзов здесь не очень велика – в них входят лишь около 12 проц. рабочей силы в стране (в частном секторе – и вообще лишь 7 проц.). Они, однако, хорошо организованы и политически активны. По оценкам профсоюзов, в последних избирательных циклах в США около четверти всех голосов на выборах подавались действующими или бывшими членами профсоюзных организаций, либо членами их семей.
Кроме того, АФТ-КПП заключает предвыборные альянсы с другими профсоюзными и общественными организациями либерально-демократической ориентации. Недавно подобный альянс – "Американцы, сплотившиеся во имя перемен" – отправил в предвыборную агитационную поездку по стране необычный "музей на колесах", рассказывающий о "наследии Джорджа Буша". Создатели необычного "агитпункта", размещенного в крупногабаритном автобусе, естественно, считают это наследие плачевным.
К пропагандистской акции была подготовлена справка, имеющая прямое отношение к предмету нашего разговора. В ней сравниваются показатели состояния дел на 20 января 2001 года (дата первой президентской инаугурации Буша) и на конец июня 2008 года. Вот лишь некоторые из них:
Стоимость бензина: 1,37 доллара за галлон (3,785 л) в то время и примерно 4 доллара сейчас.
Цены на нефть-сырец за баррель: 29,59 доллара в 2001 году и 125,40 доллара в настоящее время.
Уровень безработицы в США достигал тогда 4,2 проц., сейчас он составляет 5,5 процента.
Бюджет США: если за три года, предшествовавших инаугурации Дж. Буша, бюджет сводился с профицитом в 431 млрд долл., то за такой же период перед его уходом с поста президента страна имеет дефицит в 734 млрд долларов.
Государственный долг США достиг 9,2 трлн долл. в сравнении с 5,7 трлн долларов в 2001 году.
Потребительская кредитная задолженность: 12,8 трлн долл. против 7,65 трлн долл. восемь лет назад.
Реальный годовой рост ВВП за 8 лет, предшествоваших инаугурации, составил 4,09 проц. против 2,65 процента за последние семь лет.
Торговый дефицит США: 380 млрд долларов тогда и 759 млрд долларов сейчас.
Обменный курс доллара США к евро: 1,07 евро за доллар в 2001 году и 0,68 евро за доллар на сегодняшний день.
Число американцев с доходами ниже уровня бедности составляло в то время 31,6 млн человек, сейчас оно достигло 36,5 млн человек.
В рядах американцев, не имеющих медицинской страховки, числятся на сегодня 47 млн человек против 39 млн человек в 2001 году.
Средний годовой доход домовладения (т.е. семьи) в США: 49163 долл. в 2001 г. против 48201 долл.
в 2008 году.
Рост личных сбережений измерялся в 2001 году показателем + 2,3 проц. против – 0,5 проц. сейчас.
Средняя стоимость лекарства, покупаемого по рецепту, составляет сейчас 68,26 долл. против 47,54 доллара восемь лет назад.
Электроэнергия обходится сейчас американцу в 1108 долл. в год /914 долл. восемь лет назад/.
Затраты на покупку продовольствия – 3417 долл. в год против 3021 долл. в 2001 году.
Средняя плата за учебу в государственном вузе за год – 6185 долл. против 3739 долларов.
Средняя плата за учебу в частном вузе за год 23712 долл. по сравнению с 16211 долл. ранее.
Создание рабочих мест: 1,76 млн в год за 8 лет, предшествоваших инаугурации, против 369 тыс. в
год за последние 7 лет.
Потери США в войне в Ираке: свыше 4100 человек.
Затраты США на войну в Ираке: около 531 млрд долларов.
Андрей Шитов, корр. ИТАР-ТАСС в Вашингтоне
Источник:"Компас"
|