Николя Саркози предстоит трудный политический экзамен
Франция приняла 1 июля от Словении полугодовое председательство в Евросоюзе. Страна-председатель сообщества в течение полугода выступает координатором по выработке общих внешнеполитических решений и посредником в решении внутренних проблем.
На практике это означает, что президент и МИД Франции получает возможность выступать до конца 2008 года от имени ЕС на мировой арене. В плане решении внутренних проблем министры французского правительства в течение ближайших 6 месяцев будут председательствовать на отраслевых заседаниях главного руководящего органа сообщества – Совета ЕС, также как постоянный представитель Франции при ЕС будет возглавлять работу "Корепера" – постоянного Совета Евросоюза на уровне послов.
Председательство в ЕС – важный политический экзамен для президента Франции Николя Саркози, и программа французского председательства разрабатывалась давно и тщательно. Уже в начале текущего года представители Франции в Брюсселе отмечали, что Париж намерен сосредоточиться на решении проблемы регулирования иммиграции и активизации работы в сфере общей оборонной политики ЕС. Кроме того, Франция намеревалась завершить подготовку Евросоюза к проведению в 2009 году реформы его руководящих институтов. Проект этой реформы составлял основу европейской конституции, после провала которой он был перенесен в Лиссабонский договор. Это новое базовое соглашение ЕС было подписано в конце 2007 года, и должно вступить в силу в 2009 г., при условии, что его ратифицируют все 27 стран сообщества.
Жизнь внесла коррективы в эту очень выигрышную программу. После провала 12 июня референдума в Ирландии по вопросу о ратификации Лиссабонского договора Франции предстоит возглавить поиск путей выхода из этого нового витка институционального кризиса. Злые языки в Брюсселе говорят об иронии судьбы – ведь именно Франция в ходе аналогичного референдума в 2005 году провалила евроконституцию, чем инициировала институциональный кризис сообщества. Суть кризиса в том, что Евросоюз из 27 государств сегодня в значительной степени утратил управляемость. Все его руководящие институты рассчитаны на организацию из 10-12 государств, придерживающихся сходной политической культуры. Механизм ротации полугодового президентства задумывался, например, в то время как способ предоставить каждой из стран возможность возглавить сообщество один раз в 4-6 лет. Интервалы между периодами председательства в 13 лет, естественно, воспринимаются как слишком большие.
Кроме того, реформа не только вводит постоянные посты президента ЕС и руководителя общеевропейской дипломатии, но и упрощает систему принятия решений в Совете ЕС, сокращает состав Еврокомиссии и Европарламента и вносит ряд других серьезных изменений в механизмы управления сообществом. Впервые в базовом акте Евросоюза появляется статья о возможности выхода из его состава. Кстати, многие европейские эксперты расценивают статью о выходе из ЕС как прелюдию к возможности появления положения об исключении государства из этой организации.
На последнем саммите 19-20 июня в Брюсселе лидеры сообщества и, в первую очередь, президент Франции Николя Саркози однозначно заявили, что больше ни одна страна не будет принята в ЕС, пока институциональная реформа не будет проведена. А чтобы реализовать институциональную реформу необходимо найти способ обойти законные результаты референдума в Ирландии. Делать это придется на октябрьском саммите Евросоюза под председательством Франции.
На октябрьском саммите лидерам Евросоюза предстоит также рассмотреть возможности выхода из экономического кризиса. Мировой рост цен на нефть привел к резкому росту цен /за последний год в два раза/ на ряд видов горючего, за которыми уже последовали цены на многие виды товаров, в первую очередь продукты питания. В итоге в июне инфляция в зоне евро достигла 4 проц. /в годовом исчислении/. Это – абсолютный рекорд за 25 лет. Такая ситуация уже вызвала рост социальной напряженности в странах ЕС. В мае-июне по крупнейшим городам Евросоюза прокатилась волна акций протеста против падения уровня жизни, которые в ряде случаев привели к столкновениям с полицией. На саммите под председательством Словении в июне лидеры ЕС только и смогли констатировать, что этот кризис носит системный характер и дать указание Еврокомиссии разработать набор долгосрочных мер по борьбе с ним. Эти меры должны включать налоговые послабления, внедрение новых энергетических технологий, пересмотр устаревших квот и ограничений, в частности, на производство сельскохозяйственной продукции, и, наконец, меры по укреплению сотрудничества со странами-поставщиками углеводородов.
В этом контексте "светлым пятном" французского председательства станет начало переговоров с Россией о новом соглашении о стратегическом партнерстве. Представители ЕС не скрывают, что с помощью этого соглашения надеются договориться с Россией о долгосрочных правилах игры на энергетическом рынке.
Старт в обстановке кризиса
Символ Парижа – Эйфелева башня осветилась 1 июля в 23:00 по местному времени необычным синим цветом с проблесками звезд, то есть в соответствии флагом Европейского союза. Столь оригинальным способом французы "объявили" о начале председательства Франции в Евросоюзе. Париж принял эстафету от Словении и 1 января 2009 года передаст ее Чехии.
До сих пор речь шла о намерении Франции сосредоточить внимание на четырех приоритетах: защите окружающей среды, иммиграции, сельском хозяйстве и обороне. В дополнение к этому в последние дни президент Франции Николя Саркози все чаще называет меры, необходимые для стабилизации экономики в связи с ростом цен на нефть.
Выступая 30 июня по телевидению, Саркози признал, что сомнения европейцев в "правильности строительства Европы" говорят о том, что в этом процессе были допущены ошибки и их следует исправлять. Однако при этом президент Франции подчеркнул, что не следует отступать, а необходимо "радикальным образом изменить методы строительства Европы". По его мнению, главным направлением в этой деятельности должна стать защита граждан стран Евросоюза от негативных явлений глобализации в их повседневной жизни.
Николя Саркози признал, что отказ Ирландии ратифицировать Лиссабонский договор о функционировании ЕС в значительной степени затрудняет реализацию поставленных задач. Вместе с тем он призвал оставшиеся страны продолжить процесс ратификации, чтобы избежать "кризиса институтов" ЕС. По его мнению, следует убеждать колеблющихся и ни в коем случае не создавать впечатления, что на Ирландию оказывается давление.
Начало полугодового председательства Франции в Евросоюзе ознаменовала торжественная церемония, состоявшаяся 1 июля у Триумфальной арки, украшенной европейским и французским флагами. Президент Франции Николя Саркози и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу обратились перед этим к журналистам со ступеней Елисейского дворца. Глава государства изложил программу французского председательства, а руководитель исполнительного органа Евросоюза выразил ей полную поддержку. Последним пунктом первого дня председательства Франции в ЕС стал рабочий ужин в Елисейском дворце с участием членов французского правительства и еврокомиссаров.
Между тем, Франция принимает бразды правления Евросоюзом в обстановке кризиса. После того, как ирландцы на недавнем референдуме отказались одобрить Лиссабонский договор, президент Польши Лех Качиньский также сообщил об отказе ратифицировать этот документ. С серьезными трудностями ратификация Лиссабонского договора сталкивается и в Чехии.
Масла в огонь подлила и "перепалка" между президентом Николя Саркози и еврокомиссаром по торговле Питером Мендельсоном. Глава французского государства заявил 30 июля, что не позволит "принести европейское сельское хозяйство в жертву мировому либерализму". Еврокомиссар ответил, что позиция Саркози подрывает европейское единство.
"Мы подходим к этому председательству со всей серьезностью, – заявил 1 июля премьер-министр Франсуа Фийон в ходе рабочей встречи членов Еврокомиссии и французского правительства, – потому что ситуация трудна, а вызовы умножаются".
Программу председательства Франции в ЕС Саркози изложит перед депутатами Европарламента в Страсбурге 10 июля, а 21 июля он отправится в Дублин для попытки урегулировать кризис, возникший в Евросоюзе в результате ирландского "нет" на референдуме по Лиссабонскому договору.
Председательство Франции в Евросоюзе было за 1 июля главной темой для французских газет. "Франция принимает председательство в Европейском союзе в сложной ситуации после отказа ирландцев ратифицировать Лиссабонский договор, – пишет "Фигаро". – Николя Саркози выступил 30 июня в эфире телеканала "Франс-3" и рассказал о приоритетах деятельности Франции на новом посту. Он хочет улучшить жизнь европейцев, "в корне изменив методы строительства Европы". Прежде всего, глава государства намерен защитить граждан стран Евросоюза от негативных последствий глобализации". Во время своего полугодового председательства в ЕС Франция займется вопросами экологии, сельского хозяйства, обороны и миграции.
"Президент Франции, принявшей непростые обязанности председателя ЕС, – пишет "Либерасьон", – пообещал за полгода стабилизировать экономику Европы в обстановке непрекращающегося роста цен на топливо".
"Инфляция в зоне евро достигла исторического уровня, – отмечает газета "Трибюн". – По сравнению с показателями мая инфляция в июне увеличилась и составила 4 проц. Такого уровня она не достигала с 90-х годов прошлого века. Европейский комиссар по экономике подтвердил, что это большая проблема для европейцев и главный вызов на ближайшее время для Европейского центрального банка".
На переход эстафеты председательства Франции в Евросоюзе откликнулась и британская "Гардиан". Как утверждается в материале, официальный Париж намерен теперь сосредоточиться на повышении доверия к общеевропейским институтам и завершить к следующему году подготовку к их реформированию. Четырьмя приоритетными направлениями французского председательства газета называет противостояние климатическим изменениям, иммиграционное регулирование, поддержку продовольственного и сельскохозяйственного секторов и активизацию работы в сфере общей оборонной политики. "Гардиан" отмечает, что Париж выделил на решение общеевропейских задач в период своего председательства 200 млн евро. Этот вклад национального бюджета Франции в решение проблем ЕС значительно превышает суммы, которые отводили на решение блока страны-предшественницы.
Материалы, опубликованные 1 июля в "Файнэншл таймс", свидетельствуют, что Николя Саркози придется столкнуться с очень непростыми проблемами. Со ссылкой на данные статистической службы Европейского союза сообщается, что уровень инфляции в странах "зоны евро" достиг в июне наивысшего показателя с момента создания общеевропейской валюты в 1999 году. Было зафиксировано, что в минувшем месяце цены в еврозоне в среднем были на 4 проц. выше, чем в июне прошлого года. Это при том, что Европейский центральный банк ставил перед собой задачу удержать инфляцию на уровне не выше 2 проц. Сообщается, что эти цифры были обнародованы вслед за зафиксированным в последний день июня скачком мировых цен на нефть до рекордного уровня на торгах в Великобритании и США.
Наряду с Ирландией решение задач Парижа осложняется позициями других стран-членов Евросоюза. Из Варшавы сообщают, что президент Польши Лех Качиньский не намерен в ближайшее время подписывать Лиссабонское соглашение. Об этом он заявил в интервью польской газете "Дзенник", опубликованном 1 июля. "Соглашения нет, но Евросоюз – есть", заявил Лех Качиньский, добавив, что "вопрос о Лиссабонском соглашении является беспредметным". Он назвал "неубедительными" аргументы о том, что Евросоюз не сможет действовать, если соглашение не будет ратифицировано всеми государствами-членами ЕС. После провала референдумов о конституции ЕС во Франции и в Нидерландах Евросоюз все равно продолжал функционировать. Разумеется, "эта структура не идеальна, но столь сложная структура и не может быть идеальной", заключил Лех Качиньский. "Я смогу подписать соглашение лишь после того, как изменится позиция Ирландии. Но это должно быть ее суверенное решение, а не принятое под давлением других членов ЕС", – сказал президент Польши. Говоря о роли Польши в Евросоюзе, Лех Качиньский отметил, что "лучше быть сильнейшим среди слабых, чем самым слабым среди сильных".
По сообщениям из Берлина, президент ФРГ Хорст Келер отложил подписание закона о ратификации Лиссабонского договора о реформировании Евросоюза, который был принят бундестагом 24 апреля и утвержден бундесратом 23 мая текущего года большинством в две трети голосов. Как сообщил 30 июня представитель ведомства федерального президента, перед принятием решения о подписании документа глава государства хочет подождать решения Конституционного суда, куда поступило несколько исков против договора. Ходатайства о признании ратификации Лиссабонского договора недействительной направили в высшую судебную инстанцию ФРГ оппозиционная Левая партия /ЛП/, а также депутат бундестага от баварского Христианско- социального союза /ХСС/ Петер Гаувайлер.
Денис Дубровин, Брюссель
Источник: "Компас"
КОММЕНТАРИЙ
Разговоры о "стратегическом партнерстве" между ЕС и Россией звучат по меньшей мере странно, в свете решений по ПРО США, молчаливо одобренных руководством ЕС. Очевидно, что никакого реального содержания у этих разговоров нет и вряд ли будет в дальнейшем.
Стратегические метания российской государственности от попыток выстраивания стратегического партнерства с США, после событий 9/11 и их итога в виде "оранжевых" революций на всем пространстве СНГ, до стратегического партнерства с ЕС, выглядящим просто нелепо, как в свете принятых и принимаемых решений стран-членов ЕС по ПРО США, так и отстаиваемом ЕС т.н. "транзитном протоколе" к энергетической хартии ЕС, являющейся дискриминационной по отношению к России, сигнализируют о неадекватных представлениях и завышенных ожиданиях российской власти в отношении западного мира, спаянного отношениями евроатлантической "солидарности".
Государственность США во многом определяет основные стратегические направления европейского развития. Для освобождения от этого военно-политического доминирования США у государств-членов ЕС не достаточно ни политической воли, ни реальных возможностей. В этих условиях, несмотря даже на очевидную необходимость сотрудничества с Россией по ряду вопросов международной политики, (Иран, нераспространение ядерного оружия) государственность США все более скатывается от рациональных мотивов в своей политике по отношению к России, к агрессивно-иррациональным, пытаясь вовлечь и ЕС в эту воронку иррациональной политики.
Весьма характерно, что эту немотивированную рационально агрессивность, казалось бы, понимают и правильно оценивают в высоких политических кругах США, тем не менее, действующая власть, вне зависимости от того кто ее персонифицирует, продолжает свою политику в духе эпохи холодных войн.
Для иллюстрации можно привести следующее сообщение информ-агенства:
"Мы продолжаем отталкивать Россию различными способами. Прежде всего, это противоракетная оборона в Европе, которая не является обороной от иранских ракет", – заявил председатель сенатского комитета по вооруженным силам Левин, в воскресенье в эфире телекомпании Си-би-эс.
"Мы должны реально ужесточить санкции против Ирана, но (для этого) нам нужно, чтобы мировое сообщество было единым и чтобы частью этого противостояния была, в том числе, Россия, но мы совершили ряд вещей, которые Россию оттолкнули", – подчеркнул Левин .
"Мы должны прекратить тыкать палкой в глаз русским, потому что у русских нет никакого интереса в том, чтобы Иран получил ядерное оружие, и они готовы предпринять по-настоящему жесткие шаги против них (иранцев)", – подчеркнул сенатор Левин.
"РИА-Новости"
"Тыкать палкой в глаза русским" и одновременно нуждаться в сотрудничестве Россия-США-ЕС по многочисленным вопросам мировой политики. Подобные парадоксы лежат уже за рамками политики, или же геополитики, но становятся полностью понятными лишь в свете метаисторической концепции "Розы Мира" Д. Андреева.