В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Американо-китайский Стратегический экономический диалог

США и Китай подписали рассчитанную на 10 лет рамочную договоренность о сотрудничестве в сферах энергетики и защиты окружающей среды и условились заключить соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Таковы основные итоги состоявшегося в Аннаполисе /штат Мэриленд/ 4-го раунда американо-китайского Стратегического экономического диалога.

Китайскую делегацию на переговорах возглавлял новый заместитель премьера Госсовета Ван Цишань, утвержденный в этой должности 17 марта. До недавнего времени он занимал пост мэра Пекина. В состав делегации КНР входили, в частности, десять официальных лиц на уровне министров. Глава американской делегации – министр финансов Генри Полсон познакомился с Ван Цишанем и наладил с ним рабочие отношения еще в бытность руководителем инвестиционного банка "Голдман Сакс" (президент Буш назначил Полсона главным финансистом страны в мае 2006 года). Переговоры проходили за закрытыми дверями в главном здании Академии ВМС.

Именно по инициативе Полсона, который является убежденным сторонником налаживания Соединенными Штатами прочных экономических связей с КНР, начался Стратегический экономический диалог. Соответствующая договоренность проводить два раза в году встречи попеременно в США и Китае была достигнута в сентябре 2006 года. Полсон считает, что лишь обсуждение проблем на самом высоком уровне может привести к каким-либо прорывным решениям в торговых отношениях между двумя странами.

Накануне открытия очередного раунда переговоров Вашингтон напомнил, что хотел бы, чтобы Пекин ускорил реформу валютной системы, покончил с интеллектуальным "пиратством" и устранил барьеры, препятствующие ввозу продукции фермеров США и затрудняющие американским банкам деятельность в стране. Администрацию Буша, прежде всего, волнуют пути решения проблемы дисбаланса в торговле с КНР – дефицит США составил в прошлом году 256,3 млрд долл. В этой связи ключевым требованием Белого дома и основной проблемой в двусторонних экономических отношениях является ускорение ревальвации юаня. Американские эксперты считают, что курс обмена юаня по отношению к доллару искусственно занижен на 40 проц., что делает китайские товары дешевле в США, а американскую продукцию дороже в Китае.

В то же время Белый дом, сетующий по поводу заниженного курса юаня, по- прежнему не решается официально обвинить Пекин в манипулировании своей валютой. В очередном полугодовом докладе министерства финансов по этому вопросу, представленном 15 мая в Конгресс США, подчеркивается, что Китаю необходимо заниматься проблемой "существенно заниженного" курса июня по отношению к доллару. Однако в соответствии с американскими законами Пекин по ряду технических критериев, не может быть отнесен в разряд валютных манипуляторов, стремящихся получить односторонние торговые выгоды. И, соответственно, санкции к нему применить нельзя.

Как указывается в докладе, "Китаю нужно интенсифицировать свои усилия по перебалансированию экономики" за счет резкого повышения внутреннего спроса, что призвано уменьшить зависимость от импорта. По мнению США, КНР необходимо также реформировать финансовую систему таким образом, чтобы обменный курс июня устанавливался в зависимости от мировой валютной корзины, а не от пожеланий правительства. По словам составителей доклада, определенный прогресс в том, что касается курса юаня по отношению к доллару, все же наблюдается: с июля 2005 года он возрос на 18,4 проц.

Полсон, выступая 10 июня в вашингтонском Фонде Карнеги для содействия всеобщему миру на тему американо-китайских связей, подчеркнул, что США намерены выстраивать "устойчивые экономические отношения" с Пекином. И важно не допустить, чтобы обе страны начали возводить протекционистские барьеры на пути товаров друг друга. Одновременно он указал, что Вашингтон не собирается отказываться от давления на Пекин с целью ускорения ревальвации юаня. США, добавил министр, будут и дальше обращаться во Всемирную торговую организацию с жалобами на демпинговую политику КНР в тех случаях, когда посчитают, что в этом есть необходимость.

Китайские представители, со своей стороны, ранее уже не раз давали понять, что обе страны могли бы добиться большего прогресса в экономической области, если бы Вашингтон не обращался в ВТО для решения взаимных торговых споров.

Началу четвертого раунда предшествовал также приезд в США большой делегации руководителей китайских компаний, подписавших 16 июня в Вашингтоне и Сент-Луисе /штат Миссури/ 35 контрактов с американскими ведущими корпорациями в области промышленного производства, телекоммуникаций, интернет- и компьютерных технологий. Общая сумма этих контрактов составила 13,6 млрд долл. В список заключивших экспортные сделки корпораций вошли, в частности, "Дженерал моторз", "Форд", "Тексас инструментс", ИБМ, "Сиско", "Оракл" и "Моторола". Китайская делегация и не пыталась скрыть того, что с ее стороны это была спланированная акция, нацеленная на то, чтобы задать позитивный тон при обсуждении проблемы торгового дисбаланса на переговорах в Аннаполисе.

Как заявил присутствовавший при подписании контрактов в Вашингтоне министр торговли КНР Чэнь Дэмин, их реализация будет способствовать "здоровому развитию" американо-китайских торговых связей. "Они являются важной частью серии программ, которые осуществляют китайские бизнесмены для наращивания импорта из США", – добавил министр.

Вступительные речи и Полсона, и Ван Цишаня на открытии форума были наполнены оптимизмом. "США и Китай не всегда соглашаются друг с другом по экономическим вопросам, и подчас эти разногласия носят достаточно серьезный характер, но мы не прекращаем обсуждать проблемы", – сказал, в частности, глава Минфина. Он выразил надежду, что плодотворные дискуссии продолжатся и при следующей американской администрации. По его словам, это важно не только для Вашингтона и Пекина, но и для всей мировой экономики.

Заместитель премьера Госсовета заявил, в свою очередь, что "Китаю нужно сотрудничество с США, как и США необходимо партнерство с Китаем". "Когда возникают проблемы, нам необходимо решать их путем диалога, а также следует улучшать взаимопонимание.., чтобы избегать усложнений и политизации экономических и торговых вопросов". "Наше сотрудничество является необратимым и не подлежит прекращению", – подчеркнул он.

Аналитики сразу отметили, что в своем выступлении Полсон не столько выражал беспокойство администрации по поводу курса юаня, сколько делал упор на тревоге по поводу глобальных цен на энергоносители. США и Китаю, указал он, в частности, нужно наладить более тесное сотрудничество в сфере энергетики и охраны окружающей среды. По словам министра, обе страны, "будучи самыми крупными импортерами нефти, сталкиваются со схожими проблемами в то время, как потребность в энергоресурсах на планете возрастает". И Вашингтон, и Пекин заинтересованы в том, чтобы избежать сбоев в поставках нефти, добавил Полсон.

Как позднее подтвердили газете "Вашингтон пост" (18 июня) американские участники переговоров, внимание в ходе этого раунда, в отличие от трех предыдущих, действительно фокусировалось на нефти. Официальные лица США повторили свой призыв к Пекину прекратить субсидирование производства и продажи бензина и топочного мазута населению, утверждая, что это способствует росту спроса на нефть и, соответственно, увеличению цен. По словам участников переговоров со стороны США, поскольку миллиардное население в Китае платит лишь небольшую долю от рыночной цены на бензин и мазут, китайцы в гораздо меньшей степени, чем население других стран мира, озабочены ростом своих транспортных и отопительных расходов и не стремятся сокращать потребление.

Кроме того, США выразили пожелание к КНР предоставить больше информации об объемах стратегических запасов нефти и о том, как Пекин намеревается поступать с этими резервами. Это, как заявили представители администрации, позволит лучше прогнозировать ход развития событий в случаях возможных сбоев с поставками нефти на мировой рынок и других глобальных ЧП. Китайская делегация в ответ подчеркивала, что хотя по численности населения их страна значительно опережает США и потребление энергоносителей в Китае нарастает более быстрыми темпами, чем в США, среднестатистический американец потребляет примерно в 14 раз больше нефти, чем среднестатистический китаец.

И тем не менее договориться о заключении рамочного соглашения по энергетике удалось. Не в последнюю очередь это удалось потому, что, как считают американские обозреватели, Полсону очень хотелось, чтобы данный раунд переговоров, прошедший за 6 месяцев до окончания пребывания администрации Буша у власти, завершился на положительной ноте. "И укрепившиеся экономические отношения с Пекином стали частью наследия Буша как президента", – указывает "Вашингтон пост" (18 июня). Видимо, этим вызвано и то, что Буш, довольный результатами переговоров в Аннаполисе, пригласил к себе в Белый дом 18 июня руководителей китайской делегации.

Полсон на итоговой совместной пресс-конференции, проведенной 18 июня в Минфине, выразил уверенность в том, что достигнутые договоренности позволят добиться "существенного прогресса" в дальнейшем расширении двусторонних торгово-экономических связей. По его словам, при реализации рамочного соглашения внимание будет сосредоточено на пяти сферах: "чистом электричестве", "чистом воздухе", "чистой воде", "чистом транспорте" и охране лесной экосистемы и заболоченных земель. Соглашение, отметил Полсон, даст возможность совместно искать пути решения "некоторых из наиболее важных и трудных проблем, с которыми сталкиваются наши страны и весь мир, – энергетическая безопасность, защита окружающей среды и изменение климата".

При этом министр напомнил, что США и Китай являются двумя крупнейшими в мире источниками выброса промышленных газов, приводящих к усилению парникового эффекта. "Наши интересы в этой области сильно совпадают, – сказал он. – Мы стремимся к энергетической безопасности, которая имеет ключевое значение для обеспечения нашей экономической безопасности, одновременно принимая меры по сохранению здоровья нашей планеты и демонстрируя технологические достижения".

Полсон также сообщил, что разработку соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций Вашингтон и Пекин начнут в самое ближайшее время. Подписание этого документа "послало бы мощный сигнал о том, что обе наши нации приветствуют капиталовложения и относятся к инвесторам друг друга справедливым и транспарентным образом", убежден министр. Позднее представители администрации дали ясно понять, что совершенно не рассчитывают на завершение переговоров в этой области до того, как Буш в январе следующего года покинет Белый дом. Скорее всего, считают они, дискуссии будут длительными и упорными. Только на предварительное обсуждение вопроса, приведшее к объявлению о решении приступить к переговорам, ушло 17 месяцев.

Ван Цишань, в свою очередь, охарактеризовал прошедшие дискуссии как "полный успех". По его словам, принятые в Аннаполисе решения будут иметь долгосрочный эффект, и экономический диалог будет играть "все более важную" роль в отношениях между двумя странами. Он пригласил американских представителей на очередной раунд переговоров, который должен пройти в декабре в Китае.

Помощник министра финансов Китая Чжу Гуаняо в беседе с журналистами в Вашингтоне 18 июня в ответ на вопрос, настаивал ли Полсон все же на дальнейшем повышении курса юаня, сказал, что американский министр больше говорил о "заметном прогрессе в реформировании" китайской валюты. Чжу Гуаняо также счел возможным указать, что ослабление курса доллара, с точки зрения Пекина, не отвечает интересам ни США, ни Китая, ни мировой экономики в целом. "Мы надеемся, что Соединенные Штаты займут ответственную позицию по вопросу об обменном курсе доллара, – подчеркнул он. – Это необходимо для поддержания стабильности глобальной системы обмена валют".

Министр торговли Чэнь Дэмин, в свою очередь, отметил, что Пекин рассчитывает на то, что США смягчат ограничения на поставки высокотехнологичных товаров в КНР. Введенные в июле 2006 года Минторгом США правила обязали американские компании получать специальные лицензии на экспорт в Китай 47 групп такого рода продукции, что обосновывалось опасениями по поводу наращивания Пекином своего военного потенциала.

Среди других результатов, достигнутых на форуме:

– cтороны отметили, что дискуссии относительно устранения барьеров на пути продукции и услуг, связанных с защитой окружающей среды, будут теперь сфокусированы на конкретной продукции и методах сокращения тарифов;

– стороны согласились создать совместную группу, которая бы занималась транспортной инфраструктурой и ликвидировала препятствия на пути торговли продукцией, связанной с транспортом; по словам представителей США, это позволит в перспективе американским компаниям участвовать в разработке проектов, строительстве и оснащении новых китайских автодорог, железных дорог, морских портов и аэропортов;

– Пекин согласился до конца года провести оценку зарубежного участия в фирмах, занимающихся торговлей ценными бумагами на биржах и фьючерсами, а также управлением капитала;

– Ван Цишань сообщил, что стороны согласились координировать денежно- кредитную и фискальную политику с целью углубления сотрудничества, однако, он не стал уточнять, как эта координация будет осуществляться на деле;

– Пекин согласился запустить пилотный проект, позволяющий иностранным финансовым фирмам предоставлять потребительские кредиты жителям Китая;

– Вашингтон согласился ускорить процесс рассмотрения заявок китайских банков на открытие филиалов в США;

– Пекин признал обоснованным выражаемое американскими страховыми компаниями беспокойство по поводу предлагаемых ограничений на инвестиции в китайские страховые фирмы и обещал рассмотреть этот вопрос с учетом замечаний всех заинтересованных участников;

– стороны согласились укрепить сотрудничество по защите прав интеллектуальной собственности;

– Ван Цишань пообещал предпринять дополнительные шаги по улучшению мер контроля за безопасностью потребительской продукции;

– Пекин согласился разрешить американскому Управлению по контролю за качеством продовольствия и медикаментов открыть свои бюро инспекций на территории Китая (ожидается, согласно министру здравоохранения и социальных служб Майклу Левитту, что к концу года они появятся в трех городах – Пекине, Шанхае и Гуанчжоу);

– стороны подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий развитие сотрудничества в области традиционной китайской медицины на основе лекарственных трав.

Сразу по окончании 4-го раунда переговоров Вашингтон объявил об отмене односторонних санкций, введенных в июле 2006 года против китайской компании "Чайна грейт уолл индастри корпорейшн", которая работает на рынке коммерческих космических запусков. Она обвинялась в оказании содействия развитию ракетных программ Ирана. И на этом основании юридическим и физическим лицам в США запрещалось иметь с компанией дело, а ее активы, которые могли находиться на подконтрольной США территории, подлежали замораживанию.

Как отметила 20 июня пресс-служба госдепартамента, администрация Буша пришла к выводу, что фирма "положительно и в духе сотрудничества ответила" на выраженную США обеспокоенность. "Чайна грейт уолл индастри корпорейшн", в частности, "расширила внутренние процедуры экспортного контроля" и отказалась от взаимодействия с "определенными государствами, которых международное сообщество считает представляющими угрозу для режимов нераспространения".

Вместе с тем, предупредил госдепартамент, США "продолжат очень внимательно следить за действиями "Чайна грейт уолл индастри корпорейшн", чтобы удостовериться, что ее слова подкрепляются прочными делами в сфере нераспространения". "Мы надеемся, что действия в области экспортного контроля, которые обязалась предпринять "Чайна грейт уолл индастри корпорейшн", будут повторены другими китайскими фирмами, которые в настоящее время заняты деятельностью, сопряженной с распространенческой", – указал госдепартамент.

Американские бизнесмены в целом положительно оценили работу форума, чего нельзя сказать о ряде законодателей. Еще в преддверии открытия четвертого раунда – на слушаниях, проведенных 15 мая в сенатском комитете по иностранным делам Конгресса по отношениям между Китаем и США – было выражено требование к Белому дому усилить давление на Пекин. В частности, сенатор Бенджамин Кардин заявил, что не понимает, почему администрация Буша не займет более жесткую позицию по валютной проблеме. А его коллега Джордж Войнович выразил мнение, что Белый дом не хочет прибегать к санкциям против Пекина потому, что ему нужна китайская поддержка в урегулировании ядерной проблемы КНДР.

Свое недовольство члены Конгресса выражали даже в дни проведения переговоров в Аннаполисе. Так, 11 сенаторов от обеих партий, включая претендента демократов на пост президента США Барака Обаму, направили письмо Бушу, в котором указали, что "те несправедливые ценовые преимущества, которые предоставляет китайским фирмам заниженный курс юаня, вынудили многие американские компании объявить о банкротстве или даже о своем закрытии, в результате чего пострадали наши работники, их семьи и весь средний класс".

А два члена палаты представителей – демократ Чарлз Рэнджел и республиканец Сэндер Левин в другом послании, адресованном Белому дому, заявили, что испытывают "серьезное беспокойство" по поводу того, что администрация, которой осталось находиться у власти всего несколько месяцев, может поддаться искушению ускоренно завершить переговоры, не получив от Пекина должных гарантий для деятельности американских компаний на китайском рынке.


Александр Пахомов, корр. ИТАР-ТАСС в Вашингтоне
Источник: "Компас"


 Тематики 
  1. Китай   (650)
  2. США   (970)