|
К отношениям между Ватиканом и Израилем
Одним из следствий перемирия между Израилем и палестинским движением ХАМАС, стало возобновление обсуждения вопроса о возможности паломничества Папы Римского Бенедикта XVI в Святую Землю. Понтифик вновь заявил о своем желании "обнять католиков, проживающих в этом краю, прославленном земными днями и мученической казнью Спасителя". Эти слова были произнесены римским первосвященником в обращении к участникам проходящей в Ватикане конференции Организации по помощи восточным церквям. "Я молюсь за то, чтобы сигналы мира, которые приветствую с глубокой надеждой, получили свое закрепление", – отметил римский первосвященник.
Надежду посетить Святую Землю, подобно его предшественникам – Павлу VI и Иоанну Павлу II – Йозеф Ратцингер высказывал с самого начала своего понтификата. В традиционном рождественском послании "Урби эт орби" /"Граду и миру"/ два года назад Бенедикт XVI отметил: "Я живо надеюсь, что Провидение поможет обстоятельствам, способствующим моему паломничеству на Святую Землю". Официальное приглашение властей Израиля имеется, но его осуществлению препятствуют нерешенные проблемы в ватикано-израильских отношениях, неурегулированность юридических и имущественных вопросов, двусторонние переговоры по которым безуспешно продолжаются на протяжении последних 10 лет. Последний тур этих переговоров состоялся несколько недель назад. Тем не менее понтифик регулярно возвращается в своих публичных выступлениях к этой поездке.
К числу проблем, осложняющих ватикано-израильские отношения, наблюдатели относят и начатую Святым Престолом практику беатификации /вознесения на алтарь блаженных/ Папы Римского Пия XII. Миланская газета "Иль Джорнале" опубликовала материал своего ватиканиста Андреа Торнелли с очередным опровержением заявлений о том, что Папа Римский Пий XII был антисемитом.
В 1938 году, менее чем за год до его избрания на папский престол, тогдашний кардинал Госсекретарь Ватикана Эудженио Пачелли предпринял через варшавскую нунциатуру попытку заблокировать закон, запрещавший ритуальный забой животных – согласно еврейским обычаям – считая такую меру формой преследования. Кардинал Пачелли обратился с письмом к нунцию в Варшаве архиепископу Филиппо Кортези, в котором он осуждал "любой акт преследования или антисемитского насилия". В своем материале ватиканист "Иль Джорнале" напоминает еще об одном любопытном факте из биографии Пия XII: еще со времен обучения в лицее, будущий Папа дружил с членом еврейской общины Рима Гвидо Мендесом, которому помог эмигрировать из Италии в Швейцарию после вступления в силу расовых законов.
В то же время, многие жертвы Холокоста, в отличие от ряда еврейских организаций, поддерживают причисление к лику блаженных Пия XII, вопреки распространенному мнению, что этот Папа, который возглавлял Святой Престол с марта 1939 по 1958 год, сотрудничал с гитлеровским режимом и знал о замыслах уничтожить евреев, но ничего не сделал для их спасения.
Однако не все согласны с этим мнением. Ватикан утверждает, что понтифик Пий XII, до возведения в сан служивший посланником Святого престола в Германии, помог спасти жизни 800 тыс. евреев, а молчание Папы относительно нацистских зверств исходило из желания наместника Святого Петра не усугублять ситуацию.
Пережившие Катастрофу представители ньюйоркской еврейской организации "Рave the way" на-днях встретились с Бенедиктом XVI, для того чтобы выразить свою поддержку канонизации Пачелли, который, по их мнению, оказал огромную помощь евреям в годы Второй мировой войны. Тем не менее Бенедикт XVI принял решение отложить церемонию, до того момента пока историки не представят однозначные аргументы, которые позволят сделать вывод о его роли во время войны.
Как еврейские, так и католические ученые жалуются, что полный доступ к документам о Пие XII из архивов Ватикана есть лишь до 1939 года.
Сейчас в Ватикане проходит серия памятных мероприятий, приуроченных к 50-летию смерти Пия XII. Руководитель службы печати Ватикана отец Федерико Ломбарди заявил, что запланированные на осень этого года выставки и конференции в память о жизни и эпохе Пия XII никак не связаны с вызывающим споры предложением о начале процедуры его причисления к лику блаженных.
В то же время Сальваторе Физикелла, ректор Латеранского университета, где также пройдут памятные мероприятия, заявил, что цель данных шагов – "прояснить сложные моменты" служения понтифика. Физикелла, который сегодня сменил Элио Сгечча на посту главы Папской академии естественных наук и стал архиепископом, говорит, что Пия XII "несмотря на существующие доказательства" продолжают из-за "коллективной косности" воспринимать как человека, безразлично относившегося к преследованию евреев нацистами.
Епископ Вальтер Брандмюллер, глава папской исторической комиссии, говорит, что карьеру Пия XII "слишком часто рассматривали с точки зрения политики, а не его служения на престоле Святого Петра". Джованни Мария Виан, редактор ватиканской газеты "Оссерваторе романо, выразил надежду на то, что удастся создать "более разносторонний" образ Пия XII.
В новой книге Джерарда Ноэля, бывшего редактора издания The Catholic Herald, утверждается, что папа Пий XII вовсе не был антисемитом и что ночами он пытался изгнать демона из Гитлера, поскольку верил, что нацистский диктатор одержим дьяволом. В книге "Пий XII: пес Гитлера" Ноэль пишет, что понтифик не был "ни антисемитом, ни сторонником Гитлера", однако им двигали "огромные амбиции в отношении Католической церкви, которую он считал единственной истинной церковью". "Пий XII стал катастрофой для евреев. Не из-за того, что он был антисемитом, а потому что у него были огромные политические амбиции, – указывает Ноэль.
Он пишет, что Конкордат 1933 года с Третьим рейхом, который обсуждал Пий XII, будучи еще кардиналом Эудженио Пачелли и госсекретарем, непосредственно позволил Гитлеру в том же году прийти к власти. Спустя несколько дней после Конкордата "Гитлер начал гонения на евреев. А Пий после подписания Конкордата боялся, что, если он начнет критиковать Гитлера или нацизм, это приведет к расколу Католической церкви в Германии", считает Ноэль.
Существует еще одна проблема, о которой сейчас опять заговорили в связи с планами папской поездки на Святую Землю.
В честь императора Тита в самом центре Рима среди развалин древнего форума возвышается триумфальная арка. Император изображен на прекрасно сохранившихся барельефах, возвращающимся с победой. За ним шествуют римские легионеры: увенчанные лаврами победители несут таблицы, на которых перечислены названия поверженных городов. Город Иерусалим значится на одной из табличек, он был захвачен и разграблен в 70 году н.э. Среди богатой императорской добычи – рабов, дорогой утвари, видна одна из самых главных иудейских святынь – знаменитый светильник Золотая Менора. Согласно преданию, Менора представляет собой семисвечник, изготовленный по указанию Моисея во время многолетнего перехода евреями пустыни. Вся реликвия была вычеканена из одного цельного огромного слитка золота. Вес этого уникального светильника составлял 40 килограммов.
Золотая Менора, которую еще называют Светильником Моисея, для верующих евреев – один из самых значимых символов веры, она символизировала сотворение мира за семь дней и изображена на гербе Государства Израиль.
Существует несколько различных преданий о дальнейшей судьбе Золотой Меноры после того, как она была захвачена легионерами императора Тита. Согласно одному из них, некие злоумышленники выбросили ее в Тибр. Спустя некоторое время напротив этого места было образовано еврейское гетто, а в конце XIX века появилась главная римская синагога.
Министр по делам религии государства Израиль Шимона Шитрита нанес в самом конце ХХ века визит в Ватикан и был принят Папой Иоанном Павлом II. Министр заявил, что у него имеются сведения о том, что всемирно известная еврейская святыня не пропала бесследно, а хранится под большим секретом в тайниках Ватикана. Шитрит высказал свое предположение на основе последних исследований специалистов флорентийского университета.
Он подчеркнул, что возвращение Меноры или хотя бы прояснение ее судьбы имело бы чрезвычайную значимость для налаживания и поддержания на высоком уровне отношений между католическим миром и евреями. Выслушав речь министра, верховный понтифик никак на нее не отреагировал, но и не отрицал наличия в Ватикане реликвии.
Никак не комментирует эту версию и нынешнее руководство Римско- католической церкви.
Алексей Букалов, корр. ИТАР-ТАСС в Ватикане
Источник: "Компас"
|