В США открыт доступ к сенсационным архивным документам, касающимся попытки организации убийства членами Организации украинских националистов (ОУН) президента США Франклина Делано Рузвельта. Их публикация в международной печати вызвала у интересующейся публики «шок и трепет». Однако украинские СМИ не спешат обнародовать эту новость. Видимо, на фоне превращения руководителей ОУН из преступников в «национальных героев» эта историческая информация здесь кажется неуместной.
Однако рано или поздно все тайное становится явным. Архивные документы, проливающие свет на некоторые действия и роль ОУН и ее лидеров в начале Второй Мировой войны, открыты для ученых в Президентской библиотеке Франклина Рузвельта и Фонде Генри Филда.
Симптоматично, что это произошло в разгар очередного политического скандала на Украине, сопровождавшего организованное рядом СМИ голосование за кандидатов на роль «Великих украинцев». Одним из лидеров народных симпатий якобы стал Степан Бандера. Представители украинских властей вполне могут использовать результаты этого сомнительного во многих смыслах опроса для награждения лидера украинских националистов посмертно званием «Героя Украины».
«Прежде чем делать из руководителей ОУН героев, следовало бы впридачу к многочисленным свидетельствам об их роли в нацистском геноциде, этнических чистках поляков и послевоенном терроре на Западной Украине исследовать документы о террористической деятельности ОУН на службе нацистской Германии», — пишет в одной из своих статей доктор философии из политологического факультета университета города Торонто (Канада) Иван Качановский.
Объявление «результатов» проекта «Великие украинцы» вызвало негодование в Центральной, Восточной и Южной Украине. Ситуацию прояснил действительно репрезентативный опрос, проведенный Киевским международным институтом социологии. Итоги профессионального исследования разительно отличаются от самодеятельности некоторых СМИ: звание «великого» Степан Бандера получил только среди 0,7% опрошенных (причем в Западной Украине – 2,7%), большинство же респондентов, как и следовало ожидать, отдали свои голоса поэту и национальному герою Тарасу Шевченко.
Новые документы американских спецслужб сильно усложнят задачу некоторым украинским силам, пытающимся официально сделать из Бандеры «Героя Украины» следом за Романом Шухевичем, главой нацистского батальона «Нахтигаль» во время Второй Мировой войны.
Для ознакомления и изучения в Президентской библиотеке президента Рузвельта открыто несколько документов, касающихся ОУН. Но каких!
В «Информации по Григорию Мацейко» от 24 марта 1941 года, которая поступила в спецслужбы США из Чили, указывается, что «немецкий пресс-аташе Зинсер нелегально организовал группу украинских террористов» в Буэнос-Айресе. Сообщается, что «Григорий Мацейко появился в Буэно-Айресе под именем Петра Кузьменко», и что «ему обещали за убийство президента Рузвельта миллион немецких марок». В документе описывается, что такое указание Мацейко получил после убийства по заказу Бандеры польского министра Перацкого, скрываясь в Аргентине. В документах указывается, что его помощниками в теракте против польского министра были Микола Лебидь (заместитель Бандеры в 1941 году), и Дария Гнаткивська. Оба были осуждены за убийство Перацкого. Здесь же секретный агент спецслужб США сообщает, что «после того, как их (Лебидя и Гнаткивську, – прим.) освободили немцы из польской тюрьмы, они установили связи в Риме с Мельником, руководителем ОУН после убийства Коновальца».
Согласно сообщению от 27 марта 1941 года, первую попытку въезда в США для исполнения приказа об убийстве президента Франклина Рузвельта Мацейко совершил из Гондураса «с помощью агента гестапо Зинсера. (…) У него польский, французский и немецкие паспорта. В его группу входят Курнемко, Курмяк, Кузьмук и Шульц Ян».
В архивных документах описываются главные действующие лица, принимавшие участие в подготовке теракта против американского президента группой ОУН, и другие их «подвиги».
Зинсер, о котором докладывается в секретных документах как о ведущем агенте гестапо в Латинской Америке, был штурмбанфюрером в штурмовых гитлеровских отрядах. Работал для нацистской Германии под дипломатическим прикрытием в Польше перед вторжением Гитлера на ее территорию. В 1941 году, по данным американской военной разведки, он был задействован в нацистском проекте по выведению из строя Панамского канала, и это стало причиной его высылки из Гондураса и Гватемалы. Разведывательную и подрывную деятельность в пользу фашистской Германии он продолжил в Шанхае в ранге консула. Но все это, в конечно итоге, для него плохо закончилось: после войны Зинсер был арестован и отправлен в советскую тюрьму.
Американские спецслужбы получили информацию о готовящемся покушении на президента Рузвельта силами ОУН (с подачи и при участии немецких нацистов) и предприняли меры для поимки Григория Мацейко. Его паспортная фотография была увеличена, сконструирован также и профильный вариант. Несколько тысяч этих фотокопий и его приметы были направлены сети американских агентов в странах Латинской Америки, а также во все полицейские участки США.
Большую работу по сбору информации провел Генри Филд, который возглавлял специальный разведывательный отдел при президенте Рузвельте. Вела проект по выявлению террористов из ОУН Секретная служба США, которая охраняет американских президентов. В открытых архивных документах сконцентрированы все данные об ОУНовском полпреде в США Григории Мацейко и других ее членах, причастных к организации покушения, собранная этой службой и командой Генри Филда. В частности, о Мацейко сказано: «Он человек …с хорошим самоконтролем и имеет великолепные навыки как террорист».
Из документов видно, что американские спецслужбы собрали также немало информации о Степане Бандере и его непосредственной причастности к убийству польского министра Перацкого, а также отследили связи ОУН в странах Латинской Америки с нацисткой разведкой. Американцам, судя по документам, удалось «вычислить» и своих «кротов», имеющих связи с ОУН. В поле зрения штатовских спецслужб попал некий Григорий Герман, офицер резервной армии США и, как оказалось, один из лидеров филиала ОУН в Северной Америке.
«Работа ОУН не так хорошо организована в Латинской Америке, как в Соединенных Штатах и Канаде, — сообщается в открытом архивном документе. — Возрастающая роль движения ОУН в Латинской Америке может быть объяснена теми обстоятельствами, что Латинская Америка обычно используется в качестве подготовительных действий и разворачивания сетевой работы на территории США».
Архивные документы американских спецслужб свидетельствуют, что информация о подготовке убийства президента США Франклина Рузвельта была получена из различных источников. Один из них – греко-католический священник Олексий Пелипенко, который эмигрировал в Польшу после прекращения деятельности правительства Украинской народной республики, затем перебрался в Германию, и в конце концов, к началу Второй Мировой войны, оказался в Аргентине. Видимо, Пелипенко вел свою игру, сотрудничая с американскими спецслужбами. Они его характеризовали как «националиста» и «большого антисоветчика». (Другой греко-католический священник Иван Бучко из США проходит по открытым документам как пособник в деле организации убийства Рузвельта. Осенью 1941 года его из-за этого выдворили из США.)
«Более полные материалы о вероятном ОУНовском покушении на президента Рузвельта, — сообщает в одной из своих статей доктор Качановский, — должны находиться … в архивах ФБР, которое расследовало деятельность ОУН в начале Второй Мировой войны».
Алла Ярошинская
Источник: "РОСБАЛТ"