|
О проблеме старения населения
Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг
Старение населения ставит порой неразрешимые социально-экономические и правовые проблемы перед многими европейскими государствами. В настоящее время они встают с особой остротой: к 2050 году средний возраст трети населения стран Евросоюза, например, превысит 65 лет, что приведет к потрясению не только политических и экономических основ общества, но и каждодневной жизни людей. Если всего три года назад только 16,45 проц. населения нынешнего ЕС было старше 65 лет, то этот показатель должен подняться до 18 проц. к 2010 году, до 25 проц. – к 2030 и до 30 проц. – к 2050 году. Таковы данные Европейского института статистики /Евростат/.
По мнению ученых, Европе пришло время научиться жить с учетом возрастных изменений населения. То есть управлять государственными финансами с учетом не только расходов пенсионной системы и здравоохранения, но и с учетом растущей политической роли людей преклонного возраста. Другими словами, европейцы не должны более рассматривать старение только с точки зрения его стоимости или опасности для экономики. Экономика должна использовать возможности новых рынков, учитывающих запросы "седовласых". Цвет волос будущих потребителей этой категории, вероятно, и дал рождение выражению "серебристая экономика", которая должна создать новый вид услуг и товаров специально для пожилых. Германия, самая "старая" страна ЕС, где число людей старше 65 превышает 20 проц., выступает пионером в этой области и уже принимает необходимые меры на уровне правительства.
В этом контексте все чаще встает вопрос о соблюдении прав человека для этой возрастной категории, то есть для престарелых. Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг считает, что пожилых людей слишком часто игнорируют и лишают возможности в полной мере пользоваться правами человека. "Пожилые люди имеют такие же права, как и все другие, – подчеркнул он в специальном разъяснении, распространенном Бюро комиссара в Страсбурге. – В силу своей уязвимости они нуждаются в особой защите, и уже во Всемирной декларации прав человека было особо отмечено, что пожилые люди имеют право на безопасность. Во многих последующих договорах о правах человека предусматриваются основные права пожилых людей, и один из примеров этого – пересмотренная Европейская социальная хартия".
Однако по-прежнему слишком часто права пожилых людей игнорируются, а иногда и вообще не соблюдаются, отмечает Хаммарберг. Пожилые люди страдают от широко распространенного мнения, что они уже ничего не производят и не представляют пользы для современного общества. Настало время более конструктивно обсудить, как можно обеспечить права человека для пожилого поколения, призывает комиссар.
Одна из проблем, по его мнению, состоит в том, что пожилые люди вообще редко имеют возможность громко заявить о себе в политике. Защищающие их интересы организации, как правило – за редким исключением – слабы, а политические партии обращаются скорее к молодым поколениям. То, что явное большинство пожилых людей составляют женщины, также может объяснить такое отсутствие внимания к ним со стороны политиков.
Пожилые люди, стремящиеся сохранить активность в обществе, сталкиваются с разными проблемами. Следует пересмотреть политику по отношению к трудящимся пожилого возраста и создавать благоприятные условия и организационные рамки для активной старости, считает Томас Хаммарберг. Дискриминация по возрасту принимает разные формы, такие как необоснованные ограничения по возрасту в сфере законодательства и политики, отказ от предоставления соответствующего медицинского обслуживания и услуг, стереотипы и социальная отчужденность. Как статья 14-я Европейской конвенции о защите прав человека, так и Протокол 12 к этой конвенции обеспечивают защиту от дискриминации, опираясь при этом на неиссякаемый перечень оснований, отмечает комиссар. И возраст является одним из тех оснований, которые предусматриваются в этих договорах. Речь идет о пояснительном докладе к Протоколу 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункт 20.
В своем Плане действий, утвержденном на Варшавском саммите в мае 2005 года, главы государств и правительств государств – членов Совета Европы заявили, что в политике содействия социальной сплоченности, помимо прочих социальных и экономических аспектов, следует учитывать проблемы, связанные с возрастом, напомнил Хаммарберг. Поскольку права человека и социальные права связаны с социальной сплоченностью, то ее можно достичь лишь на основе уважения достоинства всех людей.
Первым обязывающим положением в области прав человека, предусматривающим защиту пожилых людей, стала статья 23 пересмотренной Европейской социальной хартии. Главная цель состояла в том, чтобы обеспечить для пожилых людей достойное существование и участие в жизни обществе. Для того чтобы добиться этого на практике, государства-участники Хартии должны обеспечить, чтобы их системы социального обеспечения, здравоохранения и жилищная политика были адаптированы к потребностям пожилых людей. Помимо этого, государства должны принять и выполнять антидискриминационное законодательство в некоторых областях, включая и рынок труда.
Все больше людей, выходящих на пенсию, находятся в прекрасной форме и предпочли бы продолжать свою профессиональную деятельность, замечает комиссар Совета Европы. Однако это не привело к необходимому пересмотру подходов к тому, как профессиональные навыки, опыт и самоотверженность этих людей могли бы быть использованы на общее благо. Особое внимание следует уделять тому, чтобы обеспечить всем пожилым людям, у которых может не быть высокой официальной квалификации, возможность продолжать свою трудовую жизнь. "Возраст не является достаточным основанием для игнорирования кого-либо при найме, ни для увольнения, за исключением тех случаев, когда это делается в соответствии со статьями пересмотренной Европейской социальной хартии", – подчеркнул Томас Хаммарберг.
Было бы более логично предусмотреть больше гибкости в отношении возраста ухода на пенсию, учитывая личные предпочтения и возможности. Если бы были внесены определенные изменения в условия труда, в том числе и продолжительность рабочего дня, то многие захотели бы продолжать работать намного дольше, чем предусмотрено ныне в отношении ухода на пенсию, считает он. На конференции ООН по проблемам старения в Мадриде в 2002 году было заявлено, что "пожилые люди должны иметь возможность работать столь долго, сколько они пожелают и смогут, при этом занимаясь приносящей удовлетворение и продуктивной работой", напомнил комиссар. Многие из тех, кому сейчас больше 60 лет, могут, по его мнению, прожить после ухода на пенсию два или три десятилетия, а в некоторых случаях еще дольше. По всей Европе в настоящее время наблюдается быстрый рост числа очень пожилых людей. Это та категория, которая во многих случаях требует особого ухода, так как многие из них явно зависимы и страдают от слабоумия или иных заболеваний.
Учитывая это, необходимо сделать все возможное, чтобы позволить пожилым людям как можно дольше сохранять автономию. Меры защиты должны быть гибкими, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям. Они должны приниматься только в тех областях жизни человека, где совершенно необходимы, то есть должны касаться юридической защиты недееспособных взрослых людей.
Для человека должно быть также возможно – когда он или она еще способны это делать – принимать решения о том, что будет происходить в будущем и кто будет действовать в качестве его или ее представителя в случае вероятной недееспособности. Такие меры в отношении самоопределения личности отвечают требованиям уважения к достоинству каждого лица как человека. Именно поэтому Совет Европы в настоящее время работает над рекомендацией о защите недееспособных взрослых людей, когда такая ситуация возникает, сообщил Томас Хаммарберг.
Растущее число пожилых людей неизбежно приведет к нагрузке на систему социального обеспечения и здравоохранения. И даже если будет проводиться более гибкая пенсионная политика, тем не менее, с экономической точки зрения, в будущем будет существовать менее благоприятное соотношение между работающим населением и иждивенцами. Однако гуманное и справедливое общество должно принимать на себя такую ответственность и уважать человеческое достоинство и права самых пожилых людей. Системы здравоохранения должны осуществлять такую политику и практику, которая была бы благоприятна для пожилых, и обеспечить старение в здоровых условиях.
Многие из пожилых людей живут в бедности, их человеческое право на соответствующий уровень жизни не соблюдается. В странах переходного периода пожилые люди особо страдают от перемен, и, разумеется, имеют мало возможностей для компенсации роста цен благодаря дополнительной работе или более высокой зарплате. Многие из них вынуждены были согласиться, например, на резкое ухудшение в качестве жилья. "В этом случае подойдет определение "потерянное поколение", – резюмировал комиссар Совета Европы.
Для того, чтобы должны образом защитить пожилых людей в будущем, требуются новые стратегии социального обеспечения. И в тех странах, где социальное обеспечение находится на более высоком уровне, существует необходимость вновь вернуться к анализу того, какую защиту получают пожилые люди. Слишком много поступает сообщений о плохом и даже жестоком обращении в домах престарелых – причем некоторые из этих учреждений являются частными, отметил Хаммарберг. "В любом случае, это неприемлемый провал политики, который усугубляется тем, что лица, проживающие в таких учреждениях, зачастую сами не могут заявить о своих правах и тем более не могут защитить себя от такого обращения", – подчеркнул он.
"Во время своих поездок по европейским странам я видел самые разные ситуации: как современные, похожие на обычные учреждения с демократической атмосферой и отличным медицинским уходом, но также и центры, в которых к людям относятся формально, сотрудники не подготовлены, перегружены и разочарованы в своей работе – поделился своими впечатлениями комиссар Совета Европы. – Следует расширить участие пользователей и их семей в управлении этими учреждениями на основе самоуправления".
Важнейшее значение, по его мнению, имеет качество питания. В некоторых учреждениях проживающие в них люди не получают достаточного питания, а из других сообщается, что пожилые люди страдают от обезвоживания организма. В некоторых странах совершенно очевидно необходимо более тщательно следить за условиями проживания в учреждениях для престарелых, считает комиссар СЕ. Важные принципы такого контроля закреплены в пересмотренной Европейской социальной хартии. Лица, проживающие в учреждениях для престарелых должны, разумеется, получать соответствующие уход и услуги. В полной мере следует соблюдать их право на частную жизнь и человеческое достоинство. Они должны иметь также право на участие в решениях относительно своего лечения, а также условий содержания в учреждении.
Для того чтобы предупреждать плохое обращение и способствовать качественному уходу, следует создавать независимые системы по рассмотрению жалоб и проведению инспекции. "Как было предложено в 2007 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы, необходимо разработать модель европейских норм в области минимальных стандартов для пожилых людей в учреждениях для престарелых", – считает Томас Хаммарберг.
Важнейшим приоритетом, по его мнению, является возможность находиться в старости в своем окружении. Даже в тех странах, где учреждения благоприятны для пожилых, тем не менее, многие пожилые люди предпочитают как можно дольше оставаться у себя дома. Это требует иного подхода к организации ухода со стороны органов соцобеспечения. Такие реформы уже проведены во многих странах.
"Однако, как мне представляется, можно сделать больше для того, чтобы предложить пожилым людям дополнительный выбор и влияние на то, какой уход они предпочли бы получать сейчас и позднее, – отметил Хаммарберг. – Один из аспектов состоит в том, чтобы уделять большее внимание поддержке и иногда разгрузке членов семьи, которые оказывают повседневную помощь своим престарелым родственникам. Благополучие самих лиц, осуществляющих уход, имеет большое значение для качества ухода и уважения достоинства и для качества жизни иждивенцев".
Среди самых пожилых есть и те, кто особенно уязвим. Мы знаем, что в некоторых случаях от дискриминации страдают пожилые женщины и что очень часто они получают сокращенную пенсию, потому что они занимались уходом за членами семьи, а не активной профессиональной деятельностью.
Помимо этого, существуют две группы пожилых людей с ограниченными функциональными возможностями, которых тоже можно рассматривать как особо уязвимых: это люди с ограниченными возможностями, которые стареют, и пожилые люди, которые с возрастом стали инвалидами. Первая группа жила с ограниченными функциональными возможностями почти всю или большую часть своей жизни и теперь живет дольше, чем раньше, часто переживая своих опекунов. Другая группа – это люди, которые всю свою жизнь прожили без каких-либо продолжительных периодов времени, когда они страдали от ограниченных функциональных возможностей, но в пожилом возрасте их возможности стали ограниченными. С возрастом эти люди приобретают инвалидность в результате старения: например, ухудшаются их зрение, слух или мобильность. При разработке политики и программ следует учитывать разные ситуации этих обеих групп. Особое внимание на глобальном уровне следует уделять ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, предусматривающей для них ряд гарантий.
В соответствии с "Планом действий по продвижению прав и полного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества: совершенствование качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе на 2006-2015 гг." старение людей с ограниченными возможностями, особенно тех, кто требует интенсивной поддержки в силу природы своей инвалидности, создает новые вызовы для всех обществ в Европе. Это требует оказания поддержки отдельным лицам и их семьям, особенно тогда, когда основными опекунами являются пожилые родители. Требуются новаторские подходы для преодоления этих проблем на основе комплексной политики и широкого спектра оказания услуг. Необходимо осуществлять скоординированные действия, которые отвечают конкретным потребностям с целью помочь стареющим людям с ограниченными возможностями оставаться в своем окружении в возможно большей степени. Это требует оценки индивидуальных потребностей и перспективного планирования, а также обеспечения требуемых услуг, отмечается в рекомендации Хаммарберга.
Такой же риск существует и в отношении пожилых мигрантов, у которых в некоторых случаях есть проблемы со знанием языка. По мере роста числа мигрантов в европейских странах они сталкиваются с проблемами, к которым власти явно не подготовлены. В результате этого данная категория лиц подвергаются дискриминации по целому ряду признаков.
Учитывая демографические тенденции, существует потенциальный конфликт между поколениями и риск поляризации между молодым поколением и пожилым: поэтому нужны подходы к регулированию отношений между поколениями и в целом установление лучших связей между ними.
Томас Хаммарберг предлагает политическим руководителям европейских стран пересмотреть политику в отношении прав пожилых людей "еще до того, пока они сами не испытают на себе последствия своей нынешней политики".
Юрий Ульяновский, корр. ИТАР-ТАСС, Париж – Страсбург>
Источник: "Компас"
|