Официальные Москва, Берлин и Варшава уделяют все меньше внимания проблемам прибалтийского региона, считая его периферийным и не слишком важным. Такая точка зрения прозвучала на прошедшей в Киле (Германия) международной конференции «Балтийский медиа-форум». В конференции приняли участие представители ведущих СМИ из всех стран, имеющих выход к Балтийскому морю, – России, Германии, Польши, Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы.
В центре внимания участников медиа-форума, — уже третьего по счету, устраиваемого германской организацией Academia Baltica при поддержке правительства немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн, — на этот раз была Россия. Причем участники конференции делали упор на двух аспектах: наша страна, во-первых, — поставщик энергетических ресурсов для всех стран региона, во-вторых, — единственное государство из имеющих границы на Балтике, которое не входит в Евросоюз. Если бы не Россия, Балтика превратилась бы во внутреннее море ЕС со всеми вытекающими последствиями. Поэтому диалог с Россией и отношение европейцев к проблеме русскоязычного меньшинства в Прибалтике стали мотивами почти всех выступлений на конференции в Киле.
Любопытно, что образ сегодняшних прибалтийских республик в выступлениях участников конференции несколько не совпадал с тем, что создается многими российскими СМИ. А по нескольким пунктам схожести вообще не просматривалось.
Так, например, участники конференции из Эстонии, Латвии и Литвы всячески демонстрировали свое несогласие с использованием понятия Прибалтика и, соответственно, включением в него их государств. Само это определение балтийские страны воспринимают как порождение советского времени. «У нас был общим только билет на выход из СССР», — отмечали выступавшие. Эстония, например, предпочла бы заменить определение «прибалтийская» на «северная».
Отмечалось, что у всех трех стран разные центры экономического и культурного притяжения. Эстония тяготеет к альянсу с Финляндией, здесь языковая и этническая общности оказываются сильнее других факторов. Кстати, в выступлениях, посвященных Эстонии, звучала озабоченность ситуацией в стране: «Они (граждане страны) 15 лет вкалывали, как сумасшедшие, а достигли состояния истощения. Им трудно найти место в глобализирующемся мире, трудно жить самим по себе, ситуация складывается печальная», — заметил немецкий журналист Микко Фритце. Латвия же все больше тяготеет к Германии, а Литва ориентирована скорее на Польшу.
Кроме того, как отмечали выступавшие, идею интеграции двух групп населения в бывших республиках Советской Прибалтики – представителей коренных наций и русских – можно считать похороненной. Интеграции не предвидится, упомянутые части населения существуют в параллельных мирах, у них свои интересы, надежды, праздники, кумиры, любимые рестораны…
Теперь речь идет не об интеграции, а о том, чтобы общины относились друг к другу с уважением. И в этом смысле ситуация более оптимистическая. По словам выступавших на конференции журналистов, отрицательных эмоций при общении «двух миров» друг с другом становится все меньше, а готовности строить взаимодействие в сложившихся условиях — все больше. Эта ситуация разительно отличается, например, от той, которая сложилась в Хорватии, где существует настоящая ненависть между национальными общинами, подчеркнул один из немецких журналистов. А его коллега из Эстонии добавил: русскоязычная часть населения в его государстве смотрит московские телеканалы и разделяет интересы и надежды скорее России, чем страны проживания.
Впрочем, в Эстонии осознают всю неправильность этой ситуации и понимают, что необходимо создавать местное телевидение на русском языке, а также весомую политическую партию, которая давала бы возможность участвовать в общественной жизни страны представителям нацменьшинства. Похоже, что до последнего времени и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве большинство коренного населения боялось объединения активных русскоязычных граждан. Сегодня, по словам выступавших, ситуация меняется и национальное большинство склоняется к мысли, что пусть уж лучше русские активно участвуют в местной общественной жизни, чем сохраняют ориентацию на Москву.
Но Россия была в центре внимания выступавших на конференции в Киле журналистов не только в контексте ее отношений с Литвой, Латвией и Эстонией. Соседняя Финляндия, оказывается, неровно дышит к России не только из-за «спорных», по мнению ряда местных политиков, территорий, но и из-за богатых россиян, скупающих земли по ту сторону границы.
Так, журналистка из Финляндии Хайди Зидан отметила, что в Финляндии все большую озабоченность вызывает скупка россиянами земли и недвижимости в приграничных с Россией областях. Недавно предметом обсуждения финских СМИ стало объявление о продаже дома, в котором обязательным условием значилось, что покупатель не должен иметь «русских корней». «Сорок тысяч эмигрантов из России в Финляндии, к сожалению, не стали тем мостом, который смог сблизить наши народы, – отметила журналистка. — Они практически никак не участвуют в общественной жизни, не присутствуют ни в газетах, ни на телевидении». Более того, по ее словам, у финнов снижается интерес к России, все меньше туристов из Суоми стремятся посетить соседнюю страну или вести там какие-либо дела. Заметим, что это выступление несколько диссонировало с устоявшемся убеждением, «что уж с Финляндией-то у нас никаких проблем нет, а финны просто счастливы видеть российский бизнес и туристов».
Особого накала дискуссия достигла на второй день, когда обсуждалось строительство газопровода «Северный поток» в обход прибалтийских республик и Польши (так это воспринимается в этих странах). Надо сказать, что представители «обиженных» «Газпромом» государств высказывали озабоченность не столько параметрами трубопровода как такового, сколько тем, что с ними никто проблему не обсуждал, их просто проигнорировали. Проводили исторические параллели, говорили о «сговоре России и Германии», о страхе соседей из-за возможности создания союза Москвы и Берлина, требовали учитывать психологическую и историческую составляющие этой боязни.
Дискуссию обострила и жесткая позиция представлявшего Россию телеведущего Первого канала, автора программы «Судите сами» Максима Шевченко. «Или у нас свободный рынок, где мы сами выбираем себе выгодных и адекватных партнеров, на которых можно положиться, или мы считаемся с психологическими составляющими и страхами стран, которые отнюдь не позиционируют себя как дружественные России», — заявил он.
Получив такую отповедь, представители обойденных газовой трубой стран обратили свои претензии к Германии, которая, считают они, «обязана проводить единую европейскую политику, а не строить с Россией двусторонние отношения». В общем, немецкому представителю «Северного потока» на форуме пришлось нелегко, но он заверил, что в конечном варианте проекта Германия постарается учесть субъективные опасения соседних стран. Он также отметил, что участники ни одного такого рода проекта не дают так много информации о ходе работы и не высказывают такой готовности обсуждать любые вопросы, как «Северного потока». Представитель Германии также обратил внимание на тот факт, что строительство трубопроводов из Эстонии в Финляндию и из Польши в Данию почему-то никакого интереса общественности и экологов не вызывают, да и вообще о них мало кто знает…
Разумеется, не обошлось и без идеологических споров. В частности, была показана документальная съемка разгона марша оппозиции в Петербурге, а также поднят вопрос о сносе «Бронзового солдата». Однако тут значительная часть немецких журналистов продемонстрировала хорошее знание реалий и подспудных мотивов происходившего. В выступлениях немецких журналисток Габриэлы Кроне-Шмальц и Биргит Йоханнсмайер симпатии к России и нацменьшинству в прибалтийских странах было значительно больше, чем в высказываниях некоторых журналистов из РФ.
В конце концов, ведущий дискуссии предложил «забыть этот документальный фильм, который показали просто для затравки», а его автор Штефан Штухлик (немецкий телеканал ARD, московское представительство) сказал, что, в общем, он вполне разделяет скептическое отношение к фигуре «оппозиционера и борца» Гарри Каспарова. Если же он и берет комментарии у таких людей, как Каспаров, то, по его словам, делает это потому, что до официальных лиц никак не добраться.
Что же касается обсуждения в кулуарах, то мнение журналистского сообщества было едино — жители всех стран балтийского региона хотят серьезного улучшения отношений между разными общинами и соседними странами, более тесных связей, доброжелательного и подробного освещения событий в прессе и меньшей конфронтации со стороны политиков и идеологов. Обсуждалась идея создания сайта балтийских СМИ, который включал бы в себя новости, интервью, аналитику из разных государств, позволял сравнивать позиции и мнения, существующие в разных странах в их оригинальных версиях.
Журналисты убеждены в том, что зарабатывание политиками очков и укрепление своих позиций внутри страны за счет противопоставления интересов разных наций и общин, их игра на исторических страхах и обидах — отвратительны.
Татьяна Чеснокова
Источник: "РОСБАЛТ"