Беспорядки в Раджастан
НЬЮ-ДЕЛИ, 26 мая. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито/. Дополнительные подразделения сил безопасности переброшены для сдерживания выступлений протеста в индийском штате Раджастхан, в результате которых погибли около 40 человек.
По поступившим сообщениям, сегодня в окрестности городов Байяна и Дауса стянуто уже около 3300 бойцов спецназа, пограничных войск и центральной резервной военизированной полиции. Для разгона бесчинствовавшей толпы, линчевавшей двух стражей правопорядка, 25 мая полицейские применили огнестрельное оружие, в результате чего были убиты по меньшей мере 37 участников выступлений.
Кампания протеста проводится местной общиной гуджаров, которые считают себя обособленной социально-этнической общностью и требуют официального предоставления им статуса так называемых "списочных" каст и племен, которые в Индии пользуются определенными привилегиями и льготами. Их лидер Кирори Сингх Бхаинсла собрал более 10 тысяч своих сторонников и заявил, что протесты будут продолжаться до удовлетворения выдвинутых требований. По его указанию гуджары перекрыли несколько участков железнодорожных магистралей, проходящих через Раджастхан, что парализовало движение поездов на нескольких оживленных маршрутах. Попытка главного министра штата добиться умиротворения путем переговоров оказалась безрезультатной.
В прошлом году массовые протесты гуджаров охватили несколько соседних регионов и докатились до индийской столицы. Жертвами столкновений тогда стали 26 человек.
* * *
ОППОЗИЦИЯ ФОРМИРУЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ШТАТЕ КАРНАТАКА
НЬЮ-ДЕЛИ, 26 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито/. Партия правой оппозиции Бхаратия джаната парти /БДП/ впервые сформирует региональное правительство на юге Индии в результате внушительной победы на выборах в законодательное собрание штата Карнатака. Согласно официально объявленным в минувшее воскресенье итогам голосования, проходившего в три этапа в течение последних недель, она завоевала 110 депутатских мандатов в 224-местной палате. Ее ближайший соперник – Индийский национальный конгресс /ИНК/, возглавляющий правящую в Индии коалицию – смог провести только 80 своих депутатов. А его партнер по прежнему коалиционному правительству штата – партия Джаната дал /секуляристская/ получила только 28 мест.
Уместно напомнить, что на предыдущих выборах в высший законодательный орган Карнатаки в 2004 году ИНК завоевал 65 мест, ДД /с/ – 58, а БДП – 79. Тогда сохранить свое место у руля власти в штате Конгрессу помог альянс со своим партнером. На сей раз, хотя технически БДП и не набрала простого большинства в законодательном собрании, до столь желанного числа ей не хватает лишь трех мандатов. И эту несущественную проблему она легко решает путем договоренности с победившими 5 независимыми депутатами.
Руководство ИНК объясняет очень болезненный для партии проигрыш на выборах распылением голосов избирателей между конкурировавшими политическими силами и ошибками в своей стратегии. Действительно, аналитики признают, что часть голосов избирателей, прежде всего – представителей низких каст и племен, именуемых далитами, могла оттянуть на себя Бахуджан самадж парти /БСП/, делающая ставку именно на эту категорию населения. Правящая в Уттар-Прадеше, она попыталась внедриться на политическую авансцену в Карнатаке, но не смогла провести ни одного своего кандидата, хотя и смешала при этом карты ИНК и ДД/с/, вторгшись в их социальную базу.
В числе важнейших причин провала бывшего альянса – негативная реакция избирателей на продолжающийся в стране рост цен, неспособность властей справиться с терроризмом. Сыграла свою роль и безуспешность попыток Конгресса добиться сплочения своих сторонников на местах. Как утверждают независимые наблюдатели, партия выдвинула многих кандидатов без учета их реального влияния, а лишь по принципу лояльности. Не было четкой координации в проведении массовой агитации. Исключение составили только предвыборные вояжи Сони Ганди и ее сына, одного из генсеков ИНК Рахула Ганди. К тому же до конца кампании ИНК так и не решился четко обозначить своего будущего кандидата на пост главы правительства. Такая "безликая" тактика уже подвела его на выборах в Гуджарате. В Карнатаке, где Конгресс метался между несколькими местными лидерами, он повторил эту ошибку. В итоге избиратели так толком и не знали – кто же будет править в штате, если они отдадут предпочтение Конгрессу.
В свою очередь лидеры БДП, главной массовой опорой которой служит индуистская община, расценивают триумф в Карнатаке как "исторический". Оранжевый лотос – избирательный символ БДП, окрашенный в традиционные для индуизма шафрановые цвета, – впервые в полной мере расцвел на Юге Индии. Непререкаемый лидер партии Лал Кришна Адвани заявил, что это событие станет "поворотным пунктом в географическом распространении БДП и одновременном сокращении влияния ИНК в масштабах почти всей страны". По его мнению, победа в Карнатаке это – "предвестие сценария, ожидающего страну на предстоящих в будущем году всеобщих выборах в парламент". Показательно, что БДП смогла ранее добиться успеха на аналогичных региональных выборах и сформировать правительства в штатах Гуджарат и Химачал-Прадеш. Обозначившаяся тенденция тем более тревожна для ИНК, что она будет служить серьезным стимулом его соперникам из БДП на запланированных до конца года выборах в законодательные собрания еще трех штатов – Чхаттисгарх, Мадхья-Прадеш и Раджастхан, а также союзной территории Дели.
Оценивая внутренние слагаемые победы, аналитики обращают внимание на то, что БДП удалось получить 17 из 28 мест, которые приходятся в Законодательном собрании на столицу штата – город Бангалор, крупнейший центр индийской индустрии высоких технологий, один из локомотивов развития страны в самых передовых сферах. Конгресс смог провести в Бангалоре 10 своих кандидатов, а ДД/с/ завоевала лишь одно место от этого избирательного округа. В то же время в целом по штату БДП отвоевала 29 из 51 места, предназначенных для представителей далитов, входящих в число так называемых "списочных" каст и племен. Это наглядно показало, насколько широк сейчас социальный диапазон в массовой базе БДП в Карнатаке. Такой симптом не может не насторожить Конгресс. Дополняет картину и то, что избрания смогли добиться только 4 из 19 выдвинутых ИНК кандидатов из мусульманского меньшинства, а из 11 кандидатов-женщин вообще никто не смог одержать победы.
Как можно с уверенностью предполагать, для всей Индии итоги выборов в Карнатаке означают еще и снятие с повестки дня вопроса о возможности объявления в стране досрочных парламентских выборов. Очевидно, что на фоне своих поражений в регионах ИНК не решится на такой опрометчивый шаг. Напротив, партия, возглавляющая правящий Объединенный прогрессивный альянс /ОПА/, имеет шанс за оставшийся до назначенных на будущий год всеобщих выборов период сплотить свои ряды и одновременно – ослабить аргументы своих политических оппонентов, выправив положение с ростом цен и разобравшись с другими острыми проблемами, которые подрывают ее авторитет, разработать и выдвинуть внятную программу, в том числе – предпринять ряд популистских мер, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.
Источник:По материалам ИТАР-ТАСС
КОММЕНТАРИЙ
То, что ИНК (индийский национальный конгресс) начал сдавать свои позиции является вполне предсказуемым явлением и редакция Родон уже говорила о возможностях такого рода в статье от октября 2007
Рахул Ганди:"Моя религия – национальный флаг". ИНК тяготился своим участием в коалиции совместно с левыми силами Индии, которые препятствовали принятию решений о сотрудничестве Индии и США в сфере ядерных технологий. ИНК рассматривал даже вопрос о выходе из коалиции и проведении досрочных парламентских выборов. Тогда еще не всем была очевидна ошибочность этой политики, когда вместо решения насущных социальных вопросов ИНК предпочитает заниматься геополитикой.
Чем и воспользовались оппоненты ИНК – Бхаратия джаната парти (БДП), резко расширившая свой социальный диапазон именно за счет включения в повестку дня острейших социальных вопросов. ИНК же пытаясь играть на политическом поле БДП – национализме, терпит чувствительные поражения.