ПЕКИН, 5 мая. /Корр.ИТАР-ТАСС Артем Чуркин/. В ходе состоявшейся 4 мая в Шэньчжэне встречи китайских властей и эмиссаров далай-ламы стороны достигли договоренности продолжить контакты "в подходящее время".
Как сообщает агентство Синьхуа, двое представителей руководства Компартии Китая Чжу Вэйцюнь и Ситар /тибетец по национальности/ ответили на все вопросы собеседников и обменялись с ними мнениями о будущих контактах и консультациях. Они указали, что "события 14 марта в Лхасе создали новые препятствия для возобновления диалога" и довели до посланников тибетского религиозного лидера, что "необходимым условием для дальнейших контактов является внушающие доверие шаги по прекращению деятельности, направленной на раскол Китая".
Представители властей КНР подчеркнули, что произошедшие в Тибете беспорядки создали угрозу фундаментальным интересам всех китайских граждан, включая тибетцев, отметили адекватные меры местного правительства по защите общественного порядка и указали, что в настоящее время проживающие в ТАР граждане в полной мере пользуются своими религиозными свободами, сообщает Синьхуа.
Представители далай-ламы обвиняют китайские власти в систематическом нарушении религиозных свобод тибетского населения, а также в применении силы в отношении якобы мирных протестов в столице ТАР Лхасе. Официальный Пекин, в свою очередь, указывает на "клику далай-ламы" как на организаторов массовых погромов в отношении этнических китайцев для дестабилизации обстановки в Тибете в преддверии Олимпиады.
* * *
ПРОБЛЕМА ТИБЕТА
ТОКИО, 6 мая. /Корр.ИТАР-ТАСС Василий Головнин/. Представители далай- ламы считают, что провели "откровенные" дискуссии в КНР с сотрудниками ЦК Коммунистической партии Китая и в целом довольны их результатами. Они заявили об этом сегодня японским журналистам в аэропорту Гонконга, откуда вылетели в Индию, где базируется правительство Тибета в изгнании.
"Мы договорились встретиться снова, однако о сроках будет объявлено только после того, как мы доложим о результатах нынешних дискуссий Его святейшеству", – сказал, в частности, представитель далай-ламы Лоди Гьяри. "Я в целом удовлетворен тем, что беседы в Китае были откровенными", – отметил он. Лоди Гьяри опроверг сообщения о том, что консультации с представителями ЦК КПК были сокращены по требованию китайской стороны. "Все прошло по плану", – подчеркнул эмиссар правительства Тибета в изгнании.
Консультации состоялись в городе Шэньчжэнь 4 мая за закрытыми дверями. В них участвовали представители далай-ламы Лоди Гьяри и Келсанг Гьялцен, а со стороны властей КНР – высокопоставленные сотрудники отдела Единого фронта ЦК КПК Чжу Вэйцюнь и Ситар /тибетец по национальности/. "Мы знакомы давно, – сказал в связи с этим Лоди Гьяри. – У нас хорошее взаимопонимание, а это всегда помогает".
Встреча в Шэньчжэне была первым контактом такого рода после беспорядков, прокатившихся в марте по Тибету и прилегающим китайским провинциям. Власти КНР обвиняют в их разжигании сторонников далай-ламы. Как заявляют в Пекине, тибетский духовный лидер занимается сепаратистской деятельностью и пытается сорвать Олимпиаду. Он, в свою очередь, отвергает такие обвинения и утверждает, что стремится лишь к обеспечению широкой автономии для Тибета в составе КНР. Далай-лама бежал в Индию в 1959 году после неудавшегося восстания его сторонников против китайского правления.
* * *
ШАНХАЙ, 5 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС/. Старинная резиденция панчен-лам в Шигадзе – монастырь Ташилхунпо, в китайском Тибете в настоящее время очень редко видит своего традиционного хозяина. Духовный наставник далай-лам, Великий лама-пандита /так переводится титул "панчен-лама"/ Гьянцэн Норбу ныне в основном обитает в Юнхэгуне, бывшем императорском дворце, построенном в эпоху правления маньчжурского монарха Канси /18 век/ в Пекине. По сообщениям, накануне он посетил в китайской столице выставку "Тибет: Прошлое и Настоящее" во Дворце культуры национальностей.
Как пишет газета "Чайна дейли", организаторами экспозиции стали отдел Единого фронта ЦК компартии Китая, пресс-канцелярия Госсовета КНР и ряд других правительственных учреждений. Выставка была открыта 30 апреля, через месяц с лишним после мартовских беспорядков тибетцев в Лхасе – столице Тибета, и в ряде других районов страны. Как сообщила газета, осматривая экспонаты панчен-лама, второй человек после далай-ламы в иерархии секты "желтошапочников" тибетского буддизма, "очень внимательно слушал объяснения гидов и обошел всю выставочную территорию". По окончании осмотра молодой 11-й панчен-лама изрек, что нынешнее процветание Тибета – результат многонациональных усилий региона, поддержки "всей страны и заботы со стороны ЦК Компартии Китая". Он призвал тибетцев проявлять патриотизм, подчиняться законам и установлениям и вносить вклад в стабильность и развитие Тибета.
Прислушается ли паства к его словам? Ведь для многих последователей "Желтого учения" более весомо и почитаемо слово далай-ламы, который с 1959 года находится в изгнании в Индии. А именно "океан мудрости", как еще называют далай-ламу, провозгласил 11-м панчен-эртни в мае 1995 года шестилетнего мальчика Гендуна Чокьи Ньиму. Через несколько дней после этого последний и его родители бесследно исчезли. Его место занял новый кандидат Гьянцэн Норбу, который, как писала официальная печать, после религиозных ритуалов, путем жеребьевки из Золотой вазы был признан перевоплощением усопшего 10-го панчен-ламы и специальным рескриптом утвержден китайским правительством. Трудная дилемма для умов тибетцев. Но главное, что беспорядки прошли и, Поднебесная вновь зажила спокойной и мирной жизнью. Буддийские иерархи их осудили, жители Тибета внешне успокоились, страна вышла на финишную прямую на пути к самому значимому событию в истории современного Китая – Олимпийским играм 2008, которые, как справедливо считают в Пекине, должны стать не только праздником спорта, но и демонстрацией огромных достижений, которые достигла Поднебесная за годы великих преобразований.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
* * *
"Женьминь Жибао"
"Тибетский вопрос" является вопросом суверенитета
При отсутствии достаточноq «исследовательской» настойчивости тебя могут сбить с толку из-за сложности этого вопроса, поскольку в поднятый кликой Далай-ламы так называемый «тибетский вопрос» входит целый ряд «вопросов», в частности «вопрос прав человека», «национальный вопрос», «религиозный вопрос» и др. Все эти вопросы, базирующиеся на моральной командной высоте, звучат для некоторых людей, которые не посвящены в истинную картину событий, вполне раздраженными и возмущенными, что заставляет их особо заострять внимание на т. н. «тибетском вопросе».
Как говорили мудрецы, вопросы являются лозунгом той или другой эпохи. За поднятым кликой Далай-ламы т. н. «тибетским вопросом» действительно кроется их лозунг – «независимость Тибета», который прячется в выписанном кликой рецепте по решению «тибетского вопроса – «среднем пути».
Недавно, рассуждая «тибетский вопрос» в Сиатле, клика Далай-ламы еще раз твердо заявила, что готова и впредь непоколебимо идти по «среднему пути». С виду данный «путь» вроде бы примирителен, но стоит немножко углубляться в исследование, так сразу поймешь, что его содержание и суть ничуть не отличаются от устремления к «независимости Тибета», и первое и последнее убеждение нацелены на отделение Тибета от Китая.
«Средний путь» содержит лишь два ключевых момента: «большой район компактного проживания тибетцев» и «высокая степень автономии». Под т. н. «большим районом компактного проживания тибетцев» понимается создание небывалого в истории «большого автономного района тибетцев», площадь которого составляет четверть территории Китая, путем объединения всех районов компактного проживания тибетцев в Тибете, провинции Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. А т. н. « высокая степень автономия» подразумевает требование о запрете расквартирования центральному правительству войск в Тибете, и о разрешении Тибету поддерживания дипотношений с другими зарубежными странами и международными организациями.
Всем известно, что если центральное правительство той или иной страны не может расквартировать на своей территории войска, если та или иная страна разрешает местному правительству под своей юрисдикцией поддерживать дипотношения с правительствами зарубежных стран, тогда не может быть разговоров о суверенитете. Можно сказать, что «большой район компактного проживания тибетцев» является требованием клики Далай-ламы по территориальным вопросам, а «высокая степень автономии» -- по политическому строю. Суть «среднего пути» заключается в изменении юридического статуса Тибета, подчиненного Китаю, и в отрицании суверенитета китайского правительства над Тибетом.
По словам самой клики Далай-ламы, рамкой «среднего пути» служит «мирный план из пяти пунктов» и «новые предложения из семи пунктов», что составляет «основу для переговоров». По этому поводу, еще в 1987 г. официальный представитель Госдепартамента США четко отметил, что «главные замыслы этих предложений заключаются в стремлении к независимости Тибета». А в одной статье, опубликованной в журнале «Тибетские ведомости» под редакцией клики Далай-ламы в 2004 г., также содержаны намеки для радикальных сторонников «независимости Тибета» на то, чтобы они «внимательно прочитали междустрочный смысл», в ней еще говорилось, что если удастся претворить в жизнь «средний путь», то «его эффект не будет отличаться от настоящей независимости».
Определение «среднего пути» с раскольнической сутью как рецепта решения «тибетского вопроса», превращение непосредственного умысла «независимости Тибета» в стратегию достижения трансформированной независимости – отсюда видно, что по сути «тибетский вопрос» является ничем другим, как вопросом нанесения ущерба суверенитету Китая и нарушения территориальной целостности Китая.
По расчету с того времени, когда империализм предпринял попытку разделить Китай, т. н. «тибетский вопрос» существует уже больше ста лет. «Британцы действительно вознамерились меня соблазнить, но я знаю, что нельзя уступить суверенитет», «не дружу с британцами, не изменяю центральной власти», искренность многочисленных тибетских сыновей и дочерей, в том числе Далай-ламы XIII, перед замыслами империализма расчленить Китай до сих пор трогает людей до глубины души. Именно патриотическая традиция тибетского буддизма соединяет Тибет с Родиной кровной связью, ставя их рядом перед лицом славы и позора; именно чувство бесчисленных сыновей и дочерей китайской нации служить Родине позволяет китайской нации сжать пальцы в кулак и непрерывно идти к укреплению.
Смотреть на «тибетский вопрос» в рамках широкого кругозора истории и действительности, ответ будет выглядеть еще четче: суверенитет имеет прямое отношение к достоинству страны, он касается коренных интересов китайского народа. Как запутанно бы ни звучал «тибетский вопрос», сколько бы сил ни пыталось вмешиваться в него, Китай не уступит по этому вопросу, китайский народ не даст на это согласие.
Источник: "Женьминь Жибао"