В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Идеология террористов-смертников в Ираке

В последнее время аналитики все чаще отмечают, что последователям воинствующего джихада в Ираке приходится сталкиваться со множеством проблем в области коммуникаций. По их мнению, своими заявлениями террористы преследуют определенные цели: привлечение потенциальных новобранцев в Ираке и за его пределами; оправдание перед общественным мнением убийства гражданского населения и рядовых мусульман в ходе боевых действий; преодоление внутреннего самоограничения, которое может удерживать их сторонников от убийства гражданского населения во время нападений смертников; легитимация организаций, прибегающих к насилию, и критика заявлений властей в Ираке и во всем мусульманском мире.

Для достижения этих целей террористы используют ряд утилитарных соображений, а также идеологические и теологические аргументы. Однако, чтобы избежать использования в контакте со своей аудиторией чрезмерного объема информации и сложных построений, джихадисты упрощают свои сообщения и рассказывают конкретные простые истории, насыщенные эмоциями, которые помогают создать образ «героического мученика».

Размещая в Интернете видеоклипы и биографии террористов-смертников, сторонники джихада в Ираке постоянно муссируют такие темы, как унижение, тайные сговоры и искупление, для того, чтобы побудить своих рекрутов приносить «героические» жертвы. Они преувеличивают «недолжное» обращение с женщинами, призывая мужчин встать на защиту своих матерей и сестер. Эти инструменты психологического воздействия призваны стимулировать поддержку не только среди узкого круга активистов, но и со стороны широкого мусульманского населения.

В целом в этих информационно-пропагандистских материалах широко используются три положения:

– постоянное унижение и страдания мусульман в Ираке и других странах; наличие заговора западных «крестоносцев» против мусульман;

– представление существующих режимов в мусульманских странах как бессильных и находящихся в тайном сговоре с Западом, и подтверждение того, что они являются не лидерами мусульманского мира, а слугами своих западных «господ»;

– неизбежность победы мусульман, поскольку появляются «истинно верующие герои», которые уменьшают страдания и унижение своих единоверцев благодаря вере в Бога, жертвенности на поле боя и приверженности своему правому делу.

Эти тезисы иногда представляются по отдельности, однако часто их связывают вместе и преподносят как суть проблемы, ее причину и ре-шение. Делается это с помощью обширной информации о джихадистах, появившейся после возникновения движения иракского сопротивления. Материалы предлагаются в форме видеоклипов, аудиозаписей, биографий террористов- смертников, интернет-журналов и фотоснимков, публикуемых в Интернете. Особое внимание уделяется пропаганде погибших «мучеников». Придавая террористам-смертникам статус личностей необыкновенной моральной силы, которые приносят жертвы Богу и всем мусульманам, джихадисты отвлекают внимание от чинимых ими зверств и от их жертв. Необходимо отметить, что изображение террористов в СМИ преследует в первую очередь пропагандистские цели.

Начиная с 2003 года, количество взрывов бомб с участием смертников в Ираке превысило общее число подобных акций, совершенных организацией ХАМАС в Израиле, «Хизбаллой» в Ливане и «Тиграми Тамила» на Шри-Ланке. Подавляющее большинство из них было нацелено на силы безопасности Ирака и шиитское гражданское население, а не на силы коалиции. Многие исполнители таких взрывов являются добровольцами, приехавшими из других стран. Иракские террористы используют широкий набор тактических средств, самым смертоносным из которых являются самодельные взрывные устройства, машины, начиненные взрывчаткой и управляемые террористами-смертниками.

Террористы выбирают свои цели, следуя определенной стратегической логике. Рост насилия имеет целью создать в обществе атмосферу постоянной опасности, вызвать его поляризацию по сектам и породить ощущение экономического коллапса. Все это призвано делегитимизировать новый строй. Кроме того, это позволяет суннитским террористическим организациям изображать себя единственными защитниками суннитов и, тем самым, взывать их к поддержке. При ослаблении государства центральная власть уже не является единственной инстанцией, которая имеет право прибегать к силе, что позволяет джихадистам, имеющим цели и за пределами Ирака, создавать базу для проведения операций, приема новобранцев и их обучения.

Аналитики отмечают, что международные террористические организации активно действуют в Ираке. Например «Аль-Каида», по состоянию на февраль 2006 года, взяла на себя ответственность за 30% терактов, совершенных в Ираке. Начиная с октября 2006 года, организация «Исламское государство Ирак», созданная как главная ветвь «Аль-Каиды» в Ираке, взяла на себя ответственность почти за все теракты с участием смертников, произошедшие в этой стране.

Абу Дуджана аль-Ансари, глава бригады «Аль-Бара бин малик» – отряда террористов-смертников «Аль-Каиды», оправдывает нападения на «самую сильную и современную армию нашего времени» в видеоролике, посвященном Абу Мусабу аль-Заркави, убитому лидеру террористов. Аль-Ансари говорит, что бригада смертников создается по совету Усамы бен Ладена для запугивания врага и деморализации его солдат.

Необходимо отметить, что террористы, причем не только связанные с «Аль-Каидой», объясняют свои нападения на обычных мусульман тем, что иракские силы безопасности – это просто продолжение оккупационных войск. Кроме того, по мнению «Аль-Каиды», шиитская милиция захваты-вает, пытает и убивает суннитов, оскорбляет и унижает их на контрольно-пропускных пунктах, а ее члены являются шпионами оккупационных войск. Этой теме посвящены многие видеоматериалы. В оправдание атак против действующих представителей власти Ирака, джихадисты заявляют, что это правительство является нелегитимным и марионеточным режимом, который пришел к власти с помощью врагов, и держится только при поддержке войск коалиции в нарушение демократического выборного процесса.

Секуляризм, национализм и шиизм изображаются как инструменты «нечестивого заговора», во главе которого стоят «крестоносцы» и «сионисты». Аргументы джихадистов состоят в следующем: секуляризм, по их мнению, деля мир на религиозную и нерелигиозную сферы, противоречит исламу, поскольку нарушает господство Бога над добром и злом, над тем, что разрешено и что запрещено. А национализм способствует узкой идентификации с языком, страной и границами, а не с более широкой общностью всех правоверных мусульман. Шиизм, как считают джихадисты, помогает росту еретических настроений, а шииты представляются ими как наиболее опасный инструмент, используемый против истинно верующих, поскольку они лишь «кажутся» мусульманами, но в реальности отвращают людей от Сунны, и только ждут возможности, чтобы обмануть их.

Эти идеологические оправдания предназначены для узкого круга убежденных джихадистов, которые могут усомниться в некоторых тактических методах и правильности целей, выбранных террористами – особенно когда речь идет о нападениях на рядовых мусульман. Когда эти в высшей степени спорные аргументы приводятся для широкой мусульманской публики, они обычно сопровождаются выразительными эмоциональными речами, которые оказывают глубокое воздействие на сознание мусульман, демонизируют шиитов и иракские силы безопасности, усиливают чувство угрозы для мусульман во всем мире.

Джихадисты в Ираке не полагаются исключительно на силу идеологии при организации поддержки «мучеников». Они пытаются выйти за пределы идеологической и политической аргументации, и используют психологически близкие населению темы, глубоко заложенные в исламской культуре и арабских этносах. Активно эксплуатируются три темы: унижение и бессилие из-за тайного сговора, искупление грехов через веру и жертвенность.

Тема унижения, которое испытывают люди от безучастных и высокомерных властей, является центральной в аргументации джихадистов. Описание коллективного унижения часто начинается с видеопленки, снятой в начальный период войны в Ираке в 2004 году и показывающей преобладание шиитов в структурах власти, фотографии разрушенных мечетей, окровавленных жертв и домашних обысков. Эти снимки, которые сильно действуют на людей, вместе с фотографиями, сделанными в тюрьме Абу-Грейб, персонализируют страдание и усиливают чувство беспомощности и возмущения, которое присутствует у многих мусульман. Снимки из Ирака обычно сопровождаются фотографиями, сделанными в других горячих точках в мусульманских странах, особенно в Палестине. Цель их демонстрации состоит в доведении до сознания зрителей двух идей. Первая состоит в том, что страдания и унижения мусульман по всему миру – это не отдельные эпизоды, а цепь злодеяний «союза крестоносцев с сионистами». Эта идея усиливает чувство нависшей угрозы и помогает оправдать чрезвычайные меры, принимаемые в борьбе с заговором против ислама. Вторая идея состоит в том, что Ирак – это главное поле боя, на котором ведется война с врагами ислама. При этом борьба в Ираке аналогична войне, которая ведется в Палестине, Чечне, Кашмире, Саудовской Аравии и других государствах мусульманского мира, поскольку для джихадистов все это – единая борьба, а не отдельные войны. Рассматривая конфликт в таком свете, они могут обращаться к джихадистам во всем мире с призывом приезжать в Ирак, заявляя, что победа там -это победа для любой мусульманской страны.

Кроме того, джихадисты активно используют тему унижения и страдания женщин, которые им причинили иностранцы и иракские силы безопасности. Джихадисты иллюстрируют свои истории фотографиями запуганных женщин, сделанными в момент, когда в их дома врываются солдаты, и видеосъемками обыска женщин. Они упоминают о похищенных или арестованных женщинах, которые подвергаются унижению или насилию, и о женщинах, якобы взятых иракскими силами безопасности в качестве заложниц для обмена на разыскиваемых террористов. Несомненно, все это апеллирует к представлениям о мужественности, пронизывающими племенную культуру, в которой понятия шараф (благородство), ирд (честь) и муруах (рыцарство или мужественность) имеют главенствующее значение. Соответствует или нет мужчина этим представлениям о мужественности, часто оценивается по тому, насколько ревностно он защищает и оберегает женщин, стараясь обезопасить их от неверных шагов по отношению к мужчинам, шагов, которые могут привести к тому, что на всю семью или на все племя ляжет клеймо позора.

Помимо этого джихадисты говорят о демонстрации «надменности» силами коалиции и предполагаемом участии правительств мусульманских стран в тайном сговоре. В видеоматериалах повстанцев часто используется клип с выступлением президента США Джорджа Буша на борту американского авианосца, в котором он провозглашает победу в иракской войне. Обычно за ним следует видеоматериал об американских войсках, марширующих по улицам Ирака или американских военных прогуливающихся по дворцам Саддама Хусейна. Иногда можно увидеть знаменитый снимок, на котором американский солдат водружает американский флаг на статую Саддама в Багдаде.

Зачастую сразу после этого приводятся фотографии арабских лидеров – короля Абдаллы в Саудовской Аравии, короля Абдаллы П в Иордании, Хосни Мубарака в Египте и руководства Ирака после вторжения сил коалиции (среди прочих – Аяда Алауи (шиит), Ибрагима аль-Джаафари (шиит), Джалала Талабани (курд) и Абделя Азиз аль-Хакима (шиит)) – в компании официальных лиц стран коалиции, президента Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра. На этих фотографиях лидеры мусульманских стран улыбаются, иногда обнимаются. На других снимках показаны арабские и/или западные лидеры в компании руководящих лиц Израиля. Особенно часто используется фотография 2004 года, на которой изображено рукопожатие президента Буша и бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в Белом доме во время интифады «Аль-Аксы», также известной как вторая интифада .

Эта визуальная информация важна по следующим причинам:

Во-первых, она изображает всех, кто работает на иракское правительство, как участников тайного сговора с Западом. Политики, которые продолжают это делать, по праву становятся мишенью для нападений, и их можно убивать без угрызений совести.

Во-вторых, поскольку эти лидеры изображаются как «марионетки», работающие на иностранные державы, их критика джихадистов теряют свою силу: кто они такие, чтобы оспаривать законность действий повстанцев?

В-третьих, изображение бессилия этих правительств указывает на необходимость для других мусульман начать борьбу вместо них. Таким образом, джихад становится личной обязанностью (фард-айн), поскольку считается, что действующие правительства отказались от своего долга защищать мусульманские земли и освободить их от неверных.

В-четвертых, изображение джихадистов как лишенных поддержки или ресурсов от официального правительства оправдывает их требование чрезвычайных мер и призывы к мученичеству.

Наконец, эти снимки показывают, что борьба в Ираке – это не просто освобождение страны от иностранной оккупации. Она преподносится как борьба, цель которой заменить «продажные» и «наемные» режимы, которые в настоящее время правят в мусульманском мире, на истинно исламские.

Важно отметить тот факт, что все эти информационно-пропагандистские материалы нацелены на принятие определенного решения – спасения и очищения от грехов всех мусульман через веру во Всевышнего, и стремление приносить жертвы на пути к Нему.

Аналитики отмечают, что важнейшим элементом здесь является тот ореол, которым окружены «мученики» и «мученичество». В Ираке «Аль-Каида» пропагандирует образ героического мусульманина, готового на самопожертвование ради спасения своего народа, и месть за страдания беспомощных мусульман, особенно женщин. Эта информация распространяется на сайтах Интернета, видеозаписях террористических операций и в онлайновом журнале «Аль-Каиды» под названием «Биографии выдающихся мучеников». Приводимые пропагандистские материалы, часто короткие и противоречивые, указывают, по крайней мере, на четыре идеологические составляющие мученичества:

– искренняя преданность религии;

– желание пожертвовать личным богатством и семейными узами ради Всевышнего;

– желание совершить «мученический подвиг»;

– успех в совершении «мученического подвига».

Искренняя преданность религии. Видеоматериалы повстанцев наполнены изображениями набожных мусульман, которые молятся и поют «Аллах всемогущ» («Аллах акбар»), даже если это происходит в ходе террористической операции, например, при установке самодельного взрывного устройства. Террористы-смертники практически всегда изображаются как глубоко религиозные люди. В биографиях часто подробно описывается, как «мученик» непрерывно молился, читал или заучивал Коран и выполнял свои религиозные обязательства в ревностном служении Всевышнему.

Акцент на искреннем служении Всевышнему является важным, поскольку взрывы бомб с помощью смертников могут считаться мученичеством, только если бомбисты являются истинными мусульманами, которые борются с верой в Аллаха и погибают ради Него. Нельзя ожидать получения награды за мученичество, если смертник мотивирован чем-то иным. Возможно, еще важнее то, что джихадисты знают, что правительства мусульманских стран пытаются изобразить террористов как «ненормальных» и дезориентированных людей, которые мало знают об исламе, и прошли «промывание мозгов» для совершения самоубийственных терактов. Поэтому акцент на религиозности террористов-смертников является попыткой «Аль-Каиды» опровергнуть эти обвинения.

Желание пожертвовать личным богатством и семейными узами. Пропаганда «Аль-Каиды» изображает «мучеников» как людей, которые отказались от всего, что им дорого, для совершения своего высшего долга -джихада и мученичества. Они заявляют, что многие террористы-смертники вышли из богатых семей или сделали личные пожертвования, например, продали свои машины, использовали свои сбережения или вос-пользовались пожертвованиями для поездки в Ирак. Во многих биографиях используются яркие образы: отца, оставляющего своего новорожденного ребенка, или мужа, покидающего свою жену, чтобы бороться и умереть на пути к Богу.

Эти рассказы призваны воодушевить других людей и установить новый критерий истинной веры. Они говорят, что быть хорошим мусульманином – значит не только регулярно молиться и выполнять свои ритуальные обязательства, необходимо также приложить максимум усилий, чтобы бороться и умереть за веру.

Желание совершить «подвиг мученичества». Во всех биографиях «мучеников», говорится о том, что они стремятся умереть на пути к Все-вышнему и испытывают разочарование, и неудовлетворенность, когда такая возможность не предоставляется или откладывается. Почти во всех клипах террористы-смертники показаны счастливыми: обычно они прощаются с улыбками на лицах, направляясь к своим машинам, начиненным взрывчаткой, что отражает радость от принесении жертв и убежденность в награде, которую они получат в раю.

Эта тема целеустремленности и радости призвана показать, что террористов-смертников не заставляли совершать свои самоубийственные операции и не промывали им мозги. Однако иракские спутниковые каналы часто передают «признания» неудавшихся террористов, заявляющих, что они не знали, что будут участвовать в самоубийственной операции, потому что кто-то другой отвечал за детонатор, а они просто направляли свою машину к намеченной цели.

Утверждают, что руки некоторых из них были прикреплены к рулю с помощью наручников; некоторым – давали наркотики и показывали пор-нографию, чтобы возбудить в них желание встретиться с девушками в раю. Поэтому тема готовности умереть имеет целью развеять эти слухи и повысить статус террористов-смертников до уровня правоверных героических мучеников, которые полностью в ответе за сделанный выбор и свою судьбу.

Успех в совершении «подвига мученичества». В биографиях мучеников неизменно подчеркивается, а чаще всего преувеличивается успех операций с участием смертников, чтобы убедить потенциальных новобранцев, что принесение ими в жертву своих жизней не будет напрасным. Число «отступников», «крестоносцев» и «агентов ЦРУ», убитых в ходе отдельных операций, часто исчисляется сотнями. Приводятся данные, что террористы-смертники убили больше людей, чем сказано в СМИ, которые «приводят американскую статистику». Часто можно услышать, что американцы сбрасывают трупы убитых в реки или сваливают их в наскоро подготовленные могилы, чтобы занизить реальные потери. В случае «успеха» биографы называют каждую такую операцию «победой» (газвах), например, «газвах аль-Насирия» (нападение на итальянские силы в аль-Насирии, когда был убит 31 человек). Термин «газвах» намеренно вызывает ассоциации с битвами в ранней мусульманской истории, когда мусульмане боролись против неверных и побеждали их.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеология, религиозная окраска и соответствующий психологический настрой помогают джихади-стам нейтрализовать внутренние человеческие установки запрета на убийство и нанесение увечий. Кроме того, это позволяет террористам выступать в качестве носителей морали, даже в тех случаях, когда они действуют аморально.

В основе оправдания убийств обычных мусульман лежат психологически убедительные заключения, которые связывают страдание и унижение мусульман с так называемым тайным сговором бессильных мусульманских лидеров и их агентов с западными угнетателями, стремящимися, по заявлению экстремистов, уничтожить ислам и подчинить себе мусульманские земли. Рассматривая борьбу в этой плоскости, джихадисты создают видимость логического обоснования того, что необходимы истинные «герои», которые смогут встать во главе своего народа, вернуть ему честь и очистить его от стыда унижения, борясь с теми, кто выступает на стороне врага.

М.С.Юрьев
Источник: Институт Ближнего Востока


 Тематики 
  1. Ирак   (60)
  2. Радикальный исламизм   (241)