|
Франция - Великобритания: новое "Сердечное согласие"?
Обоюдными заявлениями о начале "новой эпохи" в отношениях между Францией и Великобританией завершился в марте первый государственный визит в Лондон президента Франции. Николя Саркози был приглашен королевой Елизаветой II и удостоился редкой для зарубежных политиков чести выступить в Вестминстерском дворце перед обеими палатами британского парламента.
В Лондон Николя Саркози прибыл в период, когда его внешняя и внутренняя политика, сам стиль поведения подвергаются во Франции резкой критике, которая уже привела к беспрецедентному падению популярности Саркози в глазах электората. Глава государства даже был вынужден перед поездкой в Лондон пообещать через правую газету "Фигаро" французам "изменить свое поведение".
Государственный визит во многом и был рассчитан окружением Саркози на то, чтобы внести некоторые изменения в его имидж, сделать стиль его президентства более весомым и убедительным. Торжественная обстановка лондонских приемов, традиционно строгое соблюдение на них норм этикета идеально соответствовали решению этой задачи.
Между тем наряду с заботой о создании нового имиджа, Саркози стремился использовать эту поездку для достижения важной политической цели – заполучить Великобританию Гордона Брауна в качестве своего главного политического союзника в Евросоюзе и международных отношениях. Во многом это связано с тем, что по ряду объективных и субъективных причин у Саркози не складываются отношения с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
В качестве "разменной карты" для создания союза с Великобританией Сарокзи избрал полный и окончательный отказ от голлизма – курс, который в течение десятилетий проводила Франция, и который служил раздражителем для Лондона. В той или иной мере голлизм исповедовали Франсуа Миттеран и Жак Ширак. Саркози, который, по мнению европейских аналитиков, является представителем течения, имеющего другие историко-политические корни, – бонапартизма, пытается, пожертвовав голлизмом, найти себе новых союзников в Европе.
Подтверждением этого стало центральное событие визита французского президента – его выступление в Вестминстерском дворце в знаменитом зале Королевской галереи перед обеими палатами британского парламента. Речь Саркози была наполнена духом восхищения перед Великобританией, ее историей, политической системой и народом. На фоне портретов британских монархов, огромных батальных полотен, включая битвы при Ватерлоо и Трафальгаре, Николя Саркози призвал открыть новую страницу "франко- британского братства" с тем, чтобы определить дальнейшие пути развития мира". "Мы нужды друг другу", – заявил президент Франции.
Франция и Британия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, они – ядерные державы, оба государства привержены демократии, имеют сравнимые по численности население и вооруженные силы, отметил французский президент. По словам Саркози, никогда в своей истории Великобритания и Франция не были так близки друг к другу, как сейчас. "Совместными усилиями мы должны определить новые пути глобализации, проложить дорогу к более справедливому миру", – сказал Саркози. Одновременно он призвал "забыть" распри прошлого. "Мы много воевали и спорили, так как слишком похожи друг на друга", – заметил Саркози.
Значительную часть выступления Саркози заняла оценка им истории и достижений Великобритании и британского народа за последние столетия. "Великобритания умеет меняться, не отвергая своей истории, не начиная с нуля", – отметил он. "Мы должны учиться у вас умению проводить реформы, находить свое место в глобализации", – сказал он. "Всю свою политическую карьеру я вдохновлялся примером Великобритании", – заявил он.
В заключение Саркози призвал Лондон обновить и преобразовать заключенный более 100 лет назад союз между двумя странами, известный как Сердечное согласие /Антанта/ в "Сердечную дружбу и братство". "Франция и Великобритания должны стать новым двигателем Евросоюза с тем, чтобы определить пути дальнейшей глобализации мира", – заявил президент. Среди областей, где возможны совместные действия Парижа и Лондона президент Франции назвал реформирование международных политических и экономических организаций, включая ООН, "большую восьмерку", МВФ и Евросоюз, борьбу с нынешним финансовым кризисом, усилия по сохранению климата земли.
При этом глава Французской Республики дал понять, что готов отказаться от курса, который был сформирован генералом де Голлем и в течение последних 60 лет проводился Парижем в отношении Евросоюза и Лондона. Его главным положением было создание и поддержание особых отношений между Францией и Германией как ядра Европейского союза. При этом Париж считал Великобританию "агентом влияния" США внутри Европы и действовал в соответствии с этим, ограничивая, в случае необходимости, влияние Лондона на европейском континенте.
В ходе нынешнего визита, считает радиокомпания Би-би-си, Николя Саркози показал, что готов реализовать стратегический курс на разрыв с политикой предыдущего президента Франции Жака Ширака и на отказ от наследия голлизма во внешней политике. При этом на роль своего нового и главного союзника в Европе он избрал Великобританию. Именно стремлением "понравиться" Лондону Би-би-си объяснила неожиданно хвалебный по отношению к Великобритании тон выступления Саркози в Вестминстере. В нем президент заявил, что Великобритания всегда была для него "вдохновляющим примером", который он намерен использовать для реформы Франции. Заключительные слова выступления Саркози британские лорды и депутаты встретили стоя, сопровождая их бурными аплодисментами.
На следующий день состоялся британо-французский саммит.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун и президент Франции Николя Саркози заявили, что не будут бойкотировать Олимпийские игры в Пекине. Выступая на совместной пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров на столичном стадионе "Эмиратов", Саркози отметил, что решать проблему Тибета необходимо исключительно с помощью диалога между далай- ламой и китайскими властями.
По словам президента, диалог должен вестись в рамках уважения территориальной целостности КНР. Разумеется, отметил глава французского государства, у руководителя любой страны своя программа действий. Франция в этот период будет председательствовать в Европейском союзе. Поэтому "я поручил главе МИД изучить этот вопрос", отметил Саркози. "Мы были шокированы происходившим в Тибете и выразили сильную обеспокоенность на этот счет, однако мы считаем, что единственным решением проблемы является возобновление диалога между далай-ламой и китайскими властями в рамках уважения территориальной целостности Китая", – подчеркнул Саркози. По его словам, Париж и Лондон не хотят того, чтобы Китай "самоизолировался и занял более жесткую позицию". "В этом мы едины с британской стороной", – добавил французский президент.
Браун отметил, что Великобритания, организатор Олимпийских игр-2012, "не станет бойкотировать Олимпиаду в Пекине и примет участие в церемонии открытия Игр".
Лондон и Париж выступили за создание международной системы выявления поставщиков ядерных материалов, нарушающих своими действиями Договор о нераспространении ядерного оружия. По словам Брауна, Лондон и Париж обсуждают возможный новый вариант Договора о нераспространении ядерного оружия. При этом он отметил, что Великобритания и Франция с беспокойством следят за развитием ситуации в ядерной энергетической программе Ирана. Браун также сказал, что изложил французскому президенту инициативу Лондона по созданию международного "уранового банка", доступ к которому будут иметь страны, отказавшиеся от создания собственных мощностей по обогащению ядерных материалов.
В финансовой области Великобритания и Франция заявили о намерении добиваться создания специальной системы "раннего предупреждения" Международного валютного фонда /МВФ/ по выявлению кризисных тенденций в мировой финансовой системе. Одновременно Лондон и Париж объявили о совместной инициативе по повышению прозрачности работы инвестиционных банков и о своевременном предоставлении ими данных о своих потерях. Браун также сообщил, что Великобритания и Франция предлагают создать специальный стабилизационный фонд, который должен помочь развивающимся странам решить их энергетические проблемы.
Касаясь ситуации на Ближнем Востоке, Саркози сказал, что Сирия "зашла слишком далеко" в своем вмешательстве во внутренние дела Ливана. "Я рад, что лидеры Египта и Саудовской Аравии не принимают участия в открывающемся в Дамаске саммите арабских стран", – добавил он. По мнению Саркози, этот факт подчеркивает, что не только США и Евросоюз выступают за демократическое решение ливанской проблемы, но и крупнейшие арабские государства.
Перед пресс-конференцией Браун и Саркози объявили на стадионе лондонского клуба "Арсенал" о совместной инициативе по финансированию образования и занятий спортом 16 млн детей Африки в преддверии чемпионата мира по футболу в ЮАР в 2010 году. Выполнению этой миссии, а также развитию футбола в африканских странах будет активно содействовать Международная федерация футбольных ассоциаций /ФИФА/, заявил руководитель ФИФА швейцарец Йозеф Блаттер в присутствии Брауна и Саркози.
Завершился визит президента Франции приемом в Сити в знаменитом Гилд- холле.
По мнению телеканала "Скай Ньюз", визит Саркози в Великобританию показывает, что французский президент сейчас делает ставку на правительство Гордона Брауна после своей неудачной попытки создать особую атмосферу сотрудничества с Германией и ее канцлером Ангелой Меркель. При этом в Лондоне не исключают, что маневр Саркози состоит в том, чтобы, используя новое "Сердечное братство" с Великобританией, занять в Евросоюзе положение ведущего политика и попытаться использовать данный фактор для укрепления своих позиций в Вашингтоне. Фактически Саркози хочет стать "новым Блэром", сохранив при этом традиционное влияние Франции внутри Евросоюза, считает Би-би-си.
Согласно еженедельнику "Спектейтор", на Даунинг-стрит 10 уже и без того были обеспокоены тем, что Саркози сумел в последнее время оттеснить Гордона Брауна с места наиболее привилегированного европейского партнера США. Именно поэтому в предложенном президентом Франции новом сближении между Парижем и Лондоном для Великобритании есть определенные опасности, главная из которых – стать в этой связке младшим партнером. В результате, хотя Великобритания и поддержала инициативу Саркози по созданию нового партнерства с Францией, однако Лондон не готов допустить, чтобы результатом этого сближения стало превращение французского президента в безоговорочного лидера британо-французского "Сердечного братства".
Тем не менее, в Великобритании есть определенные сомнения как в искренности Саркози, так и в его способности выполнить взятые на себя обязательства. Как сообщила газета "Дейли телеграф", разочарование Елисейским дворцом, который запаздывает в выполнении своих обещаний, растет и в администрации США. "Париж много говорит об изменении своих подходов и отношений, но, когда дело касается практики, то Франция находит тысячи причин для того, чтобы ничего не делать. Это не внушает оптимизма", – признался высокопоставленный источник в администрации Дж. Буша.
Сейчас все сходятся во мнении, что главной "проверкой" для Саркози будет выполнение им обещания увеличить французский контингент в Афганистане и, главное, подчинить его командованию НАТО. Вплоть до сегодняшнего дня Франция упорно отказывалась передавать свои войска под непосредственное управление иностранных военных. Если Саркози пересмотрит этот подход, то он на деле порвет с одним из главных положений голлизма – французской военной независимостью.
Визит Саркози имел и еще один важный элемент – "мировые смотрины" его новой, третьей по счету, супруги – итальянки и бывшей модели Карлы Бруни.
Безупречный стиль одежды, элегантные манеры и внутренняя скромность – таким, по мнению британской прессы, выглядит коктейль достоинств Карлы Бруни. Не Николя, а именно Карла стала главной "звездой" в этой знаменательной поездке президента Франции на другой берег Ла-Манша.
Газета "Дейли телеграф" писала о поразившем британских леди шелковом платье бюстье цвета бордо, в котором Карла появилась на вечернем банкете в ратуше лондонского Сити. Как и все другие предметы гардероба Бруни /среди них выделен серый костюм, в котором Карла была на встрече с супругой британского премьера Сарой Браун/ оно было сшито выдающимся дизайнером Джоном Гальяно – художественным руководителем дома моды "Кристиан Диор".
Британские газеты сошлись во мнении, что использованная Карлой "дипломатия моды" оказалось необычайно действенной и способствовала как укреплению двусторонних франко-британских связей, так и повышению авторитета первой четы Франции в глазах жителей Альбиона. В последний день визита Саркози заявил, что он "глубоко тронут" тем отношением, которое британцы проявляют к его супруге Карле Бруни.
"Я горжусь тем, что люди увидели ее такой, какой она в действительности и является", – заявил в Лондоне Николя Саркози. По словам президента Франции, Карла Бруни могла бы заслужить почтение в его стране не только за то, как она выглядит, но и потому, что у нее есть убеждения, потому что она отзывчива и привержена ценностям гуманизма.
Борис Зайцев, Виталий Макарчев, Максим Рыжков, корр. ИТАР- ТАСС в Лондоне
Источник:"Компас"
|