|
Конференция командного состава бундесвера
Широкий спектр вопросов военного строительства и оборонной политики Германии обсудили участники конференции командного состава бундесвера, который состоялся в Берлине под председательством генерального инспектора бундесвера Вольфганга Шнайдерхана.
В работе форума под девизом "Операции – наша задача, командование – наша профессия, ответственность – наша основа" приняли участие канцлер ФРГ Ангела Меркель, министр обороны Франц-Йозеф Юнг, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, а также около 350 генералов и адмиралов, старших офицеров бундесвера, включая командиров дивизий, бригад и полков. На конференцию были приглашены также 220 политических и общественных деятелей ФРГ. Первый день работы конференции прошел в открытом режиме, а затем дискуссии продолжились за закрытыми дверями без доступа прессы.
Впервые подобный форум бундесвера состоялся в 1957 году в Бонне два года спустя после образования бундесвера и до 1995 года проводился ежегодно. Последняя конференция состоялась в 2005 году с участием президента ФРГ Хорста Келера – к 50-летию бундесвера. Нынешняя конференция стала первой после вступления Ангелы Меркель на пост канцлера ФРГ.
Открывая конференцию, генерал Шнайдерхан отметил, что в современных условиях защита территории ФРГ от внешнего вторжения утратила для бундесвера высший приоритет. Бундесвер трансформируется в "интервенционистскую армию", и на первый план все более выходят зарубежные операции, в том числе и за пределами зоны ответственности НАТО. Эти операции, указал Шнайдерхан не только являются "заметным знаком" возросшей внешнеполитической ответственности Германии, но также все более определяют повседневную жизнь бундесвера. Сегодня в зарубежных операциях участвует до 7 тыс. немецких солдат и офицеров, около половины которых – в Афганистане.
Как было заявлено в начале работы конференции, ее центральными темами станут реформа бундесвера и его структуры управления, вопросы участия в зарубежных операциях, а также использование вооруженных сил для отражения террористической угрозы. Однако главная дискуссия развернулась по наиболее злободневной проблеме – миссии бундесвера в составе международных сил по содействию безопасности в Афганистане /ИСАФ/. Выступая перед командным составом бундесвера канцлер ФРГ Ангела Меркель в очередной раз исключила возможность отправки его подразделений в южные районы Афганистана и отвергла соответствующий призыв НАТО.
Отвечая на упреки США и Великобритании в том, что Германия стремится избежать опасных операций, Меркель заявила, что "не следует вступать в гонку за опасностью". Контингент бундесвера, подчеркнула она, продолжит обеспечивать стабильность в зоне своей ответственности на севере страны. Главную цель канцлер видит в достижении общего политического успеха миссии ИСАФ. По мнению Ангелы Меркель, "вопрос о том, будет ли Афганистан развиваться разумно, будут ли укрепляться государственные структуры, или же он вновь станет неуправляемой страной, имеет решающее значение для безопасности ФРГ". Если в Афганистане будет возможна подготовка террористов, указала канцлер, "это создаст угрозу для всего свободного западного мира".
Канцлер обратила внимание на существенный прогресс, достигнутый в Афганистане при содействии сил ИСАФ, – развитие школьного образования и здравоохранения, а также улучшение снабжения населения качественной питьевой водой. Ангела Меркель поблагодарила немецких солдат и офицеров за образцовое выполнение своего долга в Афганистане, а также в других "горячих точках планеты", в том числе в Косово и Ливане.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер выразил, в свою очередь, понимание точки зрения канцлера ФРГ, отметив, что "каждое государство самостоятельно решает, какой вклад оно будет вносить. При этом генсек НАТО поддержал позицию США, отметив, что "не может быть такого разделения обязанностей, при котором одни воюют, а другие концентрируют усилия на предотвращении конфликтов". Он убежден, что невозможно провести четкую разделительную линию между "боевыми операциями, поддержанием мира и восстановлением". "Тот, кто на севере Афганистана строит дома, является для талибов такой же целью, как и солдаты, воюющие на юге", – подчеркнул он. В связи с этим Схеффер высказался за достижение в НАТО единства относительно дальнейших действий в Афганистане. В Афганистане, считает он, можно либо победить вместе, либо вместе потерпеть поражение.
Говоря о взаимоотношения Германии и НАТО, Ангела Меркель отметила, что НАТО является одной из несущих опор внешней политики ФРГ и политики в области безопасности. Тем не менее, указала глава германского правительства, в Североатлантическом союзе следует отходить от мышления чисто военными категориями. С этим согласился генсек НАТО, обратив внимание на то обстоятельство, что новые угрозы носят асимметричный характер, и делать ставку лишь на военные средства невозможно. По его мнению, трансформация НАТО должна отвечать новым вызовам и обеспечивать "взаимосвязь понимания безопасности". "Каждый должен уметь все, – указал Схеффер. – НАТО требуются солдаты, которые одновременно являются и бойцами, и дипломатами".
Затронув вопрос о расширении НАТО, Ангела Меркель дала понять, что не видит шансов для вступления в альянс Грузии и Украины. "Государства, в которых существуют региональные или внутренние конфликты, не могут стать членами НАТО", – отметила она. Канцлер особо подчеркнула, что принять в альянс можно лишь ту страну, в которой "существует в количественном выражении значительная поддержка членства в НАТО со стороны населения". В этой связи канцлер ФРГ не видит особых проблем с принятием в альянс Албании и Хорватии.
Тема Афганистана была центральной и в выступлении генерального инспектора бундесвера Вольфганга Шнайдерхана. Он заявил, что в случае необходимости контингент бундесвера из состава сил ИСАФ готов вести боевые действия. Генерал Шнайдерхан отверг обвинения в том, что бундесвер стремится избежать опасных операций в южных районах Афганистана.
По его словам разделение миссии ИСАФ по регионам было решением НАТО, в соответствии с которым бундесвер контролирует северные районы страны. Региональная ответственность в рамках миссии ИСАФ, отметил генерал бундесвера, в немалой степени обусловлена географическими особенностями Афганистана, которые "не может отменить даже НАТО". Он назвал "игрой в песочнице" стремление к произвольному перемещению войск с севера на юг Афганистана. Генерал Шнайдерхан считает совершенно ошибочным мнение о том, что бундесвер уклоняется от войны. "Если возникнет необходимость, мы будем выполнять нашу задачу военными средствами", – подчеркнул он.
Заявление генерала Шнайдерхана стало ответом на требование генсека НАТО Схеффера о расширении миссии бундесвера в Афганистане и проявлении "оперативной гибкости", под которой он понимает направление боевых подразделений бундесвера в южные районы страны.
Тем временем, как сообщает газета "Кельнер штадт-ацайгер", правительство ФРГ все же уступает давлению США и НАТО и рассматривает вопрос об увеличении общей численности контингента бундесвера в Афганистане до уровня менее 4 тыс. чел. "Тот факт, что цифра в 4 тыс. не будет достигнута, имеет психологическое значение, – замечает газета. – В супермаркете покупатели более охотно покупают продукт, который стоит 1,99 вместо двух евро. Кроме того, СДПГ отошло от своего обещания поддержать продление следующего мандата /бундесвера в Афганистане/ не на 12, а на 18 месяцев. Возможно, из опасения нападок со стороны Левой партии. И никто в правительстве даже не собирается рассматривать вопрос о расширении операции бундесвера на юг Афганистана".
Однако, по данным газеты "Юнге вельт", повседневной практикой для бундесвера стало превышение установленного бундестагом верхнего предела немецкого контингента в Афганистане – 3,5 тыс. чел. По данным издания, при проведении ротации немецких подразделений в течение нескольких недель в Афганистане находилось 3 тыс. 744 военнослужащих бундесвера, почти на 250 больше, чем предусмотрено мандатом.
Важной темой дискуссий стал вопрос об использовании бундесвера для отражения террористической угрозы. С идеей разрешить применение вооруженных сил внутри страны на конференции вновь выступил министр обороны ФРГ Франц-Йозеф Юнг, отметив, что данная мера обусловлена возникновением новых террористических угроз. Глава военного ведомства высказался в связи с этим за внесение изменений в конституцию ФРГ, которые дали бы правовое обоснование использования бундесвера для отражения террористической угрозы. Защита населения и объектов особой важности, подчеркнул он, приобретают все большее значение.
Одновременно Юнг заверил, что бундесвер не будет брать на себя полицейские функции. Однако в тех случаях, когда трудно провести грань между внутренней и внешней безопасностью, когда у полиции не будет достаточных сил и средств для отражения террористического удара с воздуха или моря, "тогда должно быть предоставлено право задействовать возможности бундесвера", указал министр. Франц-Йозеф Юнг вновь высказался за внесение изменения в Конституцию с тем, чтобы позволить сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами для совершения террористических актов.
11 января 2005 года бундестаг принял Закон о воздушной безопасности, позволяющий в чрезвычайной ситуации сбивать захваченные террористами пассажирские самолеты. Однако 15 февраля 2006 года Конституционный суд ФРГ отменил закон как противоречащий Основному закону и нарушающий достоинство человека. Согласно вердикту Конституционного суда, сбивать допустимо лишь самолеты, на борту которых находятся одни террористы. Тем не менее, Юнг настаивает на том, что "такая возможность должна быть". В свою очередь уполномоченный бундестага по делам вооруженных сил Рейнхольд Роббе рекомендовал пилотам люфтваффе отказываться от выполнения подобного приказа.
В ходе дискуссии о ходе начатой в 2004 году реформы вооруженных сил, высокопоставленные немецкие военные единодушно пришли к выводу, что она идет крайне медленно. В частности, признал генерал Шнайдерхан, планирование и реальность "совпадают далеко не всегда". Серьезную проблему для бундесвера представляет дефицит финансирования, нехватка необходимой техники и вооружений, а также недостаточная поддержка бундесвера со стороны населения. В этой связи генеральный инспектор бундесвера призвал к широкой общественной дискуссии по вопросам оборонной политики и политики безопасности, а также о роли вооруженных сил.
Форум командного состава бундесвера активно комментировали газеты, обращая внимание на проблемы бундесвера и вопросы его участия в зарубежных операциях. "Для политики в этой стране давно настало время всерьез подумать о будущих задачах бундесвера, – убеждена "Альгемайне цайтунг". – После краха Восточного блока требования к войскам кардинальным образом изменились, однако до сих пор это не нашло достаточного выражения ни в их структуре, ни в подготовке, и даже в оснащении. За три недели до саммита НАТО в Бухаресте командиры и политики ведут дискуссии по этим проблемам. И это хорошо, ибо без споров ничего изменить не удастся... НАТО была и остается политическим союзом с военным компонентом. Следует признать, что политическое наполнение изменилось. Вместо того, чтобы защищать Западную Европу возможно большим количеством танков, солдат и ракет, сегодня государства-члены НАТО видят главный смысл в борьбе против исламского терроризма. Для этого прежде всего требуется четко сформулированный политический мандат. Без этой платформы ни один солдат не должен направляться в зарубежные операции".
"США непреклонно требуют направления боевых подразделений бундесвера на юг Афганистана, однако глава германского правительства проявляет упорство, – пишет "Обермайн-тагблат". – Согласно представлениям США, НАТО должна обслуживать глобальную стратегию Соединенных Штатов. Поэтому /в НАТО/ должны быть приняты Грузия и Украина. Курс США не изменится вне зависимости от того, кто вселится в Белый дом – Хилари Клинтон, Барак Обама или Джон Маккейн. Германии необходимо настраиваться на длительную борьбу, если она хочет отстоять свою позицию".
Олег Артюшин, корр. ИТАР-ТАСС в Берлине
Источник:"Компас" ИТАР-ТАСС
|