В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Индийская Дхарамсала: танго на троих с участием США и Китая

"Asia Times"
М.К. БХАДРАКУМАР (Индия)


Спустя несколько часов после вспышки 14 марта насилия и погромов в Лхасе, столице Тибетского автономного района Китая, городок Дхарамсала, уютно расположившийся в индийских Гималаях, был взволнован и взбудоражен, словно старушка-хозяйка таверны, ожидающая появления на пороге толпы моряков, проплававших по морям и океанам не один месяц и только что сошедших на берег.

Этот городок известен тем, что в нем расположилось так называемое «тибетское правительство в изгнании», во главе которого стоит далай-лама, духовный лидер и временный глава района с восьмитысячным тибетским населением (название городка Дхарамсала, который еще называют «Маленькой Лхасой», переводится как «место отдохновения»; основан он был в 1849 году британскими правителями Индии как город-гарнизон).

У далай-ламы было достаточно оснований испытать удовлетворение от внимания, которым одаряет его сонм западных журналистов, десант которых буквально обрушился на Дхарамсалу. С того самого момента, как Лхасу охватила волна насилия, далай-лама обрел утраченный было статус знаменитости. 16 марта, к моменту прибытия в Дхарамсалу самых крупных западных «акул пера», он назначил пресс-конференцию. Развитие событий могло пойти по самому непредсказуемому руслу. На встрече с журналистами далай-лама испустил длиннющую тираду, осуждая китайские власти, но самым важным было то, что он напрочь отказался обратиться с каким-либо призывом к восстановлению спокойствия и порядка в Тибете, несмотря на то, что вспыхнувшие беспорядки были самыми бурными и тревожными за последние два десятилетия.

По мере того, как тибетцы продолжали оказывать сопротивление китайским властям, стремившимся навести порядок, акции протеста уже 16 марта распространились и на три соседние китайские провинции. Бушующие демонстранты вышли на улицы в провинциях Сычуань, Синьяй и Ганьсу.

17 марта в столице Тибета Лхасе было по-прежнему неспокойно: власти потребовали от участников опасных анти-китайских выступлений прекращения сопротивления к полуночи. Официальные представители тибетской общины заявили о том, что в ходе беспорядков погибли 16 человек и десятки были ранены; другие источники сообщали о значительно больших жертвах.

Далай-лама заявил: «Ситуация в Тибете вышла из-под контроля, и лишь какие-то чудодейственные силы, но не я, могут навести порядок». Наверняка он понимает, что это был его прощальный вальс. Он не мог бы сильней навредить Китаю и в особенности президенту Ху Цзиньтао, нежели теперь, когда в августе 2008 года в Пекине ожидается открытие летних Олимпийских игр. Далай-лама обвинил Китай в развязывании в Тибете «геноцида против культуры» и потребовал проведения международного расследования причин конфликта. Правда, он все же заявил: «Мы хотим реальной автономии, а не независимости от Китая».

Итак, Тибет вдруг оказался у всех на виду. Волна насилия поднялась в Лхасе через 20 с лишним лет после столь же опасных событий 1987 года. Находясь в Дхарамсале, трудно оценить, в какой степени волнения, начавшиеся 14 марта, могли быть спланированы или срежиссированы из-за границы. Китайские власти высказали предположение, что за вспышкой насилия стоит «клика далай-ламы». Однако есть одно «но».

Четкая координация действий «тибетского правительства в изгнании» по организации столь сильной волны насилия, а также его активность на пропагандистском и политическом фронтах почти не оставляет сомнений в том, что происшедшие события готовились. Тибетские активисты в Дхарамсале были на этот счет вполне откровенны. Они мрачно намекали на то, что ожидают волнений, но при этом отказывались сообщить подробности о том, что именно им известно и с кем они сотрудничают.

Расположенный на фоне высоченных осыпанных снежной пылью пиков Гималаев, которые и сейчас выглядят по-зимнему холодными и задумчивыми, дворец далай-ламы и его окрестности представляют собой завораживающее зрелище, тем более в момент острой политической драмы.

Десяток красивых молодых тибетцев с развевающимися волосами, схваченными броскими яркими обручами, расстилают на улицах Дхарамсалы красные китайские государственные флаги и топчут их на глазах у двух индийских полицейских, молча наблюдающих за происходящим. У входа во дворец далай-ламы сооружена небольшая деревянная постройка, в которой активисты тибетского движения поочередно проводят свои голодовки в знак протеста против китайского правления в Тибете.

Телекамеры западных журналистов схватывают картины происходящего, чтобы доставить их в уютные гостиные европейцев и американцев. Дворец далай-ламы утопает в лучах теплого весеннего солнца и купается во внимании Запада.

Сам воздух Дхарамсалы возбуждает: 18 марта в этот городок в Гималаях ожидается прибытие спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Толкуют о том, что она не сделает запланированных остановок в Ираке и Афганистане, а поспешит прямиком в Дхарамсалу. Несколько месяцев тому назад госпожа Пелоси выступила с инициативой награждения далай-ламы Медалью Конгресса США, против чего в Китае, естественно, сильно возражали. Пекин направил по этому поводу президенту США Дж. Бушу послание, в котором говорилось, что столь недружественный шаг может бросить тень на китайско-американские отношения.

В этих обстоятельствах Дели занял позицию, которую можно описать как «зла не вижу, зла не слышу». Правда, еще предстоит понять, производит ли это впечатление на Китай.

На самом деле начинается что-то вроде дипломатического танго на троих, с участием США и Китая, но на индийской территории. Индии это может сулить только одни неприятности. Как гласит старинная африканская пословица, «когда дерутся слоны, трава летит клочьями». Масла в огонь может подбавить критика индийско-китайских отношений, которой в последние месяцы постоянно и чрезмерно увлекаются индийские СМИ, выступающие, как известно, рупором политики США в регионе.

Влиятельные фигуры, разрабатывающие стратегию индийской внешней политики, тоже подключились к хору тех, кто полез в драку, включая бывших дипломатов, которые занимали самые высокие посты во внешнеполитическом ведомстве Индии. Из их уст прозвучал тезис о том, что Тибет является главным препятствием для решения до сих пор неурегулированного пограничного конфликта с Китаем. Они заявляют, что у Китая – железное сердце; он твердо стоит на своем в отношении пограничного спора. По их мнению, Китай умышленно «провоцирует» Индию, не желая разрешать пограничный спор с Дели и подчинив себе Тибет.

В то же время в ориентирах индийской внешней политики последних лет отчетливо заметен проамериканский сдвиг. Нынешнее правительство Индии приложило немало усилий для того, чтобы гармонизировать свою политику с линией Вашингтона почти по всем статьям. Не осталось буквально ни одного вопроса, где бы не ощущался этот сдвиг, – будь то Косово, палестинская проблема или Афганистан.

Вместе с тем Дели не может смириться с ситуацией, в которой какая-то мировая столица начинает брать на себя роль учителя, произносящего назидательные сентенции в отношении случаев насилия, время от времени сотрясающих Индию. Дели выказывал раздражение всякий раз, когда Пакистан обращал повышенное внимание на случаи индуистско-мусльманских столкновений в Индии.

Министерство иностранных дел Индии выразило «огорчение» по поводу насилия в Лхасе. Оно призвало все участвующие в этом стороны (имеются в виду и тибетские подстрекатели, и китайские власти) «исправить положение и устранить причины возникновения подобных беспорядков в Тибете». Таким образом, Дели решил высказать свои пожелания по вопросу, относящемуся к внутренним делам Китая. Конечно, такая позиция устраивает Вашингтон, оно она, подобно бумерангу, может обратиться против Дели. По иронии судьбы именно 14 марта Организация Исламской Конференции (ОИК), членами которой являются 60 государств, на саммите в Дакаре (Сенегал) единогласно приняла резолюцию, выражающую «озабоченность продолжающим оставаться неразрешимым спором в отношении Кашмира». В резолюции подчеркивается стремление ОИК поддержать право народа Кашмира на самоопределение.

Реакция МИД Индии была незамедлительной и резко негативной: «ОИК не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к внутренним делам Индии, включая ситуацию в штатах Джамму и Кашмир, являющихся неотъемлемой частью Индии. Мы [индийское правительство] решительно отвергаем все подобные комментарии».

Реакция абсолютно верная. Ни одно индийское правительство не согласится с размыванием суверенитета и территориальной целостности своей страны. Так что индийские стратеги ведут себя крайне глупо, если они предполагают, что Дели может использовать «тибетскую карту». Поездка в Дхарамсалу мгновенно продемонстрировала бы им отрезвляющую реальность, которая заключается в том, что сообщество тибетцев здесь будет разобщено в случае, что 73-летний далай-лама сойдет со сцены.

Пока 16 марта сотни тибетских демонстрантов двигались к центру города, местное индийское население продолжало жить своей обычной жизнью. Индийцы и тибетские буддисты живут в Дхарамсале совершенно обособленно. Даже после 49 лет совместного проживания, эти группы населения практически не смешиваются. Индийцы недовольны тем, что сравнительно более богатые тибетские «беженцы» относятся к ним свысока. Это в особенности заметно в отношении второго поколения тибетцев, которым привычнее иметь дело с представителями Запада, толпами посещающими этот экзотический городок в Гималаях.

Местное индийское население в Дхарамсале жалуется на то, что богатые тибетцы скупают недвижимость по баснословным ценам. В то же время тибетский вопрос не является для живущих здесь индийцев чем-то насущным. Во всем этом есть налет сюрреализма. Покуда индийцы в массе своей индифферентны к буддизму, иностранцы с Запада толпятся в буддийских монастырях в Дхарамсале, интересуясь тибетским врачеванием, йогой, мистицизмом и, конечно же, буддийской философией. Но в этих монастырях едва ли увидишь индийца, если только это не случайный турист, который забрел туда, спасясь от зноя.

От него, от обычного индийца, сложно ожидать требований решения «тибетского вопроса». И вообще, чтобы этот вопрос существовал, его нужно постоянно «накачивать свежим воздухом». Так или иначе, уже сегодня в крохотный индийский городок Дхарамсалу закачиваются в виде «денежных пожертвований» огромные деньги.

Английский оригинал статьи опубликован на сайте "Asia Times"

Источник: "Фонд Стратегической культуры"

 Тематики 
  1. Тибет   (33)
  2. Индия   (285)
  3. США   (971)