В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Саудовская Аравия: перспективы искоренения терроризма

4 марта все саудовские издания опубликовали сообщение Министерства внутренних дел об аресте 56 членов террористической организации, которая была названа «ячейкой хаджа (халийя аль-хадж)». Как подчеркнули руководители министерства, члены этой ячейки планировали «срыв сезона паломничества» 2008 г., добавив при этом, что саудовские органы, ответственные за антитеррористическую деятельность, предполагают, что число сторонников этой группы в составе тех, кого в королевстве обычно называют «заблудшей сектой», может возрасти. Иными словами, и Министерство внутренних дел, и Служба государственной безопасности открыто намекали на то, что в стране будут проведены новые аресты. Более того, едва ли не впервые в истории противостояния власти и апеллирующей к религиозной догме антисистемной оппозиции власть заявила, что на этот раз она располагает убедительными доказательствами того, что и «ячейка хаджа», и вся «заблудшая секта» тесно связаны с организацией "Аль-Каида" и являются одним из ее «страновых» подразделений.

Как отмечалось в заявлении Министерства внутренних дел, его сотрудники смогли захватить сотовый телефон, принадлежавший специальному представителю Аймана Аз-Завахири в Саудовской Аравии, в памяти которого содержалось звуковое послание второго лица в руководстве "Аль-Каиды". Текст этого письма был предан гласности. В нем говорилось: «Получателю этого письма. Мир вам, милосердие Аллаха и Его благословение. Тот, кто передаст это письмо, наше доверенное лицо и наш брат (не в родственном смысле. – Г.К.). Передайте ему собранные вами деньги для сотен семей наших пленных. Пусть Аллах раскроет их узилища, и пусть Он осенит Его милостью наших шахидов, погибших в Пакистане и Афганистане. Аллах помогает Его рабам, если эти рабы помогают своим братьям. В завершение призываю на вас славу Аллаха, Господа обоих миров и молитву Аллаха, которую он простирает над господином нашим – Мухаммедом, Его семьей и Его последователями. Да пребудет над вами мир и милость Аллаха. Ваш брат Айман Аз-Завахири». Стоило бы заметить, что речь идет о «сотнях» саудовских семей, сыновья которых стали «пленными». Тогда сколько же молодых саудовцев отправились «воевать за веру» только в Афганистан и Пакистан?

Заявление Министерства внутренних дел содержало и другие детали, связанные с деятельностью «ячейки хаджа». Речь шла в первую очередь о том, что в действительности эта «ячейка» представляла собой разветвленную сеть, члены которой действовали в Мекке, Медине, Эр-Рияде и провинции Северные границы (саудовская территория, прилегающая к Иордании). Ее руководство, как отмечалось в цитируемом заявлении, поддерживало регулярную связь с действующими за пределами королевства лидерами "Аль-Каиды". Согласно тому же документу, на руководство ячейки была возложена задача «восстановить структуру заблудшей секты и возобновить террористические действия в Королевстве Саудовская Аравия» и одновременно «готовить людей для отправки за рубеж». Более того, члены этой ячейки были «очень близки» к тому, чтобы совершить диверсионные действия в разгар сезона паломничества многочисленных мусульман различных стран мира к святыням Мекки. При этом речь не шла о «нанесении ударов по каким-либо заранее выбранным целям», что понятно: любая террористическая акция в толпе участников хаджа могла бы вызвать необратимые последствия, в которые были бы вовлечены тысячи обезумевших от ужаса людей. «Но, — как специально подчеркнул официальный представитель Министерства внутренних дел в сообщении для прессы, — Божье благодеяние не допустило этого». Впрочем, он добавил: «Пока!»

Члены «ячейки хаджа», как подчеркнуто в заявлении Министерства иностранных дел, «находились на завершающем этапе подготовки планировавшихся ими террористических деяний». Они «уже нашли логова для своих сторонников в Благословенной Мекке». Эти сторонники «располагали фальшивыми документами», позволявшими им «свободно перемещаться» и в этом городе, и по всей территории королевства. В составе «ячейки» были представлены как саудовцы, так и выходцы из других мусульманских стран. Они «с помощью Интернета вели активную кампанию, пропагандировавшую идеи заблудшей секты», они «совращали молодежь, посылали молодых людей в различные регионы королевства для того, чтобы содействовать дестабилизации ситуации и нанести урон отечеству и его гражданам».

Возникает естественный вопрос — для создания сайта в Интернете, для «совращения» молодежи, для «сотен семей пленных» нужны деньги. Что служило их источником? В цитируемом заявлении Министерства внутренних дел отмечалось, что члены этой ячейки действовали под «маской благотворительности». Участниками этой «благотворительной» деятельности были «содействующие (мутаавунун)» – иначе говоря, сочувствующие делу «заблудшей секты», которые «живут в королевстве и помогают "Аль-Каиде" материально». Пресекалась ли эта «благотворительная» деятельность? Да, конечно. Саудовская служба государственной безопасности смогла внедрить в ряды «ячейки хаджа» собственных сотрудников, которые и выясняли не только кто «осуществляет сбор благотворительных пожертвований», но и «предоставляет эти пожертвования». Но даже обычные саудовские граждане, как выяснилось, охотно жертвовали на нужды «бойцов сопротивления в Афганистане, Ираке и Пакистане и их семей». Достаточно было подойти к кому-либо из этих граждан в том или ином общественном месте (мечети, супермаркете, на автомобильной стоянке, просто на улице), как практически любой из них раскрывал кошелек и вручал «сборщику пожертвований» ту или иную сумму.

В цитируемом заявлении Министерства внутренних дел много подробностей. Но все эти подробности доказывают, что развернутая в Саудовской Аравии мощная пропагандистская кампания, направленная против идеи и практики «заблудшей секты», все еще не принесла нужных власти плодов. Запрещенный почти семь лет тому назад (после начала военной операции против власти движения «Талибан» в Афганистане) сбор «благотворительных пожертвований» в общественных местах продолжается. Если оттуда и исчезли ранее находившиеся там специальные ящики для сбора денег на «филантропию», то сама «филантропия» осталась на месте. Принятый Консультативным советом несколько месяцев назад новый закон (предусматривающий десять лет тюремного заключения и штраф в размере пяти миллионов саудовских риалов за создание сайта, пропагандирующего идеи «заблудшей секты») об ужесточении контроля над ресурсами Интернета (впрочем, саудовские пользователи информационной сети и ранее никогда не могли получить доступ ко всей ее сайтам — государство надежно охраняло их «благонравие») в интересах противодействия террористической деятельности не кажется достигшим своей цели. Наконец, в Саудовской Аравии сохраняется (наверное, не столь уж малая) доля «содействующих» — интересы (конечно же, многообразные, определяемые множеством материальных и идейных соображений) этих людей требуют дестабилизации власти. Наконец, самое важное — несмотря на несомненные успехи саудовских специальных службы и сотрудников Министерства внутренних дел, способных ныне наносить по террористам упреждающие удары, внутрисаудовская антисистемная оппозиция продолжает жить и, более того, способна (в который уже раз!) возрождаться.

Стоит лишь упомянуть о некоторых событиях истекшего года, связанных с саудовской антитеррористической деятельностью.

26 февраля 2007 г. неподалеку от Медины были убиты четверо граждан Франции (мусульман по вероисповеданию). 18 апреля по обвинению в причастности к этому убийству были арестованы 8 саудовских граждан, а 27 апреля было объявлено о демонтаже семи подпольных ячеек и аресте входивших в них 172 чел. (132 граждан Саудовской Аравии и 40 – иных стран).

14 мая 2007 г. саудовское телевидение показало «раскаяние» участников «ячейки Букейка», планировавшей население удара по инфраструктуре одного из центров саудовской нефтедобычи. 22 мая саудовское телевидение вновь показало «раскаяние» семи террористов, планировавших захват тюрьмы в Ар-Руэйс (где содержатся немало представителей «заблудшей секты») в Джидде.

В течение июня 2007 г. саудовские власти несколько раз объявляли о разгроме террористических ячеек в различных регионах страны и ликвидации их электронных сайтов. В том же месяце Министерство внутренних дел впервые сообщило об арестах 11 «спонсоров» террористов — все они были саудовскими гражданами. 19 же июня принц Наеф Абдель Азиз, министр внутренних дел королевства, объявил о «ликвидации 90% сети сторонников заблудшей секты» в стране.

1 июля 2007 г., выступая в Консультативном совете, принц Наеф сообщил, что возглавляемое им министерство (как и специальные службы) «сорвало исполнение более 180 готовившихся террористами операций», и впервые предал гласности информацию о том, что под его руководством создаются «специальные подразделения, задачей которых станет охрана нефтяной инфраструктуры». 29 августа эти подразделения (в составе которых тогда насчитывалось 20 тыс. чел.) приступили к исполнению своих непосредственных обязанностей.

13 сентября 2007 г. в Саудовской Аравии было объявлено о строительстве «защитной стены» на всем протяжении саудовско-иракской границы для «ликвидации возможностей просачивания террористов» в пределы территории королевства.

28 ноября 2007 г. Министерство внутренних дел предало гласности заявление об аресте самой крупной террористической группы на саудовской территории – 208 чел., входивших в состав шести ячеек «заблудшей секты». Как говорилось в этом заявлении, члены этих групп «планировали убийства законоучителей и высших чинов правоохранительных органов». Члены одной из ликвидированных ячеек «располагали восемью ракетами». Одновременно министерство информировало общественность о том, что вместе с членами ячеек были арестованы «32 спонсора организации "Аль-Каида" на территории королевства».

Наконец, 23 декабря 2007 г. были арестованы 28 членов взаимодействовавших друг с другом террористических ячеек в Эр-Рияде, Мекке, Медине и провинции Северные границы, предполагавших осуществить «несколько скоординированных по времени акций в различных регионах страны». Итогом этих акций должна была стать «дестабилизация положения в стране».

Итак, терроризм в Саудовской Аравии – «неискоренимое» явление? Ответ на этот вопрос, конечно, отрицателен. Но искоренить это явление можно лишь при условии, что Саудовская Аравия будет меняться. Эти изменения должны включать преобразования социально-экономического характера — борьба с бедностью, с диспропорциями в региональном развитии, с неграмотностью, униженностью женщин. Впрочем, список этих необходимых для королевства преобразований не может не быть огромным. Но существенно и другое обстоятельство — эти, материальные в своей основе изменения, должны привести к трансформации духовной атмосферы в саудовском обществе. Однако при этом как материальные, так и духовные изменения должны проходить последовательно и постепенно, без резких скачков, способных привести к развалу саудовского государства и углублению разломов в национальном социуме.

Есть, тем не менее, и другой аспект этого списка – множественность конфликтов в окружающем Саудовскую Аравию пространстве. Достаточно назвать Ирак, Ливан, палестинские территории и Афганистан. Ликвидация этих конфликтов — одна из задач саудовской внешней политики, когда королевство должно тесно взаимодействовать с иными заинтересованными сторонами – такими же, как и она, субъектами глобальной системы международных отношений.

Иными словами, время искоренения терроризма – слишком далекая перспектива? Этот вопрос заслуживает положительного ответа.

Г.Г. Косач
Источник: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)