Сергей Правосудов, Директор Института Национальной Энергетики
Глобальный союз поставщиков газа уже превратился на Западе в одну из любимых «страшилок». Однако возможностей предотвратить его рождение у противников не много. Главная их проблема — отсутствие альтернативных вариантов развития газового рынка, гарантирующих стабильность поставок в долгосрочной перспективе.
На минувшей неделе делегация ОАО «Газпром» во главе с Алексеем Миллером посетила Иран. По итогам визита вышло сообщение, что российская компания примет участие в освоении гигантского газового месторождения Южный Парс и ряда нефтяных залежей. Это произошло на фоне активизации разговоров о скором создании газового аналога Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). В этом нет ничего удивительного, так как в пользу такого решения говорят как экономические, так и политические факторы. Крупнейшие импортеры углеводородного сырья, в первую очередь США и ЕС, уже высказали свои опасения по этому поводу.
Зампред комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США Илеан Роз-Летинен заявил: «Создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США, а сама «газовая ОПЕК» не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету». Другой конгрессмен, Дон Манзулло, отметил: «Мы не должны позволить появиться еще одной группе глобального вымогательства по типу ОПЕК, которая захватит мировые поставки природного газа и будет ими командовать». По его словам, этот картель «будет состоять из стран, на которые приходится почти 70% мировых запасов газа, и среди этих стран будут Россия и Иран». Появление «газовой ОПЕК» несет с собой угрозу «повышения цен, которое может иметь огромные последствия для базы промышленного производства в США», считает он. Создание «газовой ОПЕК» возможно, но это не будет способствовать здоровому развитию газового рынка, считает член Европейской комиссии, ответственный за энергетику, Андрис Пиебалгс. «Я не исключаю, что такое решение может быть принято. Призываю страны, которые, возможно, будут участвовать в создании картеля, не делать этого». Таким образом, очевидно, что государства-импортеры боятся, что укрепление сотрудничества между странами, обладающими основными запасами газа в мире (Россия, Иран и Катар), приведет к тому, что потребителям будет трудно добиваться понижения цен на голубое топливо.
Война и мир
Страны-потребители рассчитывают, что благодаря удешевлению технологий сжижения газа рынок голубого топлива станет не региональным, а глобальным, и покупатели смогут использовать конкуренцию между поставщиками и сбивать цены. В последнее время производство сжиженного газа растет стремительными темпами. Главным фактором здесь выступает истощение собственной ресурсной базы стран-потребителей. Например, в США первые танкеры с СПГ (сжиженный природный газ) пришли в 1972 году. Однако дальше строительства четырех терминалов по регазификации дело не пошло. Объем поставок сохранялся на низком уровне на протяжении 1980—1990-х годов. Только в 2000 году он вернулся к уровню 1979 года. Объем закупок СПГ стал расти после сокращения добычи газа собственно в Северной Америке. То есть когда своего газа нет и построить газопровод невозможно, его начинают искать за морями.
Ни для кого не секрет, что мировым лидером в военной сфере являются США, и они стремятся использовать свою силу для решения энергетических проблем. Главной целью американской агрессии против Ирака была нефть. Теперь Джордж Буш призывает к войне с богатым газом Ираном. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно власти Ирана выступают в качестве инициатора создания «газовой ОПЕК». Они рассчитывают таким образом найти защитника в лице России и сохранить независимость своей страны.
В ближайшее время нам предстоит наблюдать за активным противостоянием на энергетическом фронте. Ключевыми игроками в этой борьбе будут: Россия (вместе с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном), Иран, Катар и Венесуэла, а по другую сторону баррикад окажутся США, Европейский союз, Китай и Индия. Необходимо отметить, что между странами—производителями энергоресурсов гораздо меньше противоречий, чем между потребителями.
Крупнейшие импортеры голубого топлива в мире — США, Европейский союз и Япония. Стремительно растет газопотребление в Китае и Индии. Добыча газа в США и ЕС сокращается стремительными темпами. Если в 2001 году в США было добыто 555,5 млрд куб. м газа, то в 2006-м уже 524,1 млрд. В ЕС эти показатели составили 220,1 млрд и 190 млрд куб. м соответственно. Япония вообще никогда не обладала существенными запасами газа. Китай и Индия в последнее время активизировали работы по освоению собственных месторождений, но обойтись без импорта голубого топлива эти страны не смогут. Между этими странами неминуемо развернется борьба за источники поставок.
Европа и Иран
Крупнейшим поставщиком газа в Европу традиционно является Россия (экспортирует около 160 млрд куб. м газа в дальнее и более 100 млрд куб. м в ближнее зарубежье). Наши страны связаны самой крупной в мире системой газопроводов. На севере Европы российскому газу приходится конкурировать с норвежским, а на юге — с алжирским. Однако в этих странах, в отличие от России, нет крупных неосвоенных месторождений, поэтому ожидать здесь значительного роста добычи не приходится. Представители Европейского союза неоднократно заявляли о своих опасениях попасть в чрезмерную зависимость от российского газа. Поэтому они пытаются найти альтернативных поставщиков голубого топлива. Теоретически на эту роль мог бы претендовать Иран, который занимает второе место в мире по величине газовых запасов — 28,13 трлн куб. м (у России — 47,65 трлн куб. м). Пока Иран продает небольшие объемы газа только в Турцию, но здесь регулярно возникают проблемы. Дело в том, что газопровод Иран—Турция проходит по территории, населенной курдами, которые уже неоднократно взрывали его, что приводило к прекращению поставок. Нет никаких гарантий, что теракты не повторятся вновь, так как курды пытаются добиться создания независимого государства — Курдистана.
Против начала поставок иранского газа в Европу выступают США, которые давно ввели санкции против этой мусульманской страны. В начале 1980-х годов имущество американских нефтегазовых компаний в Иране было национализировано. США рассчитывают вернуться в эту страну, поэтому они протестуют против участия европейских корпораций в разработке иранских нефтегазовых ресурсов. С другой стороны, на иранский газ претендует Индия, которую поддерживает Россия.
Наша страна заинтересована в том, чтобы сохранить свою роль на европейском рынке, поэтому она продвигает проект строительства газопровода Иран—Пакистан—Индия. Главным фактором, мешающим этому проекту, остается враждебность между правительствами Индии и Пакистана. Россия предлагает свои услуги для снятия этой проблемы. В настоящее время обсуждается вариант предоставления «Газпрому» функций оператора проекта по строительству и дальнейшей эксплуатации газовой магистрали из Ирана в Индию.
Здесь неразрывно переплелись политика и экономика. С одной стороны, «Газпром» эксплуатирует самую большую в мире систему газопроводов, поэтому российские специалисты накопили уникальный опыт строительства и обслуживания газовых магистралей. С другой стороны, Ирану необходима политическая поддержка нашей страны на международном уровне. Не стоит забывать и об опыте экономического сотрудничества России с Ираном и Индией. Российские компании строят здесь энергетические объекты (в том числе и атомные электростанции), оказывают помощь в освоении нефтегазовых месторождений, занимаются геологоразведкой и т.д. В реализации этого проекта заинтересованы и российские металлургические и трубные компании, так как их продукция может быть использована при строительстве газопровода.
В качестве еще одной альтернативы России для поставок газа в Европу рассматриваются страны Каспийского бассейна. Однако Туркменистан, Казахстан и Узбекистан предпочитают продавать свой газ «Газпрому». Они подписали долгосрочные контракты, предусматривающие увеличение поставок. Европе остается уповать только на Азербайджан, однако в этой стране всего одно большое газовое месторождение — Шах Дениз (запасы около 1 трлн куб. м), но на этот газ претендуют потребители Азербайджана, Грузии и Турции. Очевидно, что стать крупным поставщиком голубого топлива в ЕС Азербайджан не в состоянии.
Америка
США в связи с сокращением собственной добычи увеличивают импорт голубого топлива из соседней Канады и строят терминалы для приема СПГ из стран Персидского залива. Американцы были бы заинтересованы в том, чтобы построить газопровод из расположенной неподалеку Венесуэлы. Однако президент этой страны Уго Чавес лоббирует проект строительства газовой магистрали Венесуэла—Бразилия—Аргентина. Переговоры на эту тему он ведет опять же с «Газпромом».
Власти США не скрывают своего недовольства политикой главы Венесуэлы, поэтому они пытались его свергнуть путем государственного переворота, но бывший десантник Уго Чавес оказался им не по зубам. В этих условиях американцам остается надеяться только на увеличение поставок газа в виде СПГ. Лидер в этом виде бизнеса — Катар. Но конкуренцию арабам планирует составить «Газпром», который в 2014 году предполагает запустить в районе Мурманска крупный завод по сжижению газа гигантского Штокмановского месторождения. Необходимо отметить, что расстояние от Мурманска до США короче, чем от Катара. Кроме того, на Западное побережье США, вероятно, будет поступать СПГ с Сахалина.
Китай
Не последнюю роль в борьбе за газовые ресурсы будет играть и Китай. Сегодня около 70% потребностей китайской энергетики удовлетворяется за счет собственного угля. Однако в скором времени рост добычи угля начнет стремительно отставать от увеличения потребностей экономики КНР. Китай уже начал импортировать уголь из других стран. Кроме того, сжигание угля в огромных количествах привело к экологической катастрофе в крупных китайских городах. Это вызывает обеспокоенность мирового сообщества, которое в условиях глобального потепления активно борется за снижение выбросов парниковых газов. Вполне вероятно, что Китай столкнется с давлением со стороны международных структур, которые потребуют от него проведения эффективной политики в экологической сфере. Следовательно, китайцам непременно придется увеличивать импорт голубого топлива, так как собственных ресурсов газа им явно не хватит. Крупнейшим поставщиком газа в Китай, скорее всего, будет соседняя Россия, которая обладает крупными месторождениями голубого топлива в Якутии, Иркутской области и на шельфе Сахалина.
Альтернативой российским поставкам может быть СПГ, но получить здесь выигрыш в цене китайцам не удастся. Власти КНР рассчитывают еще на газ Туркменистана и Казахстана, но пока не очень понятно, из каких месторождений они его смогут получить. Казахстан подписал с «Газпромом» долгосрочный контракт на поставку газа со своего крупнейшего месторождения, Карачаганак. Получается, что китайцам остается надеяться только на небольшие ресурсы восточных регионов этой страны.
Туркменистан заключил с «Газпромом» контракт на ближайшие 20 лет о поставках газа с действующих месторождений. Более того, газ, который планируется добывать на шельфе Каспийского моря, Туркменистан также пообещал поставлять «Газпрому», для чего предполагается построить Прикаспийский газопровод. Китаю остается надеяться на новые ресурсы голубого топлива, которые, может быть, будут обнаружены на правом берегу реки Амударьи.
Если говорить о Японии, то она продолжит покупать газ исключительно в виде СПГ. В ближайшее время к ее традиционным поставщикам — Индонезии, Малайзии, Австралии и Катару — присоединится Россия с сахалинским газом.
Ключевой игрок
Таким образом, получается, что Россия в ближайшее время станет ключевым поставщиком голубого топлива на международный рынок. Причем «Газпром» будет работать со всеми ключевыми газопотребляющими державами. Естественно, многим это не нравится. Европа и США имеют богатый опыт эксплуатации ресурсов слаборазвитых государств в своих интересах. Теперь их раздражает, что страны, обладающие значительными запасами углеводородов, стремятся проводить самостоятельную политику. Поэтому ряд американских политиков выдвинули идею создания альянса под условным названием «энергетическое НАТО», который должен бороться против появления «газовой ОПЕК».
Влиятельный американский сенатор Ричард Лугар предложил превратить НАТО в альянс потребителей энергоресурсов, противостоящий России, которая, по его мнению, в ближайшие годы будет все чаще прибегать к энергетическому шантажу. «В ближайшие десятилетия наиболее вероятным источником вооруженных конфликтов в Европе и окружающих регионах станет нехватка энергии и манипулирование ею». «Нападение с использованием энергетики в качестве оружия может сокрушить экономику страны и привести к сотням и даже тысячам жертв». Следовательно, действие пятой главы устава НАТО, приравнивающей нападение на одного из членов альянса к нападению на весь блок, нужно перенести и на энергетические отношения, считает господин Лугар. Однако пока мы наблюдаем обратный процесс: страны, обладающие ресурсами, поставляют их своим контрагентам, так как заинтересованы в получении доходов. Но членам блока НАТО этого мало. Видные представители США и ЕС выдвигают идею, что энергоресурсы — достояние всех стран, и государства, на территории которых они залегают, обязаны предоставлять к ним доступ транснациональным корпорациям.
В свою очередь, Россия придерживается точки зрения, что страны—владельцы энергоресурсов имеют право самостоятельно принимать решения о том, как их осваивать. Доступ иностранных компаний к российским месторождениям планируется предоставлять только в обмен на их сбытовые активы, дающие возможность выйти на рынок конечных потребителей голубого топлива.
Слабый доллар
В последнее время активно начал обсуждаться и вопрос о способе формирования цен на газ. Сегодня основная часть голубого топлива в мире реализуется на основе долгосрочных контрактов, ценовые показатели которых привязаны к котировкам нефтепродуктов на крупнейших биржах. Однако потребление газа в мире стремительно растет (с 2,25 трлн куб. м в 1996 году до 2,85 трлн куб. м в 2006-м). Управление энергетической информации правительства США прогнозирует, что к 2030 году этот показатель составит 4,6 трлн, то есть увеличится более чем на 75%. В Европе потребление газа вырастет с 509 млрд куб. м до 736 млрд, его доля в европейском энергобалансе — с 23,8% до 30,9%. В Китае аналогичный показатель увеличится с 59 млрд куб. м до 192 млрд. Одновременно мировой спрос на нефть к 2030 году вырастет до 116 млн баррелей — с 86 млн в 2007 году.
По прогнозам, потребление газа будет расти гораздо быстрее нефти. Поэтому рано или поздно нужно будет придумывать формулу для формирования цены именно на этот энергоресурс. Тем более что в Европе и США активно внедряются биржевые технологии торговли голубым топливом и растет количество краткосрочных (спотовых) контрактов. Все больше газа продается и в виде СПГ. Производителей углеводородов также беспокоит ситуация со стремительно дешевеющим долларом, который уже не может выполнять функцию мировой резервной валюты. Встает логичный вопрос: а что придет ему на смену? Все вышеперечисленные факторы и приводят к тому, что идея создания «газовой ОПЕК» обсуждается все активнее. Вполне возможно, что основой для ее появления станет Форум стран—экспортеров газа, который объединяет Алжир, Боливию, Бруней, Венесуэлу, Египет, Индонезию, Иран, Катар, Ливию, Малайзию, Нигерию, ОАЭ, Оман, Россию, Тринидад и Тобаго, а также Экваториальную Гвинею. Эта организация появилась на свет в 2001 году и пока обладает исключительно совещательными функциями.
В дальнейшем эти страны смогут более активно координировать свою политику в сфере добычи и сбыта голубого топлива. Они будут пытаться не допустить игры на понижение со стороны стран-потребителей. Кроме того, наличие партнерских отношений между странами—экспортерами сырья остудит пыл некоторых особенно воинственных деятелей из блока НАТО. Самое интересное заключается в том, что в случае создания «газовой ОПЕК» Россия сможет играть главную роль в этом альянсе. Это обусловлено как экономическими, так и политическими факторами: наша страна занимает первое место в мире по добыче и запасам газа, обладает мощным военным потенциалом. Кстати, российские власти абсолютно правильно поступают, что не входят в состав действующей ОПЕК, так как в отношении запасов нефти наша страна отстает от лидеров. В этом альянсе Россия смогла бы играть только второстепенную роль.
Понятно, что появление на свет «газовой ОПЕК» вызовет негативную реакцию со стороны США и Европы. Однако их опасения представляются на сегодня искусственно преувеличенными. Срыв поставок — главный риск, на который указывают, — может произойти только в том случае, если войска НАТО захотят «навести порядок» в одной из стран, входящих в «газовую ОПЕК». Если копнуть глубже и рассмотреть в принципе вопрос контроля над источниками ресурсов, то и здесь для них остается большое поле для маневров. Если американские и европейские компании захотят принять участие в проектах по добыче голубого топлива, они смогут этого добиться, поделившись своими активами в сфере его сбыта и мощностями в газовой генерации.
Объем доказанных запасов газа (трлн куб. м)
Россия____________ 47,65
Иран______________ 28,13
Катар_____________ 25,36
США________________ 5,93
ЕС_________________ 2,43
Канада_____________ 1,67
Китай_____________ 2,45
Индия______________ 1,08
Венесуэла__________ 4,32
Источник: BP.
Добыча газа в 2006 году (млрд куб. м)
Россия____________ 612,1
Иран______________ 105
Катар______________ 49,5
США_______________ 524,1
ЕС________________ 190
Канада____________ 187
Китай_______________58,6
Индия______________ 31,8
Венесуэла__________ 28,7
Источник: ВР.
Потребление газа (млрд куб. м)
___________ 1996___ 2006
Россия_____ 379,9__ 432,1
Иран_______ 38,9___ 105,1
Катар______ 13,7____ 19,5
США________ 640,2__ 619,7
ЕС_________ 378,9__ 467,4
Канада______ 85,3___ 96,6
Китай______ 17,9___ 58
Индия_______ 20,5___ 39,7
Япония______ 64_____ 84,6
Источник: ВР
Экспорт газа в 2006 году (млрд куб. м)
_____________Трубопроводы____ СПГ
Россия________ 151,46_________ 0
Иран____________ 5,69_________ 0
Катар___________ 0__________ 31,09
США____________ 19,22________ 1,72
Канада_________ 99,75________ 0
Источник: ВР.
Источник: "Профиль"