В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Политическая ситуация в Сербии после выборов президента

В результате состоявшегося 3 февраля в Сербии второго тура выборов Борис Тадич переизбран на посту президента. Уже на следующий день стало однако ясно, что эта победа может оказаться для него пирровой – 4 февраля страны Евросоюза окончательно уточнили детали отправки гражданской миссии в Косово. В результате Сербия вновь стоит на пороге серьезного политического кризиса. Хотя победа противостоявшего Тадичу кандидата от Сербской радикальной партии /СРП/ Томислава Николича вряд ли изменила бы что бы то ни было в процессе согласований в структурах ЕС, начинать новый президентский мандат Тадичу, победившему под лозунгом безусловной интеграции Сербии в Евросоюз, придется в крайне некомфортных политических условиях. После того, как стало известно о решении Брюсселя, глава правительства Воислав Коштуница заявил 5 февраля, что видит в нем "прямую угрозу безопасности и территориальной целостности Сербии". Он в категорической форме высказался против заключения с ЕС Политического соглашения – переходного документа, который Брюссель предложил Сербии в период между первым и вторым туром президентских выборов вместо полноформатного соглашения о стабилизации и ассоциации. "Предложение ЕС подписать Политическое соглашение и одновременно направить /в Косово/ миссию по дезинтеграции нашего государства – не что иное, как обман. Подписав его, Сербия де-факто даст согласие на независимость Косово, станет первым государством, которое косвенным образом признает эту независимость", – указал Коштуница.

Дело в том, что планируемая замена действующей в Косово Миссии ООН /МООНК/ европейской миссией – ключевой элемент процесса так называемого скоординированного провозглашения независимости края, которое готовится усилиями Вашингтона, Брюсселя и Приштины. Развернувшись до полного штата /сейчас в Косово действует лишь "передовой отряд" миссии ЕС/, новая администрация приступит к реализации пресловутого "плана Ахтисаари", предполагающего наделить нынешнюю автономию "контролируемой независимостью". План бывшего президента Финляндии был в 2007 году семь раз блокирован Россией в Совбезе ООН. Сейчас Евросоюз, несмотря на категорическое несогласие Белграда и Москвы, готов приступить к его реализации без санкции Совбеза. При этом Политическое соглашение не содержит никаких гарантий и обязательств Европы, подтверждающих сербский суверенитет над Косово.

Для того, чтобы начать переброску в Косово двухтысячной армии европейских чиновников, экспертов и полицейских, необходима последняя формальность – решение, которое будет принято на уровне министров иностранных дел. С большой долей уверенности можно предположить, что это произойдет на заседании Совета ЕС по внешним делам и общим вопросам, которое состоится 18-19 февраля. Хорошо еще, что Тадич, правящий страной с 2004 г. и получивший сейчас новый 5-летний мандат, по всей вероятности, успеет пройти церемонию инаугурации и вступить в должность. Торжества планируется приурочить к отмечаемым 15 февраля Дню государственности и большому церковному празднику – Сретенью Господнему. По крайней мере, Сербия встретит надвигающийся кризис с легитимным президентом, что для страны, успевшей пожить пару лет без главы государства, уже немало.

Еще в прошлом году Сербия раскололась на два примерно равновеликих лагеря: один поддерживает проевропейскую линию президента, предполагающую известную гибкость в отношении Косово, другому ближе куда более твердая позиция Коштуницы и Николича, считающих, что в ЕС вступать надо, но не ценой фактического отказа от дальнейших попыток хотя бы юридически сохранить Косово в составе Сербии. Выборы, в ходе которых Тадич получил 50,5 проц., а Николич 47,7 проц. голосов, так и не решили главной сербской политической дилеммы, которую в крайне упрощенном виде можно сформулировать так: присоединение к ЕС без Косово или Косово без ЕС. В действительности, конечно же, все куда сложнее. В Евросоюз Сербию никто пока не приглашает, а потеряв фактический контроль над Косово еще в 1999 г., Белград сейчас может надеяться лишь на юридическое закрепление своих прав на эту часть сербских территорий, населенную почти двумя миллионами жаждущих независимости албанцев.

Как показали итоги президентских выборов, сторонников безусловной интеграции в ЕС больше, чем противников. Тысяч так на 128. Именно с таким незначительным отрывом /2,257 млн против 2,129 млн голосов/ 3 февраля Тадич победил Николича. При этом надо иметь в виду, что окончательно чашу весов на сторону Тадича склонили голоса венгров и хорватов Воеводины и мусульман Санджака, а также сторонников Либерально-демократической партии, требующей добровольного отказа от сербских прав на Косово и Метохию. Случись что, президенту этот факт припомнят не раз и не два. Президент и его сторонники не видят препятствий к заключению Политического соглашения с ЕС, полагая, что этот документ и решение Брюсселя отправить свою миссию в Косово непосредственно друг с другом не связаны. Под лозунгом "европейский путь для Сербии" Тадич и одержал победу на выборах. Сейчас у него есть основание говорить, что большинство граждан поддержало именно его евроцентристскую политику. Большинство это, правда, относительное и очень хрупкое.

Как полагали близкие к президентской Демократической партии политологи, победа Тадича заставит премьера и лидера Демократической партии Сербии /ДПС/ Воислава Коштуницу проявить большую сговорчивость в отношении Политического соглашения с ЕС, по которому граждане Сербии получат облегченный визовый режим, а правительство – доступ к европейским кредитам. Они ошиблись: премьер, которого многие здесь называли главным проигравшим на президентских выборах /ведь его жесткий курс в отношении Брюсселя не получил поддержки большинства/, на этот раз действовал на опережение. 5 февраля, сразу после заявления Коштуницы, его ДПС и партнер по коалиции – партия "Новая Сербия" /НС/ – потребовали незамедлительно собрать парламент на внеочередное заседание. Законодателям предложено выработать официальную позицию по всем трем пунктам национальной внешнеполитической повестки: подписание Политического соглашения, отправка в Косово миссии Евросоюза и, разумеется, предстоящее провозглашение независимости нынешней автономии. Как убеждены политики "народного блока", в который входят ДПС и НС, Сербия должна вступить в Евросоюз как территориально целое государство: если не де-факто, то, по крайней мере, де-юре. В этой связи любое соглашение с Брюсселем – промежуточное или полноформатное – должно содержать гарантии сохранения сербского суверенитета над Косово, прописанные в резолюции 1244 СБ ООН от 1999 г.

Требование "народного блока" без проволочек поддержали радикалы и социалисты. Общая численность парламентских фракций этих трех партий обеспечивает им в скупщине устойчивое большинство. В соответствии с законом спикер Оливер Дулич теперь обязан назначить дату внеочередного заседания скупщины и вынести на ее рассмотрение позицию ДПС и НС. 26 декабря прошлого года парламент уже принял резолюцию по Косово. В ней прямо указано, что "учреждение миссии ЕС в Косово для реализации "плана Ахтисаари" представляло бы угрозу суверенитету, территориальной целостности и конституционному порядку Сербии". Если позиция "народного блока" получит формальную поддержку радикалов и социалистов, от подписания Политического соглашения Белграду придется отказаться. Трудно рассчитывать, что пропрезидентские силы в правящей демократической коалиции спокойно перенесут столь мощный удар. Эксперты и партийные функционеры уже заговорили о возможности падения правительства и проведения досрочных парламентских выборов. Называется уже и ориентировочная дата: март – апрель.

Как полагает бывший глава МИД уже не существующего Содружества Сербии и Черногории Горан Свиланович, практически нет никаких шансов на то, что правительство в его нынешнем составе подпишет Политическое соглашение или соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС. "После того, как Коштуница заявил, что подписать такое соглашение означало бы признать независимость Косово, я уверен, что он не допустит этого шага, невзирая на то, что он не контролирует большинство мест в правительстве. Если кто-то это сделает вместо него, он в тот же миг свалит правительство", – убежден Свиланович. Вместе с тем, по его словам, страх перед перспективой косовской независимости в Белграде настолько силен, что в ближайшие недели будут предприняты попытки сохранить действующее правительство "еще на какое-то время".

Следует напомнить, что нынешнее правительство с большим трудом и в последний отведенный конституцией момент было сформировано по итогам парламентских выборов 15 мая 2007 года. Помимо поста премьер-министра, "народный блок" контролирует еще 7 министерских постов. При этом президентской Демократической партии и поддерживающей ее партии "Группа 17 плюс" принадлежат пост вице-премьера и еще 16 портфелей. До сих пор все правительственные решения принимались консенсусом. Это желательное, но не обязательное условие работы кабинета. Коалиционное соглашение допускает возможность решения отдельных вопросов простым большинством голосов, и тут явное преимущество на стороне "президентского блока". Если оно будет использовано для разрешения коллизии вокруг Политического соглашения с ЕС и уполномоченный вести переговоры с Евросоюзом вице-премьер Божидар Джелич все-таки поедет в Брюссель и подпишет этот документ, дни правительства, вероятно, будут сочтены. Парламент соглашение не ратифицирует, и вновь избранный президент окажется перед дилеммой: назначать досрочные выборы в скупщину или дать возможность Коштунице и лидеру Сербской радикальной партии Томиславу Николичу договориться о формировании нового парламентского большинства, а затем сформировать правительство – но уже без участия Демократической партии.

Судьба правительства может решиться уже 7 февраля на его очередном заседании, полагает министр инфраструктуры, лидер партии "Новая Сербия" Велимир Илич. Все это очень печально: события начали развиваться именно по тому сценарию, который в конце прошлого года всеми силами пытался предотвратить Коштуница, требовавший отсрочки президентских выборов. Тадич настоял на своем: он тоже хотел как лучше.

4 февраля, когда новая сербская внутриполитическая коллизия только вызревала, находившийся в Белграде заместитель председателя международного комитета Совета Федерации Василий Лихачев в интервью ИТАР-ТАСС отметил, что после второго тура президентских выборов Сербия "получила два полюса – формального и неформального лидеров" в лице Тадича и Николича. По его мнению, "результаты голосования позволяют говорить о возможности и жизненной необходимости консолидации сербского общества". "Без сближения и взаимодействия – на площадке администрации президента или в парламенте – будет трудно обеспечить внутриполитическую устойчивость Сербии, дать ей возможность позиционировать себя как единое в политическом смысле государство, в частности, перед тем же Европейским союзом. Выборы показали объективные предпосылки к сближению и совместной работе лидеров правящего демократического блока и группирующейся вокруг СРП оппозиции", – отметил сенатор. Он, вне сомнения, прав: все объективные предпосылки налицо. Весь вопрос в том, позволят ли их реализовать настолько же объективные политические обстоятельства.

Андрей НАРЫШКИН, Белград
Источник:"ИТАР-ТАСС "


 Тематики 
  1. Балканы   (39)