В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Этногеографический фактор политики США на Ближнем и Среднем Востоке

Институт Ближнего Востока
М.М. Юрьев

Военно-политическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива к концу 2007 г. оставалась сложной и противоречивой. Нестабильность характера ее развития была обусловлена прежде всего неуклонным ростом напряженности в Ираке и Афганистане, последствиями организованной Израилем в июле-августе 2006 г. военной операции против радикальной шиитской организации «Хизбалла» на территории Ливана, ростом вероятности силовых акций США против Ирана в связи с дальнейшим обострением американо-иранских отношений, активизацией деятельности радикальных исламских структур в регионе.

Осложнение военно-политической ситуации в исламских странах данного региона в значительной степени было определено активными действиями администрации США по расширению зоны своего политического, экономического и военного присутствия, в том числе под предлогом продолжения мероприятий в рамках антитеррористической кампании. Американское руководство прилагало энергичные, подкрепленные военными методами усилия по удержанию у власти в Ираке и Афганистане подконтрольных Вашингтону режимов, вело планомерную работу по неуклонному наращиванию политического давления на Иран (в том числе посредством Совета Безопасности ООН) с тем, чтобы подготовить необходимые условия для применения силы на иранском направлении.

Закрепление тенденции роста военно-политической напряженности на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива в целом вписывалось в концепцию администрации США, предусматривающую обеспечение здесь своего влияния посредством «управляемого кризиса». Это сопровождалось активным использованием со стороны США информационно-психологических методов воздействия, в частности посредством распространения информации о вероятности крупных геополитических изменений в этом регионе.

В середине 2007 г. рядом западных военно-политических аналитиков в средствах массовой информации была организована пропагандистская кампания по поводу прогнозируемых изменений границ на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива. Мотивируя «объективную необходимость» подобного развития событий, они утверждали, что существующие на данный момент в этих регионах государственные образования не соответствуют в полной мере распределению населения по этническому признаку, не отражают начертания исторически сложившихся районов проживания этнических сообществ. Как результат, по утверждению указанных источников, имеющиеся государственные границы носят «неестественный характер», провоцируют нестабильность, возникновение межконфессиональных и межэтнических противоречий, различных форм религиозного экстремизма и в конечном итоге распространение международного терроризма. Данная точка зрения, по существу, служила (в завуалированной форме) оправданием проводимого администрацией США военно-политического курса в регионе Ближнего и Среднего Востока и в зоне Персидского залива. Подобные утверждения, в частности, были отражены еще в 2006 г. в статье отставного генерала ВС США Ральфа Питерса «Blood borders: How a better Middle East would look» («Кровавые границы: Ближний Восток мог бы выглядеть лучше»), опубликованной в июньском номере печатного издания «Armed Forces Journal»).

По мнению автора, международные границы, сложившиеся к настоящему времени на Ближнем, Среднем Востоке и в зоне Персидского залива, в значительной степени искусственны, не отражают истинной картины этнического распределения населения и в этой связи будут в обозримом будущем подвержены изменениям. Эти изменения могут произойти как в результате вооруженных конфликтов, способных возникнуть в связи с резким обострением отношений между странами региона, так и в результате внутриполитических потрясений в этих странах на основе межэтнических и межконфессиональных противоречий. Таким образом, согласно резюме автора, изменения межгосударственных границ в регионе неизбежны в интересах обеспечения режима региональной безопасности и усиления стабильности военно-политической обстановки. Прогнозируемые изменения представлены в приложении в виде сводной таблицы «Прогнозируемые изменения границ исламских государств Ближнего, Среднего Востока и зоны Персидского залива».

По оценке автора, наиболее крупные изменения должен претерпеть Ирак. Его территория, согласно приводимым прогнозам, распадется на три анклава: суннитский, курдский, шиитский, при этом суннитский анклав будет тяготеть к присоединению к Сирии, курдский с высокой долей вероятности преобразуется в часть нового Курдского государства, а шиитский в свою очередь станет частью нового Арабского шиитского государства.

Весьма показательно, что данный прогноз отчасти подкрепляется мнением командующего объединенным центральным командованием ВС США генералом Дж. Абизаидом и председателя Комитета начальников штабов ВС США генерала П. Пейса, которое было изложено ими в начале 2007 г. на слушаниях комиссии конгресса США по делам вооруженных сил. По их оценке, внутриполитическая ситуация в Ираке сохраняется крайне критичной, с высокой долей вероятности возникновения гражданской войны. Данное мнение совпадает с позицией бывшего посла Великобритании в Ираке У. Пети, который в докладной записке Министерству иностранных дел указал на то, что наиболее вероятным развитием событий в Ираке являются «вялотекущая гражданская война и де-факто распад стра-ны».

Обращают на себя внимание прогнозы автора статьи в издании «Armed Forces Journal» относительно вероятности возникновения в регионе целого ряда новых государственных образований: Курдского государства, Арабского шиитского государства, Исламского священного государства, Государства Белуджистан. Так, по утверждению Ральфа Питерса, создание независимого курдского государства обусловлено фактом проживания в регионе значительного количества курдов (от 27 до 36 млн человек), не имеющих собственной государственности. По его оценке, новое государственное образование может включить курдские районы Ирака (Иракский Курдистан), Турции, Ирана, Сирии. Данное государство, как прогнозируется, будет характеризоваться отчетливо выраженным проамериканским и прозападным внешнеполитическим курсом.

В свою очередь, в состав прогнозируемого Арабского шиитского государства войдут южные провинции Ирака с преимущественно шиитским населением, часть юго-восточных районов Ирана (с арабским шиитским населением) и Восточную провинцию Саудовской Аравии (районы нефтяных месторождений также с преимущественно арабским шиитским населением) и, согласно оценке автора статьи, будет выступать скорее в качестве средства обеспечения баланса военно-политических сил в регионе, чем в качестве союзника Ирана.

Автор прогнозирует также распад Саудовской Аравии как «искусственного государственного образования с нарастающими внутренними проблемами без реальных перспектив их разрешения» и, как результат, создание Исламского священного государства, которое включит общеисламские святыни Мекку и Медину. Предполагается, что новообразованное государство может стать неким исламским аналогом Ватикана с коллективной формой правления в виде Совета представителей от основных исламских богословских школ.

Таким образом, администрация США рассматривает информационно-психологические методы воздействия в качестве одного из эффективных средств обеспечения своего военно-политического курса в регионе Ближнего и Среднего Востока и в зоне Персидского залива. На данном этапе отмечается активное использование американским руководством указанных методов воздействия, прежде всего для мотивировки региональной политики, проводимой им в регионе и провоцирующей рост нестабильности в развитии военно-политической обстановки в этом районе мира.

Одним из направлений работы американской стороны является прогнозирование вероятности крупных геополитических изменений в регионе Ближнего и Среднего Востока и в зоне Персидского залива. В рамках этих прогнозов американскими источниками рассматриваются возможности и различные варианты изменений межгосударственных границ. По утверждению авторов прогностических публикаций, данные изменения неизбежны в интересах обеспечения режима региональной безопасности и усиления стабильности военно-политической обстановки и объективно обусловлены развитием ситуации в регионе. Они могут произойти как в результате вооруженных конфликтов между странами региона, так и в результате внутриполитических потрясений в этих странах на основе межэтнических и межконфессиональных противоречий.

Следует ожидать продолжения администрацией США практики использования информационно-психологических методов воздействия и расширения масштабов этой практики по мере реализации американским руководством своего политического курса в регионе Ближнего, Среднего Востоке и Персидского залива, который рассматривается Вашингтоном в качестве зоны своих стратегически жизненных интересов.

Осуществление администрацией США указанных методов воздействия объективно формирует предпосылки к дальнейшему осложнению военно-политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива, возникновению в этом регионе новых очагов напряженности, возрастанию вероятности новых вооруженных конфликтов.

Приложение

Государства Ближнего Востока

1. Сирийская Арабская Республика

Прогнозируемые изменения границ
Утрата приморской зоны, которая отойдет к Ливану, на всем ее протяжении

Мотивировка прогнозируемых изменений
Исторически данная зона являлась частью т.н. Большого Ливана, ее население ориентировано на воссоединение с Ливаном

2. Ливанская Республика

– Присоединение приморской зоны Сирийской Арабской Республики

– См. п. 1

3. Иракская Республика

– Распад территории страны на три анклава: суннитский, курдский, шиитский.
Остаточное сохранение прежних структур иракского государства в пределах западных и центральных районов с преимущественно суннитским населением (провинция Анбар, часть провинций Салах-эд-Дин, Дияла, Найнава) при вероятности их последующего присоединения в отдаленной перспективе к территории Сирии.
Преобразование северных провинций Курдского автономного района в часть нового Курдского государства (см. п. 15).
Преобразование южных провинций с преимущественно шиитским населением в часть нового Арабского шиитского государства (см. п. 16)

– Отсутствие реальных признаков стабилизации внутриполитической обстановки. Обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий. Неуклонное возрастание вероятности возникновения гражданской войны по этническому признаку. Настойчивый курс руководства курдской и шиитской общин на создание собственных государственных образований

4. Иорданское Хашимитское Королевство

– Присоединение части территории Королевства Саудовская Аравия

– Исторически данный район являлся частью т.н. Большой Иордании; проживающие здесь кланы этнически тяготеют к Иордании и ориентированы на воссоединение с Хашимитским Королевством

Государства Персидского залива и Аравийского полуострова

5. Королевство Саудовская Аравия

– Распад королевства как государственного образования в рамках ныне существующих границ.
Утрата значительных территорий, которые отойдут: на севере – к Иордании (см. п. 3), на юге – к Йемену (см. п. 11), на востоке – к новому Арабскому шиитскому государству (см. п. 16), на западе – к новому Исламскому священному государству (см. п. 17)

– Внутренние причины: королевство представляет собой искусственное государственное образование с нарастающими внутренними проблемами без реальных перспектив их разрешения. Внешние причины: в арабском мире отмечается рост недовольства в связи с управлением общеисламскими святынями в Мекке и Медине со стороны клана ас-Саудов, относящегося к ваххабитскому направлению ислама

6. Объединенные Арабские Эмираты

– Возможная утрата некоторых эмиратов, которые в этом случае войдут в состав Арабского шиитского государства

– Население отдельных эмиратов этнически тяготеет к арабским шиитам и ориентировано на присоединение к новому государственному образованию (Арабское шиитское государство) в случае его создания

7. Государство Кувейт

– Сохранение своего государственного образования в рамках существующих границ
    
8. Султанат Оман

– Сохранение своего государственного образования в рамках существующих границ

9. Королевство Бахрейн

– Сохранение своего государственного образования в рамках существующих границ

10. Государство Катар

– Сохранение своего государственного образования в рамках существующих границ


11. Йеменская Республика

– Присоединение части территории Королевства Саудовская Аравия

– Кланы, проживающие в южных районах Саудовской Аравии, этнически тяготеют к Йемену и ориентированы на воссоединение с ним

Государства Среднего Востока

12. Исламская Республика Иран

– Утрата части территории, которая отойдет к новым государственным образованиям: на северо-западе – к Курдскому государству (см. п. 15), на юго-западе – к Арабскому шиитскому государству (см. п. 16), на юго-востоке – к государству Белуджистан (см. п. 18).

Вероятность утраты территории на северо-западном направлении, которая может отойти к т.н. Объединенному Азербайджану.

Присоединение части территории Афганистана в районе н.п. Герат.Население данного района исторически и этнически тяготеет к Ирану

– Нестабильный характер современных государственных границ Ирана в связи с наличием значительного количества этнических сообществ, принудительно объединенных в существующее государственное образование

13. Исламское государство Афганистан

– Утрата на западе территории в районе н.р. Герат, которая отойдет к Ирану. (См. п. 12)

   Присоединение на востоке приграничного северо-западного района Пакистана.
– Население данного района исторически и этнически тяготеет к Афганистану

14 Исламская Республика Пакистан

– Утрата на северо-западе приграничного района, который отойдет к Афганистану.(См. п. 13)

   Утрата территории в районе Белуч, которая отойдет к новому государству Белуджистан
– Население данного района исторически и этнически тяготеет к государственной самостоятельности


Новые государственные образования

15. Курдское государство

– Новое государственное образование включит курдские районы Ирака (Иракский Курдистан), Турции, Ирана, Сирии

– В регионе проживают от 27 до 36 млн курдов. Курдское руководство проводит планомерный и настойчивый курс на создание собственного государственного образования

16. Арабское шиитское государство

– Новое государственное образование включит южные районы Ирака, Восточную провинцию Саудовской Аравии, юго-западные районы приморской зоны Ирана (акватории Персидского залива), отдельные эмираты ОАЭ с преимущественным проживанием арабского шиитского населения

– Руководство шиитской общины Ирака проводит планомерный и настойчивый курс на создание собственного государственного образования.
См. п. 5, 6, 12

17. Исламское священное государство

– Новое государственное образование включит территории в районе общеисламских святынь Мекка и Медина
См. п. 5

18. Государство Белуджистан

– Новое государственное образование включит юго-восточные районы Ирана и южные районы Афганистана с проживанием этнически однородного населения

– Население данного района исторически и этнически тяготеет к государственной самостоятельности



Источник: "Институт Ближнего Востока"

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. США   (972)