В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Войдет ли турецкая армия в северный Ирак?

АНКАРА, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Кирилл Жаров/. Правительство Турции получило полномочия на проведение воинской операции в Северном Ираке. 507 депутатов поддержали соответствующий запрос кабинета министров, 19 – высказались против. Теперь Турция имеет юридические основания сроком на один год для ввода войск в соседнюю страну.

Как неоднократно заявляло высшее руководство страны, операция направлена исключительно на уничтожение баз курдских боевиков, скрывающихся в горах на севере Ирака.

"Никаких видов на территорию Ирака у Турции нет. Операция не затронет гражданское население или политические власти соседнего государства", – прокомментировал намерения Анкары премьер-министр Тайип Эрдоган.

Вместе с тем, одобрение запроса в парламенте не означает немедленного ввода войск в Ирак. По словам Эрдогана, провести операцию можно будет, если того потребует ситуация, в наиболее подходящий момент, еще раз оценив все "плюсы" и "минусы" подобных действий.

Между тем, находившийся с визитом в Анкаре вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими призвал Турцию отказаться от военной операции и дать возможность иракскому правительству самому справиться с террористической угрозой.

* * *

ПАРИЖ, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Михaил Тимофеев/. Президент Ирака Джаляль Талабани обратился к Франции за помощью с тем, чтобы "не допустить вмешательства соседних государств во внутренние дела" его страны. Заявление было сделано Талабани в ходе проходящего визита во Францию. Иракский лидер также выступил за укрепление связей между Парижем и Багдадом.

Отвечая Талабани, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер подчеркнул, что Париж выступает против "каких-либо интервенций в регионе". Министр выразил надежду, что "нынешние разногласия между Ираком и Турцией удастся урегулировать мирным путем".

Кушнер сообщил при этом, что несмотря на то, что к Франции ранее не обращались с предложениями выступить посредником в конфликте между Анкарой и Багдадом, Париж готов рассмотреть подобную просьбу. Глава французского МИД также сообщил, что примет участие в намеченной на 2 и 3 ноября встрече в Стамбуле соседних с Ираком государств и выступит на ней с рядом "положительных инициатив".

Как сообщил представитель Елисейского дворца, в ходе переговоров президент Франции Николя Саркози обещал увеличить объемы помощи Ираку, в частности обеспечить подготовку работников сил безопасности и медицинского персонала.

* * *

ПАРИЖ, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Юрий Ульяновский/. Президент Ирака Джаляль Талабани выразил надежду, что Турция не предпримет вооруженного рейда на иракскую территорию с целью нападения на базы повстанцев из Курдской рабочей партии /КРП/.

"Мы надеемся, что наш друг, премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдоган, проявит достаточную мудрость и вооруженной интервенции не будет, – заявил иракский лидер после переговоров с президентом Франции Николя Саркози и министром иностранных дел Бернаром Кушнером в Елисейском дворце. – Иракское правительство готовы сотрудничать с турецкими властями для достижения соглашения, и мы активизируем работу комиссии, созданной Турцией, Ираком и США для решения этой проблемы".

* * *

АНКАРА, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Кирилл Жаров/. Президент Сирии Башар Асад поддержал намерения Анкары провести операцию по уничтожению курдских боевиков в Северном Ираке.

"Мы поддерживаем решения турецкого правительства, касающиеся борьбы с терроризмом и осознаем, что целью подобной военной операции являются определенные группы лиц, совершающие нападения на турецких военнослужащих", – заявил Асад. Он также добавил, что у Турции "есть право на проведение трансграничной операции против курдских боевиков".

Сирия пока является единственной страной региона, которая открыто заявила о поддержке воинской операции Турции в Ираке.

* * *

КАИР, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Тарасов/. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики вновь пообещал своему турецкому коллеге Тайипу Эрдогану не допустить использования курдскими боевиками иракской территории в качестве плацдарма для нападений на соседнюю страну. Как сообщило иракское телевидение, он заверил в этом главу кабинета министров Турции во время телефонного разговора

В понедельник аль-Малики призвал Анкару провести срочные переговоры для урегулирования кризиса в двусторонних отношениях. Уже во вторник в Турцию прибыл вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими, который заявил о необходимости "дать Ираку шанс в деле предотвращения террористической активности на границе с Турцией".

С призывом к руководству республики не проводить операцию в Северном Ираке обратились генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер и находящийся в Париже президент Ирака Джаляль Талабани. Последний, в частности, указал, что правительство в Багдаде готово к работе с Анкарой и Вашингтоном для решения данного вопроса.

По данным турецкой разведки, на иракской территории находятся несколько тысяч активистов КРП, совершающих вылазки в Турцию с целью организации терактов и нападений на военнослужащих и полицейских.

* * *

ЭЛЬ-КУВЕЙТ, 18 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Вячеслав Анчиков/. С большой озабоченностью встретили иракские курды известие об одобрении турецким парламентом планов Анкары провести трансграничную операцию на севере Ирака.

"Мы никогда не думали, что ситуация ухудшится до такой степени. Всегда есть возможность найти выход путем диалога, а теперь уже практически неминуемое турецкое вторжение несет региону огромную опасность", – заявил в среду спикер Национальной ассамблеи Курдистана /парламента/ Аднан аль- Муфти. При этом он поддержал решение премьер-министра Ирака Нури аль- Малики направить в Турцию иракскую делегацию для урегулирования возникшего кризиса в двусторонних отношениях.

Незаконным с точки зрения международного права и Устава ООН назвал решение турецкого парламента санкционировать ввод войск на иракскую территорию представитель правительства Иракского Курдистана Джамаль Абдалла. "Мы считаем, что для нормализации ситуации на иракско-турецкой границе нужны диалог и дипломатические усилия", – подчеркнул он.

Скрывающиеся на севере Ирака 3 тыс боевиков запрещенной в Турции Курдской рабочей партии /КРП/ совершают вылазки на турецкую территорию, где нападают на военнослужащих и полицейских. За 23 года жертвами вооруженной борьбы КРП за создание независимого государства на юго-востоке Турции стали более 30 тыс человек.



КОММЕНТАРИЙ
В качестве комментария предлагается статья Фонда стратегической культуры.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1007
Вторжение Турции в Ирак – сигнал к перекройке границ региона?

Турецкая армия находится на грани полномасштабного вооруженного вторжения в Иракский Курдистан. Соответствующий запрос в парламент может быть направлен и положительно решен уже в ближайшее время. 9 октября состоялись консультации президента и премьера Турции с начальником генерального штаба, в ходе которых, возможно, уже принято решение о начале военной операции. Формальным поводом для последнего обострения стали атаки боевиков Курдской рабочей партии (КРП) в юго-восточных районах Турции на армейские части и автобус с мирными жителями, сопровождавшиеся беспрецедентными за последние годы потерями со стороны военных – более 100 человек. Только 7 октября в провинции Ширнак в результате столкновения погибли 13 турецких солдат, еще двое подорвались на мине вблизи Диарбакыра.

В ответ турецкая армия начала наносить артиллерийские удары по объектам, которые в Анкаре называют «базами курдских террористов» на севере Ирака. По имеющимся данным, генеральным штабом вооруженных сил Турции рассматриваются четыре плана военной операции, и осуществление любого из них резко дестабилизирует ситуацию в регионе. Видимо, ввод войск в Ирак, против которого до последнего времени вроде бы возражали США, рассматривается турецким руководством как «ассиметричный ответ» на возможное принятие Палатой представителей американского Конгресса 106-й резолюции об армянском геноциде и на некоторые другие действия, которые в Анкаре считают недружественными. Обратим, однако, внимание на следующее. Ранее высокопоставленные турецкие официальные лица неоднократно обвиняли США, как минимум, в попустительстве террористической активности КРП(1). Последуем за этой логикой и представим, что за последними налетами бойцов вроде бы разгромленной турками КРП (или тех, кто себя так называет) на турецкие военные патрули и гражданские автобусы действительно стоят США, стремящиеся дестабилизировать и ослабить Турцию (намеки на это делались, в частности, газетой «Заман»). Тогда логичным становится и то, что поддерживая боевиков в Курдистане, американские стратеги просчитали ответные шаги Анкары(2), только приближающие начало полномасштабной перекройки региональных границ.

Скорее всего, военное вмешательство Турции в Ираке нисколько не противоречит планам архитекторов «Большого Ближнего Востока». Воинственные настроения целенаправленно подогреваются и в Анкаре, и в Эрбиле (неофициальной столице Иракского Курдистана). Ситуация на севере Ирака, хотя и спокойнее, нежели в остальных частях этой страны, все равно довольно нестабильна, особенно при неопределенном статусе Киркука. Против присоединения этого богатого нефтью района к Иракскому Курдистану категорически возражают местные арабы и туркоманы, а по заявлениям курдских лидеров, судьба Киркука обязательно должна быть решена до конца текущего года. В Мосуле и других городах региона не прекращаются теракты, почерк которых несколько отличается от взрывов террористов-смертников, совершаемых на остальной территории Ирака. Например, в организации антиезидских акций в Санджаре в августе, когда в результате взрывов погибли несколько сотен человек, руководитель курдской автономии Масуд Барзани прямо обвинил турецкие спецслужбы. А согласно другой версии, теракты организовали боевики полумифической «Аль-Каиды», базирующиеся (внимание!) на приграничной с Ираком сирийской территории. Чем не повод для обвинений в адрес Дамаска в поддержке «международных террористов», с последующим силовым сценарием по образцу вторжения в Ирак в 2003 году?

Американская пресса со смаком описывает ожесточенное противоборство между курдами и арабами-суннитами в Мосуле, провинциях Ниневия, Дияла и вокруг Киркука(3). При этом арабы-сунниты, пусть и опосредованно, отождествляются с боснийскими сербами, что, учитывая предпочтения американского истэблишмента в ходе югославских событий, ясно говорит о нынешних его предпочтениях. Если американцы поддержат курдов, то тюркоязычное население окрестностей Киркука, заявляющее о притеснениях как раз со стороны курдов, может рассчитывать на вмешательство Анкары, в том числе и военное. В Иракском Курдистане имеются существенные интересы и у Ирана, взятого американцами в клещи с разных направлений; не забудем также о значительных запасах нефти (20% от общих разведанных запасов Ирака – около 10 млрд. баррелей) с налаженными путями доставки и развитой инфраструктурой. Все эти факторы – пестрый этноконфессиональный состав, клановые и племенные военные структуры, пересекающиеся экономические и геополитические интересы, недружественных, а то и прямо враждебных друг другу государств, делают Северный Ирак в чем-то похожим на Ливан. Однако если кризис на севере Ирака войдет в «горячую» фазу, его последствия здесь окажутся значительно тяжелее.

В будущем не исключен крупномасштабный региональный конфликт, в который могут быть втянуты, помимо Турции и раздираемого на части Ирака, сопредельные Сирия и Иран. В этих двух странах существует многочисленное курдское население, которое, скорее всего, потребует независимости или же присоединения к проектируемому американцами квазигосударству в иракском Курдистане. Совершенно очевидно, что подобные устремления сирийских и иранских курдов будут всячески поддерживаться американцами (и, вероятно, их основными союзниками в регионе израильтянами). Можно также прогнозировать, что попытки Турции решить курдскую проблему силой приведут не к разгрому, а к консолидации многочисленных курдских племен и их вооруженных формирований, и без того уже сейчас представляющих, не без поддержки США, внушительную силу.

Многие эксперты констатируют конец существования Ирака как единого государства. Принятую Сенатом США резолюцию с идеей превращения этой страны в рыхлую конфедерацию из курдского, шиитского и суннитского районов поддержал номинальный президент Ирака, в прошлом лидер Патриотического Союза Курдистана Дж.Талабани. Согласно этому плану ( статья Ральфа Петерса «Как нам преобразовать Ближний Восток» , опубликованная в авторитетном американском военном журнале "«Armed Forces Journal»", публиковались и соответствующие "карты") в перспективе единому Ираку вообще не будет места. Центральные (суннитские) области страны предполагается объединить с Иорданией под главенством Абдаллы II, что позволит Хашимитскому королевству значительно увеличить свою территорию и частично решить проблему перенаселения. Южные (шиитские) районы с Басрой планируется передать под контроль Кувейта(4). Это, казалось бы, довольно неожиданное решение на самом деле является предпосылкой создания в будущем проамериканского шиитского квазигосударства по берегам Персидского залива. В состав этого «государства», через которое можно было бы контролировать основные нефтегазовые ресурсы региона, в будущем должны будут войти шиитские районы Саудовской Аравии, Ирака, государств Залива, а также населенная арабами-шиитами иранская провинция Хузестан.

В общем, планы США достаточно прозрачны: никто на Ближнем и Среднем Востоке не будет доверять друг другу, большинство новых государств будут этнически и конфессионально разнородными, а за посредничеством при неизбежных здесь конфликтах эти марионетки будут обращаться исключительно к Вашингтону. Показательно также, с каким циничным пренебрежением относятся США к принципу территориальной целостности государств, лелеемому в случаях, когда речь идет об американских союзниках на постсоветском пространстве (например, о Грузии и Азербайджане).

Для России глобальная перекройка границ на Ближнем Востоке не означает ничего хорошего. В случае даже относительного успеха планов США аналогичные схемы неминуемо будут спроецированы на Центральную Азию и России. Замороженные и потенциальные конфликты в регионе, будучи источником проблем в отношениях стран, между которыми они существуют, открывают Вашингтону возможности для вмешательства во внутренние дела потенциальных противников (или не очень покладистых союзников). Признаки такого вмешательства уже налицо: и предложение американского посольства в Тбилиси о международном мониторинге Рокского тоннеля, и идея размещения в Аджарии элементов американской ПРО, осуществляющей слежение за территориями России и Ирана, и многое другое…

Между Иракским Курдистаном, Грузией (и, в некоторой степени, Азербайджаном) есть нечто общее: проамериканский внешнеполитический курс, наличие военных объектов и мобильных подразделений армии США на их территориях, а также усиленная милитаризация в сочетании с внутриполитической нестабильностью. Экспертами, например, отмечалось, что курдские лидеры формируют армию, которая по численности превышает потребности поддержания порядка в самой автономии. Цели очевидны – иметь армию, которая в нужный момент сможет силой поддержать создание независимого Курдистана. При этом, продвигаясь к независимости, курдские лидеры явно стремятся выйти за границы автономии Курдистана(5). В свою очередь, Грузия и Азербайджан подкрепляют претензии на территории самоопределившихся республик (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) попытками интернационализации конфликтов и постоянными провокациями. Темпы наращивания их военных расходов превратили Закавказье в один из самых милитаризированных районов мира(6). Соответствующая обеспокоенность в отношении Грузии и Азербайджана уже была высказана секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей. Компромиссное решение конфликтов на сегодня вряд ли возможно вследствие неуступчивых позиций официальных Баку и Тбилиси, их упования на внешнюю помощь и неготовности к серьезному диалогу. Исходя из этого, действия Москвы должны быть направлены на недопущение развязывания крупномасштабных конфликтов, включая и меры военного сдерживания по отношению к потенциальным агрессорам.

_______________________________
1 См., например, заявление губернатора Элязыга М.Мушмала в 2006 году // http://www.regnum.ru/news/619672.html; подобные заявления делались и более высокопоставленными турецкими чиновниками.

2 Тут вспоминаются, при всех условности исторических аналогий, параллели с «совращением» (термин Бжезинского) Советского Союза на интервенцию в Афганистан.

3 Е. Адам. Курды и сунниты борются за власть [По материалам Нью-Йорк Таймс] // http://kurdistan.ru/content/view/2025/153/

4 И. Царегородцева. США расчленяют Ирак // http://www.rbcdaily.ru/2007/10/08/focus/297225

5 С. Мартиросян. Курды строят огромную армию // http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=745

6 См. О. Горупай. Геополитический омут Кавказа // Красная Звезда. 5 октября 2007 г.



 Тематики 
  1. Турция   (147)
  2. Ирак   (60)
  3. Ближний Восток   (499)