Древний гностический апокриф "Евангелие Истины" найден в "библиотеке"
рукописных кодексов, обнаружившейся близ селения Наг-Хаммади (Египет) в
1945 году. Текст представляет собой коптский перевод с первоначального
греческого. Св. Ириней Лионский (II век) в трактате "Против ересей"
сообщает, что валентиниане "дошли до такой степени дерзости, что свое
недавнее сочинение назвали Евангелием Истины". По содержанию апокриф
действительно схож с изложением системы Валентина Иринеем, но не
тождественен ей (несколько иная иерархия Эонов, падший Эон называется
Ошибкой, а не Софией и т.д.). Вероятно, это творение ближайших
по времени последователей Валентина, но есть и такое мнение, что
"Евангелие Истины" могло быть написано самим Валентином, а то, что
излагает Ириней, следовательно, оказывается одной из версий, ходивших в
круге валентиниан.
Система Валентина приближается к каноническому христианству ближе, чем другие школы гностиков. О Валентине очень высоко отзывался Вл. Соловьёв. В статье для энциклопедии Брокгауза и Ефрона он писал: "Валентин, самый значительный гностический философ и один из гениальнейших мыслителей всех времен..."
Положительно относится к Валентину и Даниил Андреев, на страницах "Розы Мира" называя его в числе тех великих имён прошлого, в чьих прозрениях слышит голоса откровения новое религиозное восприятие, превосходящее рамки старых христианских конфессий.
Одно примечательное место в "Евангелии Истины" прямо соответствует известным по каноническому Евангелию от Иоанна словам Христа "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин 8:12), "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин 14:6):
"[...] Евангелие [...] просветило тех, кто из-за Забвения
пребывали во тьме. Он просветил их; он показал (им) путь. А путь этот -
Истина, которой он учил их".
Согласно "Розе Мира" Пресвятая Троица понимается как Отец, Приснодева-Матерь, Сын(Логос). Причём из текста книги можно обосновать, что самый общий смысл ипостасей Бога определённо связан с тремя сферами, на которые подразделяется любое сознание: воли, чувств ("сердца") и разума.
Приведём самое интересное место в "Евангелии Истины" для сопоставления с РМ:
"Таким вот образом Слово Отца и входит во Всеобщность, подобно плоду Его
сердца и выражению Его воли. Но оно поддерживает (обитателей) Всеобщности,
очищая их, принося их назад к Отцу, к Матери, к Иисусу Бесконечного
Блаженства."
Воля + сердце → Слово(Логос); Отец, Мать, Иисус.
Здесь "сердце" и "воля" (а также само Слово) отнесены к Отцу. Следует иметь в виду, что "Отец" означает и целостного Бога (в большинстве случаев), и самое первое Его начало (когда подразумевается различение с другими началами, а не рассмотрение их как "атрибутов"). Что касается титула "бог", то его гностики относили к низшему творцу материального мира, но не к тому Небесному Отцу, во имя которого приходил Христос. Ещё одно место:
"..Воля - то, в чём покоится Отец и то, чему радуется он"
"Отец" читаем как "Бог", радуется - чувство.
* * *
"... Он открыл Слово, изошедшее первым, вместе с Разумом, говорящим это Слово в Безмолвной Милости."
Параллель из РМ:
"Планетарный Логос - великая богорождённая монада [...] выражает собою, как Слово выражает Говорящего, одну из ипостасей Троицы: Бога-Сына."
Бога-Сына Даниил Андреев также называет "Логосом Вселенной" и "Разумом Вселенной".
Итак, Разум и Слово изошли первыми. Надо иметь в виду, что у гностиков-валентиниан Эоны как правило были парными (сизигии, двоицы). С точки зрения РМ, сам схематический принцип, конечно, надуманный, но результат достигнут правильный: Бог-Сын(Разум, Говорящий) → Христос(Слово).
Откуда изошли Разум и Слово? Из самой начальной двоицы. Общая иерархия Эонов, как она описывается в "Евангелии Истины", примерно такова:
Глубина → Мысль / параллель: Отец + Приснодева-Матерь
Разум → Слово / параллель: Сын → Христос
Мудрость (обдумывала Слово) → Учение
Гнозис → Воздержание (венец Гнозиса)
Радость (в гармонии с Воздержанием) + Слава
Образ + Отдохновение
Любовь + Верность
...
Святой Дух → Истина
* * *
Согласно изложению системы валентиниан Иринеем Лионским первая сизигия та же, что и в "Евангелии Истины" (Глубина → Мысль), а дальше начинаются различия... Причём, Мать-Мысль называется также Благодатью и Тишиной, и это женское начало, тогда как Глубина (βυθως) - мужское. Троица определена очень чётко:
"На недосягаемой и невыразимой высоте, как говорят они, существует совершенный и предвечно сущий Эон, который зовется Первоначалом, Праотцом и Бездонным (βυθως) ... Он необъятен и невидим, вечен и нерожден, и пребывает и тишине и покое несчетное количество веков (эонов). Его Мысль (εννοια), которую они называют также Благодатью (χαρις) и Тишиной (σιγη), существует вместе с ним."
"Когда же этот Бездонный задумал произвести из себя начала всего, он поместил в матку - Тишину, которая была с ним, - семя всего, что было им задумано. Восприняв это семя, Тишина зачала и родила Ум (νους), (сущность) во всем подобную и равную его породившим, которая одна только в силах охватить величие своего Отца. Этот Ум называется Единородным, Отцом и Началом всего."
Хотя и в форме, несколько сниженной антропоморфическим элементом (надо ещё помнить, что это не более чем пересказ Иринея), но по сути речь здесь идёт о рождении Бога-Сына, который становится началом всего последующего и называется Отцом (в смысле - Богом, см. ниже). Интересный отрывок находим также в другом трактате, в "Опровержении всех ересей" Ипполита Римского:
"Некоторые из них, стремясь превратить доктрину Валентина в чистый пифагореизм, считают, что Отец этот не содержит в себе ничего женского, не связан никакими узами (брака) и (абсолютно) один. Другие же, полагая, что мужское начало не в силах самостоятельно произвести что-либо, прибавляют к нему Тишину, как его супругу, для того, чтобы он смог стать Отцом. Что касается этой Тишины, супруга она ему или нет, пусть они сами разбираются..."
Недостаток схемы, пересказываемой Иринеем, по сравнению с "Евангелием
Истины" в том, что Ум и Слово не принадлежат одной двоице, и потому
возникают "лишние" парные Эоны: для Ума - Истина, для Слова - Жизнь. Кроме
того, Эоны "Слово" и "Христос" оказываются не тождественны, и совместную
двоицу с Христом составляет Святой Дух, очевидно понимаемый как
дополнительный Христу женственный Эон (традиция, берущая начало в
особенностях древнееврейского языка, тогда как в греческом "Дух" -
среднего рода). А вот в "Евангелии Истины" как будто бы нет принципа
обязательной противоположности мужского и женского в двоицах, сам принцип
эманации двоицами не выдержан последовательно, и Святой Дух не рассматривается
как сущность женственная, поскольку составляет пару с женского рода
Истиной.
* * *
Возвратимся к тексту "Евангелия Истины".
"Отец открывает свои глубины. - Ныне же его глубины суть Дух Святой."
"Дух Святой ... он - проявление Отца и Его Откровение Его Эонам."
Это о Святом Духе. Отец здесь означает Бога в целом, но определённая близость к ипостасному отождествлению Святого Духа с первым Лицом Троицы (согласно РМ) есть, поскольку упомянуты "глубины", а Глубина - из первой сизигии, по сути - первая ипостась Троицы.
"Ныне же Имя Отца - Сын. Именно Он (Отец) первым дал имя изошедшему из Него (из Отца), который был им самим, и он породил его как Сына. Он дал ему имя его, принадлежавшее Ему. Он - тот, кому принадлежит всё сущее вокруг Него, Отец. Это Имя - Его; Сын - его."
Фактически следует читать: "Ныне же имя Бога - Сын ... Бог дал имя изошедшему из Него, который был Им самим". Это было написано раньше, чем в каноническом христианстве родилась концепция единосущия Отца и Сына.
Разумеется, иерархия Эонов - нечто совсем иного плана нежели "три сферы сознания". Поэтому не должно удивлять, например, что Мать названа Мыслью. Это следствие пристрастия эллинистической философии к интеллектуалистскому пониманию последовательности эманаций Единого. Важно однако, что правильное понимание удивительным образом проступает в "Евангелии Истины", отчасти за счёт видоизменения иерархии Эонов, отчасти вне связи с этой иерархией, поверх неё и даже вопреки ей.