Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Сенокос в Леушинском монастыре


Загрузить в полном масштабе 1024x843, 144k

Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Сенокос в Леушинском монастыре  [1914]

Леушинский монастырь в фотографиях С.М. Прокудина-Горского (1914 г.)
http://www.leushino.ru/photo/prokudin-gorskii/index.html

Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 г. в местечке Леушино близ р.Шексны между Череповцом и Рыбинском. Нелегко складывалась начальная судьба обители на сем месте, избранном Божией Матерью.

Трудами Игумении Таисии Леушинский монастырь стал одной из трех “женских лавр” России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем подвизалось почти 700 насельниц. Главный храм монастыря – величественный пятиглавый собор Похвалы Божией Матери – Игумения Таисия воздвигла по подобию Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Матушка Таисия учредила в особой часовне, где собирались чтимые иконы Богородицы, неусыпающее чтение Акафиста Божией Матери, которое продолжалось почти сорок лет. Леушинский монастырь явился Русской Похвалой Божией Матери, Ее Северным Уделом.

Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941-46 гг. он был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Как древний град-Китеж, он пребывает сокрытым от поругания, и продолжает сиять благодатным светом всем, прикасающимся Великой Леушинской Тайне.


Затопление монастыря и его будущее явление из-под воды Господь открыл Игумении Таисии в пророческом видении о грядущих судьбах обители. В своих "Записках" Игумения Таисия рассказывает об одном видении, бывшем ей как раз накануне ее назначения в Леушинскую общину в 1881 году. Матушка Таисия поняла его как предсказание о своем настоятельстве в Леушино, но это видение, как сейчас очевидно, имело более широкий и глубокий смысл. Оно оказалось откровением Божиим о грядущих судьбах Леушинского монастыря, явленным в таинственных образах, по силе, характеру близких библейским.

"…Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна". Некий глас с неба открыл ей, что она должна "выжать все это поле". Цветущее поле изображало расцвет монастыря во время игуменства Таисии до его закрытия после революции. Леушинская обитель стала цветущим Садом Божией Матери на Севере Руси, принесшим богатый духовный урожай Богу.

После ржаного поля матушка Таисия увидела "огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут-луг, сенокос". Удивительно, что Таисия как нечто важное подчеркивает в своем рассказе, что это огромное море было "наливное, а не самобытное". Могла ли Игумения предполагать, что ее монастырь действительно некогда окружат бескрайние пространства Рыбинского водохранилища, которое зальет и погубит многие заливные луга и сенокосы?! Эта вода не остановила подвижницу. "…И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею". Это видение исполнилось в 1940 году, когда началось медленное затопление бассейна реки Шексны, длившееся до 1946 года, и монастырь ушел под воду. (Уровень воды в районе монастыря колеблется в разное время года от 1 до 7 м.).

Далее произошло чудесное событие. Когда, казалось, уже не было никакой надежды на спасение, пришла небесная помощь: "вдруг сверху, как бы с неба упал прямо мне в руку (правую) настоятельский посох, и тот же голос, который говорил мне о ржи, снова сказал при падении посоха: "Опирайся на него,– не потонешь." Упавший с неба посох, является не только символом игуменской власти, но также знамением твердой опоры. "Аще бо и пойду посереде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица (посох) Твоя, та мя утешиста" (Пс.22). С помощью посоха она проходит воду и достигает монастыря. "Действительно, с помощью этого посоха, я шла далее водой, и, наконец, вода стала мелеть, скоро показался луг зеленый, и невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход, направлявшийся в те ворота, к которым подходила и я, опираясь на посох".

Закончился чудесный сон тем, что "в самых воротах" крестный ход встречает Игумению, певчие поют входное "Достойно есть", "и крестный ход вместе со мной направился обратно к храму".

Третью часть сна можно считать пророчеством о восстановлении славы монастыря, о прославлении Божией Матери на месте сем "Достойно есть". Если исполнились две предыдущие части видения, видимо, предстоит исполнится и этой последней части. Игумения должна войти монастырь. Каким образом, как и когда – также неведомо, как было неведомо исполнение предыдущего…

Сие море, ставшее "святым", хранит честные останки Верной Служки Божией Матери, Благодатной и Богомудрой Старицы Великой Игумении Таисии. Матушка исполнила свой обет, данный ею Богородице, и не оставила Леушино даже после его затопления.

Вся история Леушинского монастыря – история неугасимой свечи Пречистой Деве, неусыпающего Акафиста, неумолкающей Похвалы Божией Матери. Пожалуй, нигде на земле не славилось так Имя Пречистой, как в Ее Леушинском уделе. Более – только на Небесах.

В этом и состоит "Великая Леушинская тайна", ныне пребывающая под спудом рукотворного моря, но имеющая явиться в грядущие времена и теперь уже являющаяся духовно всей Руси. Леушино, будто подводная Святая Русь, светит из своей глубины всей России и всем притекающим к нему.

P.S.
Ныне зримой сохранившейся частью Леушино на земле остается Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, милостию Божией восстанавливаемое и возрождаемое... Для всех желающих помочь в восстановлении Леушинского подворья и подвизаться в нем – адрес храма: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 31.