Холст, масло. 142 х 105
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Именно этим годом датирована французская гравюра с портрета подобного типа. Вполне возможно, что гравюра исполнена с портрета, который сейчас хранится в военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Петр I изображен на фоне моря с многочисленными крепостями и выстроившимися кораблями союзного флота – русского, голландского, датского и английского. Российский царь командовал им во время морской кампании осени 1716 года.
Каравак приехал в Россию весной 1716 года, и Петр I вполне мог взять своего придворного живописца на театр военных действий. В «Походном журнале» за 1716 год есть две записи, от 14 и 15 ноября, на которые обратил внимание еще Д. А. Ровинский: «Его Величество кушал у короля [Фридриха-Вильгельма I, короля Прусского – примечание Д. А. Ровинского], и списывали персону». 15-м ноября помечено: «Его Величество кушал дома, и списывали персону, и был король» (Подробный словарь русских гравированных портретов / Сост. Д.А. Ровинский. В 4 т. СПб., 1888. Т. 3. Стб. 1567.).
Якоб Штелин критически относился к портретам Каравака, считая, что художник «никогда не достиг надлежащей силы в рисунке», что «его портреты были и остались жесткими: по колориту» и что они «всегда немножко похожи, но никогда полностью» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Составление, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловия к разделам и примечания К.В. Малиновского. – М., 1990. Т. 1. С. 45.). Однако иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны, их неоднократно копировали и гравировали в течение последующих столетий.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18033&cat_ob_no=
|
|