А. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бирули и В. Мешкова
Александр Михайлович Герасимов А. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бирули и В. Мешкова [1944]
«Мой групповой портрет возник не случайно,– рассказывает автор полотна. – Уже давно я мечтал запечатлеть в живописи портреты русских советских художников старшего поколения. Мне хотелось показать их демократизм и характеризовать их как носителей тех благородных национальных реалистических традиций, которыми связано современное искусство с прошлым. Вот почему на моем групповом портрете не случайно появились именно И. Н. Павлов, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н. Мешков... Кроме общности реалистических убеждений, этих художников связывали дружеские отношения. Да и я знал и любил их больше других».
Герасимов писал портрет с необычайным увлечением.
Вся группа художников запечатлена в глубоко правдивом жизненном взаимодействии, в момент товарищеской близости. Портрет дает яркое представление не только об общности убеждений изображенных людей, но выразительно раскрывает характеры каждого из них. Перед зрителем возникают живые образы, полные человеческого тепла и неповторимой индивидуальности.
Как типичны и самобытны фигура и лицо старейшего мастера русской живописи Василия Никитича Мешкова! Узнаешь весь склад его характера, его отношение к искусству.
Как вылеплены голова, глаза, руки ветерана советской гравюры Ивана Николаевича Павлова! Его руки – это руки именно гравера. Очень верно передал Герасимов и павловскую манеру говорить.
А сколько правдивости в мечтательной позе Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля, этого лирика русского пейзажа. Опять-таки – какое верное воссоздание характера, типа...
Восьмидесятидвухлетний Василий Николаевич Бакшеев изображен сохранившим свой горячий творческий пыл.
По живописному исполнению эта картина – одна из лучших работ художника. В общую, довольно мягкую колористическую гамму Герасимов вводит отдельные сильные цветовые удары. Портрет подкупает цельностью колористического исполнения, темпераментным мастерством, артистичностью живописи. Обращает на себя внимание живописное решение интерьера и натюрморта на столе. Этим мастер достиг гармонического единства всех композиционных частей портрета, убедительной связи человека и обстановки.
Создание группового портрета старейших художников представляло собой длительный и упорный труд.
Один из изображенных на портрете, Иван Николаевич Павлов, в своих мемуарах подробно рассказывает о работе Герасимова над этой картиной.
«В одно прекрасное утро Александр приехал ко мне совершенно неожиданно и сказал:
— Вот что, Ваня, немедля одевайся – я повезу тебя с собой.
— Куда?
— Это ты после узнаешь.
И вот я привезен в мастерскую Герасимова в поселок Сокол, в уютный домик на улице Левитана, с небольшим садом, где разведены его любимые розы. Смотрю – в мастерской сидят Бакшеев и Бялыницкий. Несколько позже был привезен и Василий Никитич Мешков. Всем нам вместе было триста лет.
Тут-то Александр Михайлович и раскрыл перед нами свои карты. Он задумал написать групповой портрет старейших художников и выбрал нас своей жертвой. Этому портрету он придает особое значение в своем творчестве и хочет выразить лучшие черты своего творческого «я».
С этого дня и начались портретные сеансы и встречи четырех стариков «натурщиков». Нам была создана обстановка, запечатленная на портрете, – с круглым столом, солидным графином и вазой с фруктами, фоном, где висела картина в широкой золотой раме и стоял античный бюст.
Александр Михайлович аккуратно заезжал за нами на своей машине и так же заботливо развозил всех по домам... Мы позировали, вероятно, не менее двадцати сеансов, из которых каждый продолжался два-три часа. В перерывах мы оживленно беседовали».
Любопытен и рассказ самого Герасимова о работе над портретом. Он говорит, что специально не усаживал своих «натурщиков»: «За столом они расположились каждый по своему вкусу». Самым разговорчивым оказался Иван Николаевич Павлов. «Он буквально ни одной минуты не мог сидеть молча, рассказывал свою долгую и интересную жизнь, вспоминал давно ушедшие времена и давно ушедших людей». Точно таким и изобразил его Герасимов.
«Хорошо помню, – говорит живописец, – что я старался каждого из художников писать как раз в те моменты, когда он забывал, что с него делают портрет. Именно в такие мгновения каждый из них был наиболее естественным, непринужденным».
Как портретист, Герасимов чувствовал особую ответственность перед В. Н. Мешковым – ведь тот и сам был выдающимся мастером портрета.
«Василий Никитич строго следил за исполнением моего портрета и порой был беспощаден в оценке сделанного. Но все его замечания шли только на пользу работе».
«Портрет старейших советских художников» является глубоко содержательным произведением советской живописи. Он помогает нам понять и полюбить образы прекрасных русских художников старшего поколения, беззаветно отдавших свое творчество советскому народу и бережно передавших традиции национального реалистического искусства молодежи.
Именно так понимал смысл своего труда над групповым портретом и сам его автор.
«Если молодые поколения, – сказал Александр Михайлович Герасимов,– будут воспринимать мой портрет старейших художников как правдивую и искреннюю повесть о лучших представителях русского советского искусства – значит, мой труд не пропал даром». http://sttp.ru/master96.html